Профилактика компьютерной зависимости подростков в условиях внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития личности подростка.
2. Изучить сущность компьютерной зависимости.
3. Изучить особенности внеучебной деятельности.
4. Изучить зависимость современного подростка от компьютера.
5. Составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
1.1. Особенности развития личности подростка……….………………….. …..7
1.2. Сущность компьютерной зависимости …………………………………...12
1.3. Особенности внеучебной деятельности……………...................................18
Глава 2. Разработка программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
2.1. Анализ изучения зависимости подростка от компьютера………………………………………………………………………23
2.2. Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности ……………………………..29
Заключение………………………………………………………………….. …..36
Список литературы…………………………………………………………. …..38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

     Диаграмма 2

     

     Компьютер -  игрушка и средство общения. Профессиональной или учебной работе на компьютере молодые люди начинают уделять все меньше времени.[ Диаграмма 3]

     Диаграмма 3

     

      Подростки считают, что компьютер в их жизни  ничего не значит и есть много вещей, которые более значимы для  них. [Таблица 1] 
 

Таблица 1

«Какую  роль для вас играет компьютер? ».

Варианты  ответов Частоты Проценты
Есть  много вещей, которые для меня  много значат не меньше 61 61
Никакой роли он для меня не играет 30 30
Компьютер для меня все или почти все 8 8
Свой  вариант ответа 1 1
Итого: 100 100
 

      Компьютер может полностью поглотить подростка, и тогда для него даже учеба  утрачивает свою важность. [Диаграмма 4]

 Диаграмма 4 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала  на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто  становились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту роль чаще выполняют герои компьютерных игр. [Таблица 2]

Таблица 2

«Какие  чувства вызывают у Вас компьютерные игры?» 

Варианты  ответа Частоты Проценты от опрошенных Проценты от ответивших
Интерес 72 52,2 73,5
Азарт 46 33,3 46,9
Сопереживание героям игр 13 9,4 13,3
Свой  вариант ответа 7 5,1 7,1
Итого: 138 100 140,8
 

   Стратегии, симуляторы и shuter (стрелялки) – игры, которые полностью поглощают подростка. Там, в компьютерном мире, который наяву представляет собой лишь кучку электронов на магнитном диске,  подросток - капитан звездолета, всемогущий маг или герой вроде терминатора в заколдованной броне, имеющий несколько жизней и наделенный оружием невероятной убойной силы, его боятся монстры, колдуны, призраки... [Диаграмма 5]

   Диаграмма 5

   

     Иногда  подросток, окунаясь в мир нереального, может не заметить времени, которое  он мог бы потратить на близких  и друзей, учебу или интересное занятие, хобби. [Диаграмма 6]

   Диаграмма 6

     

   В обыденной жизни, жизни без компьютера молодые люди вполне могут вести  спокойный образ жизни, хотя легкая нервозность и депрессия могут также присутствовать. [Таблица 3]

Таблица 3

«Что  Вы ощущаете, находясь вне сети?» 

Варианты  ответа Частоты Проценты от опрошенных Процент от ответивших
Спокойствие 57 50,4 58,2
Свой  вариант ответа 18 15,9 18,4
Нервозность 13 11,5 13,3
Умиротворенность 11 9,7 11,2
Депрессию 10 8,8 10,2
Подавленность 4 3,5 4,1
Итого: 113 100 115,3
 

     Можно сделать вывод, что компьютерные технологии занимают одну из главных сфер жизни подростка, наряду с общением с друзьями, что негативно влияет на учебу, дружбу, здоровье, эмоциональный фон подростка. Подросток стремится скрыть себя реального в компьютерных играх и чатах, где герои всегда побеждают и доходят до своей цели, а сверстники никогда не увидят твоей застенчивости или полноты тела. Что может быть скорректировано их участием в социальных психологических тренингах общения, дискуссиях, конкурсах и беседах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности

     Мы  живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились  новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом  на психику подростков.

     После изучения влияния компьютерных игр на развитие личности подростка и выявления негативных последствий увлеченности компьютером, компьютерными играми, общением on-line, было решено составить программу профилактики компьютерной зависимости в условиях внеучебной деятельности.[Таблица 4]

      Цель  данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди подростков; повышение  интереса к различным сферам современного досуга.

      Задачи  программы: 

  1. Помочь  осознать детям их образовательные  потребности способы их удовлетворения с помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.);
  2. Проинформировать подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;
  3. Проинформировать подростков о различных видах досуга.

     Предлагаемая  программа предназначена для подростков в возрасте 14 – 17 лет, а также для их родителей.

      Программа состоит из двух направлений работы:

  1. Работа с подростками в возрасте 14 – 17 лет;
  2. Работа с родителями подростков.

     Первое  направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильмов, участие в конкурсах. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

     Предлагаемая  программа профилактики рассчитана на шесть месяцев обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в месяц с родителями учащихся и по два раза в месяц с учащимися. Время занятий от 30 минут до 2 часов, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей.

