Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
В настоящее время государство ставит задачи серьезной модернизации школьного образования в России. Совершенно ясно, что новое качество образования обеспечивается, в первую очередь, процессами обновления, разворачивающимися в школе. Основным ресурсом процесса модернизации становится высококвалифицированный педагог. При этом каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности, обладать хорошим физическим и психическим здоровьем.
Введение………………………………………………………………………….3
§1.Особенности профессиональной деятельности педагогов………………...6
§2.Особенности психологической защиты, роль психологических защит…12
§3.Регуляция эмоционального состояния педагога………...………………...17
§4.Исследование психологических защит в профессиональной деятельности педагогов………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..38
Поведение современных учителей характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой являются: грубость, несдержанность, окрики, оскорбления учеников и т.д. Агрессивная реакция учителя противоречит педагогической целесообразности воздействия на ученика и является причиной прогрессирующей невротизации школьников. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья учителя, отравляя его организм «стрессовыми токсинами». Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный стресс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.
Таким образом, педагог в
силу своей профессии находится
на переднем крае формирования будущего
поколения общества, его личностного,
духовно-нравственного
Перейдем к рассмотрению феномена психологическая защита, так как именно психологическая защита личности является главной причиной возникновения многих проблем в общении, в том числе и в педагогическом общении.
Механизмы, устраняющие дискомфорт, стабилизирующие «образ Я», называются психологическими защитными механизмами. Психологическая защита срабатывает автоматически, обуславливая непредставленность в сознании смыслового материала, подвергшегося воздействию защиты, и бессознательность самого защитного процесса.[13]
С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственных черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.
Понятие "механизм психической защиты" идет от З.Фрейда. Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической (психической) защиты в работе "Нейропсихология защиты" (1894); подробно рассматривает её в работе "Толкование сновидений".
Его дочь Анна Фрейд продолжила эти работы. Она однозначно обозначила тот аффект, который включает работы защитных механизмов – это страх, тревога. Анализ работ своего отца, а также собственный психоаналитический опыт привели Анну Фрейд к выводу, что использование защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются и велика вероятность появления болезни. Анна Фрейд перечисляет следующие защитные механизмы: вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена бывшего некогда, проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противоположность, сублимация. Существуют и другие приемы защиты. В этой связи она называла также отрицание посредством фантазирования, идеализацию, идентификацию с агрессором и пр.[20]
Вначале психологическая защита рассматривалась только как форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами и как механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации. По Фрейду, защитные механизмы врожденные, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия» внутреннего конфликта.
З. Фрейд вносит существенные
коррективы в предшествующую концепцию:
во-первых, акцентируется роль механизмов
защиты в разрешении внешних, т. е. социогенных
конфликтов; во-вторых, механизмы защиты
рассматриваются как продукты развития
и научения; в-третьих, указывается,
что набор защитных механизмов индивидуален
и характеризует уровень
В отечественной психологической литературе, начиная с известной статьи Ф.В. Бассина «О силе Я и психологической защите», [2] активно обсуждаются те или иные особенности психологической защиты. Выделяются защитные процессы и защитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическая защита; помимо классического набора защитных механизмов (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регрессия и др.) некоторыми авторами вводятся другие механизмы защиты (констрикция, переоценивание, агравация, дисфорическая защита и др.). Налицо большое многообразие понятийных средств.
Механизм психологической защиты - реакция бессознательной части нашего Я, объяснить и понять которую очень не просто, если не сказать - невозможно.
За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний.
Таким образом, психологическая
защита – это естественное противостояние
человека окружающей среде. Она бессознательно
предохраняет его от эмоционально-негативной
перегрузки. Все кажущиеся разнообразными
техники можно свести, в принципе,
к единой функции: «Что бы ни делать,
как бы ни делать, лишь бы достичь
комфортного состояния, безопасности».
Защита не есть «встроенная» от рождения
личностная структура. В процессе социализации
защитные механизмы возникают, изменяются,
перестраиваются под влиянием социальных
воздействий. Например, защита может
перейти в альтруизм или
Сейчас психологи насчитывают
более тридцати видов защитных механизмов,
которые различаются по эффективности,
зрелости и по конфликту, породившему
их - лежит ли он в сфере влечений,
моральных установок или
Единой сколько-то общепризнанной
классификации защитных механизмов
нет. Часто механизмы
• протективные (примитивные, незрелые, более простые); их цель - не допустить информацию в сознание (расщепление, проекция, отрицание, вытеснение, идеализация диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, изоляция, идентификация с агрессором и др.
• дефинзивные - более зрелые, допускают информацию в сознание, но искажают ее (сублимация, рационализация, интеллектуализация, юмор, и др.). [3]
Приведём примеры наиболее распространённых подсознательных защитных механизмов, встречающиеся в современной литературе:[5]
На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают всё новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами».[17]
Подводя итоги можно сделать вывод, что все виды психологических защит личности имеют «двойной», «парадоксальный» эффект – позитивный («освобождение» от неприятных переживаний на некоторое время) и негативный (искажает реальность, создает иллюзии, не позволяет решать возникающие проблемы, являясь сопротивлением для личностного развития и личностного роста). Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учёта долговременной перспективы. Её цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.
Важным аспектом в профессиональной
деятельности педагога является саморегуляция
эмоционального состояния. Необходимость
саморегуляции возникает, когда
педагог сталкивается с новой, необычной,
трудноразрешимой для него проблемой,
которая не имеет однозначного решения
или предполагает несколько альтернативных
вариантов. Саморегуляция необходима
в ситуации, когда педагог находится
в состоянии повышенного
Саморегуляция эмоционального состояния – это управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
Регуляция означает управление
своими мыслями, переживаниями, поведением.
Это целостная система
Феномен стиля саморегуляции состоит в том, как человек планирует свои действия, в какой мере он учитывает значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действительности, в том, как развиты процессы контроля, оценки и коррекции действий, а также насколько человек при этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних обстоятельств и трудностей.
Способность противостоять
трудностям формируется в жизни
постепенно, она теснейшим образом
связана с отражением собственных
возможностей человека, с опытом разрешения
аналогичных ситуаций, с выбором
способа преодоления
Сами защитные механизмы
представлены процессами, действующими
нереалистически, без учёта целостности
ситуации и долговременной перспективы.
Неудивительно, что цели психологической
защиты, если и достигаются, то ценой
объективной дезинтеграции
Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции.
У учителей наличие эмоциональной напряженности проявляется особенно ярко. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватность в оценке происходящего, импульсивные действия по отношению к ученикам, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными негативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.
В отдельных случаях
Учитель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативное сказывается на здоровье.
Информация о работе Психологическая защита в педагогической деятельности