Проблемы устранения заикания у дошкольников с использованием игровых приемов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 18:54, курсовая работа
Краткое описание
Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3-4 Глава I. Теоретические основы изучения проблемы у детей дошкольного возраста Причины и механизмы заикания……………………………….5-9 1.2 Проявления заикания у детей дошкольного возраста ……..10-11 1.3 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников ……………………………………..12-16 Глава II. Проблемы устранения заикания у дошкольников с использованием игровых приемов 2.1 Значение игры в развитии дошкольника ………………….. 17-18 2.2 Особенности поведения заикающихся детей в играх…………19-22 2.3 Характеристика видов игр ………………...................................23-26 2.4 Особенности использования игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста……………………………27-37 Заключение…………………………………………………………38-40 Список литературы.………………………………………………..41-43
Один из важных вопросов, требующих
решения, - преемственность в работе логопедов
дошкольных и школьных учреждений. Заикающийся
ребенок, посещавший речевой детский сад,
поступая в школу, теряет связь с прежним
логопедом и не всегда устанавливает контакт
со школьным логопедом.
Документов, регламентирующих
эту связь как обязательную, не существует.
Продолжение коррекционного воздействия
на заикающегося зависит от настойчивости
родителей ребенка или от желания школьного
логопеда сформировать группу заикающихся
школьников. Таким образом, результаты
устранения заикания, полученные в дошкольном
возрасте, с приходом ребенка в школу не
только не закрепляются, но в новой среде
заикающийся школьник теряет приобретенное,
наступает рецидив заикания, ухудшаются
условия социальной адаптации ребенка.
На современном уровне развития
логопедической помощи в стране можно
наметить следующие пути решения проблемы
преемственности. Один из путей - катамнестическое
изучение заикающихся, проведенное через
1 - 3 года после посещения речевого дошкольного
учреждения, оно может послужить созданию
связи между детским садом и школой.
Второй путь решения вопроса
о преемственности - повышение психологической
грамотности логопедов. Через изучение
тех психологических характеристик, которые
должны отражать в своем заключении о
ребенке логопеды дошкольных учреждений,
школьный логопед получит необходимый
материал. Имея данные о личности заикающегося
ребенка в раннем детстве, школьный логопед
продолжает изучение личности ребенка,
его поведения, микросреды в новых условиях
деятельности и в соответствии с этим
определяет логопедический и обязательно
психотерапевтический путь воздействия.
На логопедических занятиях с заикающимися
младшими школьниками следует создавать
щадящий переход к новой деятельности,
планируя и проводя игры-занятия. Чтобы
не повышать психологическую нагрузку
заикающемуся ребенку, в игровое занятие
следует постепенно вводить элементы
учебной деятельности.
Требует решения проблема логопедического
воздействия на заикающихся детей преддошкольного
возраста и связи в работе логопедов, оказывающих
логопедическую помощь заикающимся детям
разного возраста. Наиболее эффективно
устранение заикания в возрасте от 2 до
4 лет, поэтому необходимо решить вопрос
преемственности в работе логопедов в
системе народного образования и здравоохранения,
увеличивая количество ясельных групп
для заикающихся с соответствующими медицинскими,
воспитательными и логопедическими кадрами.
Перспективно в плане решения проблемы
заикания создание в стране групп риска.
Наблюдение ребенка от рождения до возраста,
в котором возникает заикание, способствовало
бы и оказанию ранней помощи только что
начавшему заикаться, и изучению особенностей
заикания в столь раннем возрасте. С этой
проблемой тесно связана проблема разработки
психологически обоснованных методик
логопедической работы как с детьми раннего
возраста, так и на протяжении всего дошкольного
периода.
Требуют дальнейшей разработки
перспективные психологический и психолингвистический
аспекты заикания.
Список литературы
1.Асатиани Н.М., Белякова
Л.И., Калачева И.О. и др. Данные
клинико-физиологического исследования
детей дошкольного возраста, страдающих
заиканием // Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30.
