Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа
Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.
2. Репродуктивный метод:
а) упражнения (в данном случае, по созданию графических изображений);
б) сотворчество со взрослым (прием совместных действий).
3. Игровой метод:
а) Игровая мотивация выполнения задания;
б) Сюрпризные моменты;
в) Занятие - игра.
4. Исследовательский и эвристический методы: поощрение инициативности и самостоятельности, желания придать изображаемому образу неповторимость и индивидуальность.
Структура занятий отвечала классической схеме, приведенной в работе ранее.
Занятие 1. индивидуальная работа «Сказочный домик – теремок».
Цель: учить детей передавать в рисунке образ сказки – теремок. Продолжать учить детей правильно пользоваться цветными карандашами (или восковыми мелками). Развивать воображения, самостоятельность в изображении и украшении сказочного домика.
Содержание графического изображения: Лесная поляна. На поляне домик – теремок. Рядом растут деревья и цветы.
Задание 2. Коллективная работа «Рыбки плавают в аквариуме».
(восковые мелки)
Цель: учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение правильно держать восковой мелок, закрашивать небольшие части рисунка, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность. Учить отмечать выразительные изображения. Сотворчество с воспитателем (воспитатель фонирует ватман)
Содержание графического изображения: Рыбки в аквариуме в разном положении: едят, плавают или догоняют друг друга. Дополнительное украшение: на дне камешки, песок, водоросли, ракушки.
Занятие 3. индивидуальная работа «Ели большие и маленькие».
Цель: учить располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различия по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые светлее). Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (восковыми мелками).
Содержание графического изображения: Зимний день. Кругом снег (белый фон).
Ельник – старые и молодые деревья.
Задание 4. Коллективная работа «Птички клюют зернышки».
Цель: учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение, простую позу: наклон головы и тела вниз. Упражнять в рисовании цветными карандашами (восковыми мелками) и простым графитным карандашом. Закреплять технические приемы штриховки при закрашивании птиц. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку.
Содержание графического изображения: применяем прием сотворчества со взрослым, который на листе ватмана рисует ветку дерева – на ней висит кормушка. Дети изображают птиц слетающихся к кормушке и клюющих зернышки. Составление гармоничной композиции из разных видов зимующих птиц.
Занятие 5. Индивидуальная работа «Три медведя гуляют».
Цель: учить детей создавать в рисунке образы сказок. Учить передавать форму частей, их относительную величину, строение, соотношения по величине трех фигур. Закреплять приемы рисования цветными карандашами (восковыми мелками). Продолжать развивать умение выполнять кудреватую штриховку при закрашивании округлых форм.
Содержание графического изображения: Лесная поляна. На поляне гуляет медвежья семья: медведь, медведица и медвежонок. Рисунок можно дополнить изображением цветов, ягод, деревьев.
Занятие 6. Рисование с натуры «Компактное растение» (сансевьера).
Цель: учить детей изображать компактное растение с натуры, добиваясь передаче его характерных особенностей (направление стебля, форма листьев, их расположение). Учить рисовать растения одним простым карандашом, передавая тоновые отношения, по разному нажимая на карандаш.
Содержание графического изображения: компактное растение – сансевьера в глиняном горшке.
Задание 7. Индивидуальная работа «Мой котенок».
Цель: учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования цветными восковыми мелками. Развивать образное восприятие и воображения.
Содержание графического изображения: маленький котенок на цветном коврике. Рядом с ним мячик (или клубок ниток).
Задание 8. Коллективная работа «Улица нашего села».
Цель: учить детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины. Развивать коллективное сотворчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их деталей. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами.
Содержание графического изображения: На первом плане проезжая часть, дорога с автомобилями, сельскохозяйственными машинами (грузовик, трактор, комбайн). На втором плане тротуар и ряд домов.