Таблица 4. План мероприятий

Сроки выполнения Мероприятие Цель мероприятия
1. Работа с  родителями подростков  
Сентябрь Просветительская  беседа на тему «Компьютер и дети»

[Приложение 3]

Определить  роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга подростков, на здоровье ребенка.
Октябрь Проведение  беседы на тему: «Компьютерная зависимость  и как с ней бороться» [Приложение 4] Разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы.
Ноябрь  
Демонстрация  фильма «Виртуальная агрессия» и дискуссия по фильму [Приложение 5]
Показать какие образы складываются у детей в результате просмотра рекламы, боевиков, ужасов, современных мультфильмов и компьютерных игр? Как эти образы потом влияют на поведение взрослых людей? Донести до родителей, что необходимо уделять больше своего внимания собственным детям! Не перекладывать своей роли в воспитании детей на телевизоры и компьютеры!
Конец января Праздник «Папа, мама, я – дружная и здоровая семья» [Приложение 7] Показать подросткам и их родителям, что совместный отдых возможен и интересен. Рассказать о различных видах досуга.
Февраль Круглый стол на тему «Рекомендации по профилактике  компьютерной зависимости»

[Приложение 6]

Определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний.
2. Просветительская  работа с подростками в возрасте 14 – 17 лет  
Начало  сентября  
Анкетирования на тему «Место компьютера в твоей жизни» [Приложение 1]
Исследовать досуг  подростков;

выявить подростков увлекающихся и не увлекающихся компьютерными  играми; исследовать уровень увлеченности компьютером, компьютерными играми, общением on-line; дать интерпретацию результатов исследования.

Конец сентября Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни» [Приложение 8] Обсуждение  с подростками таких вопросов как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?
Начало октября Демонстрация  фильма «Виртуальная агрессия» и дискуссия по фильму [Приложение 5] Показать какие образы складываются в результате просмотра рекламы, боевиков, ужасов, современных мультфильмов и компьютерных игр? Как эти образы потом влияют на поведение взрослых людей?
Конец октября Тренинговое занятие  на тему «Уверенность в себе» [Приложение 9] Основная цель - повысить уверенность в себе и   сформировать навыки уверенного поведения. Основные темы: анализ понятия «уверенность», различение  проявлений уверенности, неуверенности и агрессивности, поиск истоков и причин  неуверенного поведения, исследование собственной уверенности и неуверенности, тренировка навыков уверенного поведения.

 

Начало  ноября Проведение  беседы на тему: «Компьютерная зависимость и как с ней бороться» [Приложение 4] Разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы.
Конец ноября Тренинговое занятие  на тему «Управление эмоциями и разрешение конфликтов»

[Приложение 10]

Научить ребят конструктивно разрешать конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми; формирование умения осознанно регулировать поведение и эмоциональные реакции в сложных и значимых ситуациях.
Декабрь Конкурс творчества подростков «Компьютер и МЫ» Подростки в  творческой форме выражают свое отношение  к компьютерной зависимости и  досугу: стихи, песни, видеоролики, фотографии и т.п.
Начало  января Тренинговое занятие  на тему «Успешное общение с окружающими» [Приложение 11] Развитие у подростка навыков успешного общения.  
Основные темы: критерии успешного общения, аргументация и убеждение, навыки хорошего слушания, уважительное отношение к собеседнику, уверенность в общении.
Конец января Праздник «Папа, мама, я – дружная и здоровая семья» [Приложение 7] Показать подросткам и их родителям, что совместный отдых возможен и интересен. Рассказать о различных видах досуга.
Февраль Круглый стол на тему «Рекомендации по профилактике  компьютерной зависимости»

[Приложение 6]

Определение итогового места компьютера в структуре досуга подростка. Подросток сам должен понять, что нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр и общения в Интернете, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

     Результатами  проделанной работы должны стать:

  • Информированность подростков и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;
  • Увеличение интереса подростков к различным сферам досуговой деятельности;
  • Уменьшение процента детей, увлеченных компьютерными играми;
  • Осознание подростками и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.
   

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Подростковый  возраст – период «бури и натиска», протекающий кризисно, характеризующийся  серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами  с окружающими и с самим  собой.

     В силу специфики возраста подростки открыты всему новому, активно все впитывают, перерабатывают, приспосабливают к своим потребностям и интересам. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

     С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Логично предположить, что с увеличением числа увлекающихся играми людей растет число потенциальных игровых компьютерных аддиктов. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети.

     Компьютерная  зависимость – это форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь – идеальный выход.

      В исследовании затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения подростков к новым информационным технологиям: это место компьютера в структуре досуга подростка; значимость Интернета как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени подростка.

Информация о работе Профилактика компьютерной зависимости подростков в условиях внеучебной деятельности