.Белякова Л.И. Проблемный
подход к анализу патогенетических
механизмов заикания. // Заикание: проблемы
теории и практики. Под ред. Беляковой
Л.И. М.- 1992. С. 3-20.
.Белякова Л.И., Дьякова
Е.А. Речевые паузы в нормальной
речи и при заикании. // Вопросы
психологии. № 3, 1993. С.88-94.
.Белякова Л.И., Дьякова
Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых
параметров у лиц с нормальной речью и
заикающихся. // Психолингвистика и современная
логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.-1997.
С. 156-169.
.Белякова Л.М., Дьякова
Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.
.Богомолова А.И. Устранение
заикания у детей и подростков.
- М.:
.Болдырева Т.А. Динамика
формирования личности заикающихся.
// Заикание. Проблемы теории и практики.
Под ред. Беляковой Л.Б. М- 1992. С. 76-87.
.Вербовая Н.П., Головина
О.М.,Урнова В.В. Искусство речи. М. -1977.
.Власова Н.А. Логопедическая
работа с заикающимися дошкольниками.
М. - 1959.
.Власова Н.А. О заикании
детей дошкольного возраста // Педиатрия.
-1974. - №7. - С.82-85.
.Волкова Г.А. Игровая деятельность
в устранение заикания у дошкольников.-
М.,1983.-143с.
.Волкова Г.А. Игровая деятельность
в устранении заикания у дошкольников.
М. - 1983.
.Воспитание и обучение
детей с расстройствами речи.
Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова.
М., Просвещение, 1968.
.Выгодская И.Б., Пеллингер
Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания
у дошкольников в игре. Пособие для логопедов.
М.-1984.
.Дьякова Е. А. Речевые
ошибки и особенности процесса
речеобразования у заикающихся. // Заикание.
Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И.Беляковой.
М.-1992. С.38-50.
.Заикание у подростков.
Книга для логопеда. Из опыта
работы. // Сост. Буянов М.И. - М. - 1989
.Заикание: проблемы теории
и практики. Под ред. Беляковой
Л.И. М. - 1992.
.Зимняя И.А. Основы теории речевой
деятельности. М.-1974.
.Игры в логопедической
работе с детьми: Книга для
логопеда // Ред. сост. В.И. Селиверстов.
М., 1987.
.Калачева И.О. Использование
семейной психотерапии в процессе
реабилитации детей раннего возраста,
страдающих заиканием.// Заикание: проблемы
теории и практики. М.-1992. С. 100-107.
.Левина Р.Е. Заикание у
детей. // В кн.: Преодоление заикания
у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М.,
1975. - С.3-22.
.Логопедия / Под ред. Л.С.
Волковой - - М.: Просвещение, 1995. - 528с.
.Лохов М.И. Психофизиологические
механизмы коррекции речи при
заикании. С.-Пб. - 1994.
.Методы групповой психотерапевтической
работы с больными, страдающими
заиканием (методические рекомендации).
Сост.:
.Миронова С.А. Исправление
заикания у дошкольников в
процессе обучения. // Преодоление
заикания у дошкольников. Под
ред. Левиной Р.Е. М. - 1975. С. 23-135.
.Миссуловин Л.Я. Заикание и
его устранение. - СПб.: ООО "СЛП", 1997.
-144с.
.Саитбаева Э.Р. Психолингвистический
анализ связной речи заикающихся дошкольников
в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы
теории и практики. Под ред. Беляковой
Л.И. М. - 1992. С.20-37.
.Селиверстов В.И. Заикание
у детей. Пособие для логопедов.
//М.-1994.
.Селиверстов В.И. Заикание
у детей: Психокоррекционные и дидактические
основы логопедического воздействия.
- М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.
.Чевелева Н.А. К вопросу о заикании
у детей // Дефектология. - 1977. -