Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
В настоящее время государство ставит задачи серьезной модернизации школьного образования в России. Совершенно ясно, что новое качество образования обеспечивается, в первую очередь, процессами обновления, разворачивающимися в школе. Основным ресурсом процесса модернизации становится высококвалифицированный педагог. При этом каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности, обладать хорошим физическим и психическим здоровьем.
Введение………………………………………………………………………….3
§1.Особенности профессиональной деятельности педагогов………………...6
§2.Особенности психологической защиты, роль психологических защит…12
§3.Регуляция эмоционального состояния педагога………...………………...17
§4.Исследование психологических защит в профессиональной деятельности педагогов………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..38
17.Самыгин С.И.
Психология для студентов вузов/С.И. Самыгин,Л.Д. Столяренко.-2-е изд. – Ростов н/Д:Феникс, 2009.-157с.
18.Семиздралова, О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения / О.А.Семиздралова // Народное образование . - 2010 .- № 1.- С. 130-135
19.Сластенин, В.А.
Психология и педагогика: уч. пособ. для вузов / В.П.Каширин. - 2-е изд.,стереотип.. - М.: Академия, 2001,2003. - 480с. - (Высшее образование).-ISBN 5-7695-0488-9
20.Фрейд, А.
Психология Я и защитные мезанизмы/ А. Фрейд; пер. с англ.. – М.: Педагогика, 1993. - 144 с.-ISBN 5-7155-0530-5
Приложение 1.
Методика определения ведущих механизмов психологических защит.[16]
Характеристика методики: опросник состоит из 97 утверждений (пунктов), предполагающих две градации ответа: «верно» или «не верно»). Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по следующим шкалам: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования.
Стимульный материал:
1. Отрицание — подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия.
2. Подавление — неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.
3. Регрессия — возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения.
4. Компенсация — попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).
5. Проекция — приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
6. Замещение — снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя.
7. Интеллектуализация — предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.
8. Реактивное образование — выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на «высших социальных ценностях».
Инструкция. Вам будут предъявляться утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к Вам. Не тратьте время на раздумье. Наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову. Если Вы решили, что утверждение верно, поставьте справа от номера вопроса цифру «1»; если утверждение по отношению к Вам неверно, поставьте справа от номера вопроса число «О». При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.
Вопросы
Ключи
Шкала |
№ вопроса (подсчет только ответов «да») |
Отрицание |
1,16, 22,28, 34, 42,51, 61, 68,77,82,90,94 |
Подавление |
6,11,19,25,35,43,49, 59,66, 75,85, 89 |
Регрессия |
2,14,18,26,33,48, 50, 58, 69, 78, 86, 88,93,95 |
Компенсация |
3,10,24,29,37,45, 52, 64, 65, 74 |
Проекция |
7,9, 23, 27, 38,41, 55, 63, 71,73,84,92, 96 |
Замещение |
8,15, 20,31,40,47,54, 60,67, 76, 83,91,97 |
Интеллектуализация |
4,13,17, 30,36,44,56, 62,70, 80, 81,87 |
Реактивное образование |
5,12,21,32,39,46,53,57,72,79 |
Приложение 2.
Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко. [11]
Шкалы: миролюбие, избегание, агрессия
Назначение теста:
Диагностика ведущей стратегии
защиты в общении с партнерами.
Инструкция к тесту:
Выберите тот вариант ответа, который
подходит вам больше всего
Тест
1. Зная себя, вы можете
сказать:
a. я скорее человек миролюбивый, покладистый;
b. я скорее человек гибкий, способный
обходить острые ситуации, избегать конфликтов;
c. я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный,
категоричный.
2. Когда вы мысленно выясняете отношения
со своим обидчиком, то чаще всего:
a. ищете способ примирения;
d. обдумываете способ не иметь с ним дел;
c. размышляете о том, как его наказать
или поставить на место.
3. В спорной ситуации, когда партнер явно
не старается или не хочет вас понять,
вы вероятнее всего:
a. будете спокойно добиваться того, чтобы
он вас понял;
b. постараетесь свернуть с ним общение;
c. будете горячиться, обижаться или злиться.
4. Если защищая свои важные интересы, вы
почувствуете, что можете поссориться
с хорошим человеком, то:
a. пойдете на значительные уступки;
b. отступите от своих притязаний;
c. будете отстаивать свои интересы.
5. В ситуации, где вас пытаются обидеть
или унизить, вы скорее всего:
a. постараетесь запастись терпением и
довести дело до конца;
b. дипломатичным образом уйдете от контактов;
c. дадите достойный отпор.
6. Во взаимодействии с властным и в то
же время несправедливым руководителем
вы:
a. сможете сотрудничать во имя интересов
дела;
b. постараетесь как можно меньше контактировать
с ними;
c. будете сопротивляться его стилю, активно
защищая свои интересы.
