Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования: составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития личности подростка.
2. Изучить сущность компьютерной зависимости.
3. Изучить особенности внеучебной деятельности.
4. Изучить зависимость современного подростка от компьютера.
5. Составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.
Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
1.1. Особенности развития личности подростка……….………………….. …..7
1.2. Сущность компьютерной зависимости …………………………………...12
1.3. Особенности внеучебной деятельности……………...................................18
Глава 2. Разработка программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
2.1. Анализ изучения зависимости подростка от компьютера………………………………………………………………………23
2.2. Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности ……………………………..29
Заключение………………………………………………………………….. …..36
Список литературы…………………………………………………………. …..38
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский
государственный гуманитарный университет»
Социально-гуманитарный
факультет
Кафедра
социальной работы
Курсовая работа
ПРОФИЛАКТИКА
КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
В УСЛОВИЯХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила
студентка 4 курса
специальности
«Организация работы
с молодежью»
Житлухина Дарья Александровна
Киров
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
1.1. Особенности развития личности подростка……….………………….. …..7
1.2. Сущность компьютерной зависимости …………………………………...12
1.3. Особенности
внеучебной деятельности……………..
Глава 2. Разработка программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
2.1. Анализ
изучения зависимости подростка от
компьютера……………………………………………………
2.2. Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности ……………………………..29
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
Актуальность исследования. В то время, когда старшее поколение с недоверием присматривается к новым информационным средствам, неминуемо проникающим в повседневность, их дети и внуки быстро осваиваются в этой действительности. Герои книг и видеофильмов, приятели по переписке через Интернет расширили круг их воспитателей и друзей.[12]
Средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. Информационно-компьютерные технологии за последние пятнадцать лет стали неотъемлемой составляющей современной подростковой культуры, оказав на неё существенное влияние. Быстрое развитие компьютерной техники и интенсивность процесса информатизации обуславливают необходимость рассмотрения возрастных и социально-психологических аспектов данной проблематики в более широком социокультурном контексте.
Получение и обработка информации, безусловно, являются важными средствами развития личности. Новейшие способы обработки и передачи информации с помощью компьютеров – это, несомненно, грандиозное достижение человеческой цивилизации. Хотя и оно может восприниматься неоднозначно: оно может послужить совершенствованию личности и способствовать укреплению гуманизма, а может упрочить отчуждающую тенденцию, подчинив существование человека новой социальной силе. Созидательную или разрушительную силу средств массовой коммуникации, к которым относятся компьютер и Интернет, тяжело переоценить.
Компьютеризация
всех сфер общественной жизни человека
– одно из самых впечатляющих событий
последней четверти XX века. Компьютер
стал неотъемлемой частью современной
жизни, захватывая своим влиянием современных
подростков.
Таким образом, проблема подросток и компьютерная среда приобретает все большую значимость.
Внеучебная деятельность более эффективное средство в профилактике компьютерной зависимости подростков, так как различная предметность ее видов открывает широкие пути освоения личностью всех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать устойчивые познавательные интересы, самостоятельность, практически проявить творческое отношение при подготовке и проведении различных дел.
Степень научной разработанности. Различные аспекты проблемы зависимости от киберпространства разрабатываются давно. Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Бальбот. Изучению специфики компьютерной деятельности детей и подростков посвящены исследования М. Коула, С. Пейперта, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова. Проблема Интернет-зависимости предложена к рассмотрению Кимберли Янг. Работы этого психолога посвящены прикладному аспекту изучения виртуального мира.[17]
Был
развернут международный
При поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ социологический коллектив, созданный творческим объединением «ЮНПРЕСС», проанализировал информационное пространство российского подростка в постсоветский период, захватив последний период наших глобальных реформ – с 1998 по 2005 год. На каждом из двух этапов на злободневные вопросы специалистов отвечали дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет. По итогам исследования выявился факт, что за рассматриваемый период среди источников информации значительно повысилась значимость компьютера, хотя в массовом подростковом сознании он пока не определяет информационную картину: регулярно им пользовалось всего 31% опрошенных, а с Интернетом знаком лишь каждый второй ребенок. Следует отметить, что около половины продвинутых юных пользователей сети Интернет сосредоточено в старшей возрастной когорте (от 15 до 17 лет), а большинство (82%) живет в городах. [18]
Доктор Кимберли С. Янг, профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде считает, что, несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у студентов появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к экзаменам. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети, и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернете. [23]
Объект исследования: зависимость современных подростков от компьютера.
Предмет исследования: профилактика компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.
Цель
исследования: составить программу
профилактики компьютерной зависимости
подростка в условиях внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на обучающихся Кировского государственного техникума промышленности и автомобильного сервиса.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
Теоретическая
значимость: результаты исследований
могут быть использованы в лекциях о зависимостях
подростков (особенно компьютерной) для
педагогов, психологов, социальных работников
которые будут работать с подростками,
могут быть полезными родителям, учителям
старшеклассников, а также самим старшеклассникам
для организации досуга подростка.
Глава 1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
1.1. Особенности развития личности подростка
Подростковый возраст – период онтогенеза, соответственный переходу от детства к юности. Возраст подростковый относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на кои накладывается половое влечение, часто неосознанное. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Характерными новообразованиями являются "чувство взрослости", развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом развития психического в возрасте подростковом является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может приводить к неблагоприятным реакциям (-> поведение девиантное). [15]
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Развитие
человека в период юности может идти
несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла
жизни, своего места в этом мире могут
стать особенно напряжёнными. Некоторые
подростки плавно и непрерывно продвигаются
к переломному моменту жизни, а затем относительно
легко включаются в новую систему отношений.
Они больше интересуются общепринятыми
ценностями, в большей степени ориентируются
на оценку окружающих, авторитет взрослых.
Возможны и резкие, скачкообразные изменения,
которые благодаря хорошо развитой саморегуляции
не вызывают сложностей в развитии.
При переходе от подросткового возраста
к юношескому происходит изменение в отношении
к будущему: если подросток смотрит на
будущее с позиции настоящего, то юноша
смотрит на настоящее с позиции будущего.[19]