Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;
Отклонение от социальных норм включают отклонения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа.
К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением материальной, денежной, имущественной выгоды (хищения, кражи, спекуляция, протекция и т.д.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных, уголовно наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморальных проявлений.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилование и убийство).
Отклонения
социально-пассивного типа выражаются
в стремлении ухода от активной общественной
жизни, в уклонении от своих гражданских
обязанностей и долга, нежелании
решать как личные, так и социальные
проблемы. К такого рода проявлениям
можно отнести уклонение от работы
и учебы, бродяжничество, употребление
алкоголя и наркотиков, токсических
средств, погружающий в мир
Отклоняющееся поведение как по содержанию, по целевой направленности, так и по степени общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушений норм морали, незначительных правопоступков и включая тяжкие преступления. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне. К нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции поведения.
Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять так называемый докриминогенный уровень, когда индивид еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопоступков, нарушений норм морали, правил общения, правил поведения в общественных местах, в уклонении от общественно полезной деятельности, в эпизодическом употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, нарушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности.
Социальные
отклонения, которые выражаются в
преступных, уголовно наказуемых действиях,
когда индивид становится субъектом
преступления, которое рассматривается
следственными и судебными
Подростковый и юношеский возрастные периоды входят в группу повышенного риска, так как для них характерны:
Во-первых, внутренние трудности переходного периода, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции;
Во-вторых,
пограничность и
В-третьих,
противоречия, обусловленные изменением
механизма социального
В
числе разнообразных
-
индивидный фактор, действующий
на уровне психобиологических
предпосылок асоциального
-
психолого-педагогический
-
социально-психологический
-
личностный фактор, который прежде
всего проявляется в активно-
-
социальный фактор, определяющийся
социальными и социально-
Во
многих случаях предпосылки
Г. Кэплан начинал изучение взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоунижения и повысить субъективную вероятность принятия себя.
Пониженное
самоуважение у юношей связано практически
со всеми видами девиантного поведения.
Г. Кэплан считает, что низкое самоуважение
способствует росту антинормального
поведения; участвуя в антисоциальных
группах и их действиях, подросток
пытается тем самым повысить свой
психологический статус у сверстников,
найти такие способы
У большинства подростков положительная самооценка преобладает над отрицательной, причем с возрастом эта тенденция усиливается. Самокритика, недовольство собой помогает преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.
Однако у некоторых этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками.
Во-первых,
они считают, что не имеют личностно-данных
качеств или не могут совершить
личностно-ценных действий, обладают отрицательными
чертами или совершают
Во-вторых, им кажется, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.
В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.
Потребность
в самоуважении у таких подростков
особенно сильна, но, поскольку она
не удовлетворяется социально-
Девиантное
поведение вначале всегда бывает
немотивированным. Подросток, как правило,
хочет соответствовать
Далее такое поведение затягивает. Совершая девиантные поступки, поросток все больше нуждается в одобрении группы и все меньше поддается влиянию «остальных», которые в силу его «ненормального», с их точки зрения, поведения исключают его из своей сферы общения. Оставаясь наедине с группой, он вынужден увеличивать девиантную активность, и его действия превращаются в мотивированные.
Многочисленные
социологические исследования показали,
что наиболее восприимчивым к
различным видам отклонений оказался
возраст 14 – 15 лет, когда еще не сложились
мировоззрение, и подростки более
подвержены влиянию окружающих и
в особенности среды
Девиантное поведение подростков (14 – 17 лет) имеет общие для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего, это противоречия между относительно равномерно распространенными и растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения.
Возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Источником девтантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам. Если это так, то следует рассмотреть, как специфически для подростков и молодежи проявляется социальное неравенство, противоречие между потребностями (ценностями, устремлениями) и возможностями их удовлетворения.
Во-первых,
во всех обществах понятия «старший»
и «младший» означают не только возрастные
различия, но и статусные. Понятие
«старшинство» имеет не только описательное,
но и ценностное, социально-статусное
значение, обозначая некоторое
Во-вторых,
противоречия между постоянно растущими
потребностями людей и
В-третьих, применительно к молодым остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом, допустимом направлении, так как молодежь особенно нуждается в социальном признании и самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) – как форме пассивного протеста.
В
самом общем виде основные причины
девиантного поведения
1.
Неблагополучие экономики,
2.
Кризис общественного сознания,
перемены в ценностных
Резко снизилось значение ценности работы, труда, и совсем на последних местах оказались ценности общественной активности и общественного признания. Образовались «ножницы» между трудом и благополучием в сознании людей и в реальной жизни, и подростки видят, что обогащаются отнюдь не самые трудолюбивые.