7. Если решение вопроса зависит только
от вас, но партнер задел ваше самолюбие,
то вы:
a. пойдете ему навстречу;
b. уйдете от конкретного решения;
c. решите вопрос не в пользу партнера.
8. Если кто-то из друзей время от времени
будет позво- лять себе обидные выпады
в ваш адрес, вы:
a. не станете придавать этому особого
значения;
b. постараетесь ограничить или прекратить
контакты;
c. всякий раз дадите достойный отпор.
9. Если у партнера есть претензии к вам
и он при этом раздражен, то вам привычнее:
a. прежде успокоить его, а затем реагировать
на претензии;
b. избежать выяснения отношений с партнером
в таком состоянии;
c. поставить его на свое место или прервать.
10. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать
вам о том плохом, что говорят о вас другие,
то вы:
a. тактично выслушаете все до конца;
b. пропустите мимо ушей;
c. прервете рассказ на полуслове.
11. Если партнер слишком проявляет напористость
и хочет получить выгоду за ваш счет, то
вы:
a. пойдете на уступку ради мира;
b. уклонитесь от окончательного решения
в расчете на то, что партнер успокоится
и тогда вы вернетесь к вопросу;
c. однозначно дадите понять партнеру,
что он не получит выгоду за ваш счет.
12. Когда вы имеете дело с партнером, который
действует по принципу “урвать побольше”,
вы:
a. терпеливо добиваетесь своих целей;
b. предпочитаете ограничить взаимодействие
с ним;
c. решительно ставите такого партнера
на место.
13. Имея дело с нагловатой личностью, вы:
a. находите к ней подход посредством терпения
и дипломатии;
b. сводите общение до минимума;
c. действуете теми же методами.
14. Когда спорщик настроен к вам враждебно,
вы обычно:
a. спокойно и терпеливо преодолеваете
его настрой;
b. уходите от общения;
c. осаждаете его или отвечаете тем же.
15. Когда вам задают неприятные, подковыривающие
вопросы, вы чаще всего:
a. спокойно отвечаете на них;
b. уходите от прямых ответов;
c. “заводитесь”, теряете самообладание.
16. Когда возникают острые разногласия
между вами и партнером, то это чаще всего:
a. заставляет вас искать выход из положения,
находить компромисс, идти на уступки;
b. побуждает сглаживать противоречия,
не подчеркивать различия в позициях;
c. активизирует желание доказать свою
правоту.
17. Если партнер выигрывает в споре, вам
привычнее:
a. поздравить его с победой;
b. сделать вид, что ничего особенного
не происходит;
c. “сражаться до последнего патрона”.
18. В случаях, когда отношения с партнером
обретают конфликтный характер, вы взяли
себе за правило:
a. “мир любой ценой” – признать свое
поражение, принести извинения, пойти
на встречу пожеланиям партнера;
b. “пас в сторону” – ограничить контакты,
уйти от спора;
c. “расставить точки над “и” – выяснить
все разногласия, непременно найти выход
из ситуации.
19. Когда конфликт касается ваших интересов,
то вам чаще всего удается его выигрывать:
a. благодаря дипломатии и гибкости ума;
b. за счет выдержки и терпения;
c. за счет темперамента и эмоций.
20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет
ваше самолюбие, вы:
a. мягко и корректно сделаете ему замечание;
b. не станете обострять ситуацию, сделаете
вид, буд-то ничего не случилось;
c. дадите достойный отпор.
21. Когда близкие критикуют вас, то вы:
a. принимаете их замечания с благодарностью;
b. стараетесь не обращать на критику внимание;
c. раздражаетесь, сопротивляетесь или
злитесь.
22. Если кто-либо из родных или близких
говорит вам неправду, вы обычно предпочитаете:
a. спокойно и тактично добиваться истины;
b. сделать вид, что не замечаете ложь,
обойти непри- ятный оборот дела;
c. решительно вывести лгуна на “чистую
воду”.
23. Когда вы раздражены, нервничаете то
чаще всего:
a. ищите сочувствия, понимания;
b. уединяетесь, чтобы не проявить свое
состояние на партнерах;
c. на ком-нибудь отыгрываетесь, ищете
“козла отпущения”.
24. Когда кто-то из коллег, менее достойный
и способный чем вы, получает поощрение
начальства, вы:
a. радуетесь за коллегу;
b. не придаете особого значения факту;
c. расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь.
Обработка и интерпретация результатов теста.
Ключ к тесту:
Для определения присущей респонденту
стратегии психологической защиты в общении
с партнерами надо подсчитать сумму ответов
каждого типа:
• Вариант “а” – миролюбие,
• Вариант “b” – избегание,
• Вариант “c” – агрессия.
Чем больше ответов того или иного типа,
тем отчетливее выражена соответствующая
стратегия; если их количество примерно
одинаковое, значит в контакте с партнерами
испытуемый активно использует разные
защиты своей субъективной реальности.
Интерпретация результатов теста .
Миролюбие –
психологическая стратегия защиты субъектной
реальности личности, в которой ведущую
роль играют интеллект и характер. Интеллект
погашает или нейтрализует энергию эмоций
в тех случаях, когда возникает угроза
для Я личности.
Миролюбие предполагает партнерство и
сотрудничество, умение идти на компромиссы,
делать уступки и быть податливым, готовность
жертвовать некоторыми своими интересами
во имя главного – сохранения достоинства.
В ряде случаев миролюбие означает приспособление,
стремление уступать напору партнера,
не обострять отношения и не ввязываться
в конфликты,чтобы не подвергать испытаниям
свое Я.
Одного интеллекта, однако, часто не достаточно,
чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией
защиты. Важно еще иметь подходящий характер
– мягкий, уравновешенный, коммуникабельный.
Интеллект в ансамбле с “хорошим” характером
создают психогенную предпосылку для
миролюбия.
Разумеется, бывает и так, что человек
с неважным характером также вынужден
показывать миролюбие. Скорее всего его
“обломала жизнь”, и он сделал мудрый
вывод: надо жить в мире и согласии. В таком
случае его стратегия защиты обусловлена
опытом и обстоятельствами, то есть она
социогенная. В конце концов не так уж
важно, что движет человеком – природа
или опыт, или и то и другое вместе, – главное
результат: выступает ли миролюбие ведущей
стратегией психологической защиты или
проявляется лишь эпизодически, наряду
с другими стратегиями.
Не следует полагать, что миролюбие –
безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная
во всех случаях. Сплошное или слащавое
миролюбие – доказательство бесхребетности
и безволия, утраты чувства собственного
достоинства, которое как раз и призвана
оберегать психологическая защита. Победитель
не должен становиться трофеем. Лучше
всего, когда миролюбие доминирует и сочетается
с прочими стратегиями (мягкими их формами).
Избегание –
психологическая стратегия защиты субъектной
реальности, основанная на экономии интеллектуальных
и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно
обходит или без боя покидает зоны конфликтов
и напряжений, когда его Я подвергается
атакам. При этом он в открытую не растрачивает
энергию эмоций и минимально напрягает
интеллект.
Избегание носит психогенный характер,
если оно обусловлено природными особенностями
индивида. Унего слабая врожденная энергия:
бедные, ригидные эмоции, посредственный
ум, вялый темперамент.
Возможен иной вариант: человек обладает
от рождения мощным интеллектом, чтобы
уходить от напряженных контактов, не
связываться с теми, кто досаждает его
Я. Правда, наблюдения показывают, что
одного ума для доминирующей стратегии
избегания недостаточно. Умные люди часто
активно вовлекаются в защиту своей субъективной
реальности, и это естественно: интеллект
призван стоять на страже наших потребностей,
интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно,
нужна еще и воля.
Наконец возможен и такой вариант, когда
человек заставляет себя обходить острые
углы в общении и конфликтные ситуации,
умеет вовремя сказать себе: “не возникай
со своим Я”. Для этого надо обладать крепкой
нервной системой, волей и, несомненно,
жизненным опытом за плечами, который
в нужный момент напоминает: “не тяни
на себя одеяло”, “не плюй против ветра”,
“не садись не в свой троллейбус”, “сделай
пас в сторону”.
Стратегия миролюбия строится на основе
добротного интеллекта и уживчивого характера
– весьма высокие требования к личности.
Избегание будто бы проще, не требует особых
умственных и эмоциональных затрат, но
и оно обусловлено повышенными требованиями
к нервной системе и воле.
Агрессия – психологическая
стратегия защиты субъектной реальности
личности, действующая на основе инстинкта.
Инстинкт агрессии – один из “большой
четверки” инстинктов, свойственных всем
животным – голод, секс, страх и агрессия.
Это сразу объясняет тот неоспоримый факт,
что агрессия не выходит из репертуара
эмоционального реагирования. Достаточно
окинуть мысленным взором типичные ситуации
общения, чтобы убедиться, сколь расхожа,
легко воспроизводима и привычна она в
жестких или мягких формах. Ее мощная энергетика
защищает Я личности на улице в городской
толпе, в общественном транспорте, в очереди,
на производстве, дома, во взаимоотношениях
с посторонними и очень близкими людьми,
с друзьями и любовниками.
С увеличением угрозы для субъектной реальности
личности ее агрессия возрастает. Личность
и инстинкт агрессии, оказывается, вполне
совместимы, а интеллект выполняет при
этом роль “передаточного звена” – с
его помощью агрессия “нагнетается”,
“раскручивается на полную катушку”.
Интеллект работает в режиме трансформатора,
усиливая агрессию за счет придаваемого
ей смысла.
Информация о работе Психологическая защита в педагогической деятельности