Примечание: Ввиду сложности композиционного решения рисунка мы проводили это занятие в два этапа: на первом занятии – дети рисовали (первый план) автотранспорт; на втором занятии – дети дополняли рисунок (вторым планом) – изображали дома, деревья. (Приложение № )
Организуя и проводя занятия кружка мы руководствовались методическими идеями и рекомендациями Т.С. Комаровой.
Помимо кружковых занятий,
дети совершенствовали свои технические
навыки в процессе индивидуальных занятий.
Мы вовлекали детей
Например, при изготовлении демонстрационного счетного материала дети совершенствовали умения рисовать предметы следующими способами:
Вовлекая детей в создание «общественно значимых» изображений, мы повышали мотивацию выполнения задания, ответственность за качество его выполнения.
В рамках формирующего эксперимента мы провели консультацию для родителей о значимости занятий рисования для развития ребенка. Нами оформлена выставка детских работ, ее экспозиция постоянно обновлялась, чтобы и родителе смогли заметить рост знаний детей по развитию графических умений.
Таким образом мы разнообразили
формы и приемы формирования у
детей экспериментальной
2.4. Контрольный эксперимент.
В ходе контрольного эксперимента мы вновь организовали и провели диагностику обученности детей обеих подгруппы (контрольной и экспериментальной) техническим навыкам по предметному рисованию.
Методика проведения
диагностики была использована та же,
что и в ходе констатирующего
эксперимента. Однако на этот раз мы
получили разные результаты в контрольной
и экспериментальных
Диагностика проводилась в два этапа. На первом этапе выявились знания и умения детей контрольной и экспериментальной подгрупп по технике предметного рисования (Приложение № ). Результаты диагностики представлены в таблицах №3 и №4 (Приложение № )
Взглянув на таблицу №3, мы выявили, что знания и умения детей контрольной подгруппы по развитию графических умений немного улучшились, так как все это время обычная работа с ними велась. А знания и умения детей экспериментальной подгруппы (таблица №4) повысились в несколько раз.
На втором этапе контрольного эксперимента мы организовали и провели в обеих подгруппах занятие по рисованию на тему «Мой подарок маме».
Мы повторно прибегли
к методу изучения процесса и продукта
детской изодеятельности и
Результаты наблюдения за выполнением работы детьми контрольной группы и анализа выполненных ими рисунков показали, что дети реализовали тему, но, по-прежнему, часто обращались к воспитателю за помощью, испытывали затруднения в выборе материала (оборудование) в рисовании предмета или объекта, ошибались при их применении, выбирали наиболее простые способы штриховки, просили воспитателя показать, как можно нарисовать ту или иную деталь предмета, трое из пяти детей нарисовали предмет (один) без дополнительного композиционного оформления. Двое детей ошиблись при выполнении штриховки. Результаты работы, в целом, мало отличались от результатов работы при выполнении рисунков показали, что дети:
Мы выявили, что количественные и качественные показатели освоение детьми экспериментальной группы техники графического изображения изменились в лучшую сторону. Знания же и умения детей контрольной подгруппы остались практически без изменений.
Мы можем сделать вывод: если уделять достаточно внимания формированию у детей знаний о технических навыках и умениях рисования простым и цветными карандашами (восковыми мелками) – технике рисования предметов и способам раскрашивания, разнообразить формы, методы обучения, придать этому виду изодеятельности большее значения, то можно обеспечить полное решение всех задач, которые ставит перед воспитателем принятая в МДОУ «Чишма» (Новосултангуловский д/с). Программа обучения и воспитания в ДОУ /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой/. Хорошо владея техническими умениями и навыками по предметному рисованию, ребенок не будет отвлекаться от поставленных перед ним изобразительных задач, у ребенка останется больше времени на занятии для творческого осмысления создаваемого или художественно – графического образа.
Заключение.
Разрабатывая нашу тему, мы начали с анализа учебно-методической литературы:
- определили задачи
обучения предметного
- изучили методику организации занятий;
- выявили тематику графических изображений для разных возрастных групп.
Проделав эту работу, мы систематизировали сведения о характере обучения предметному рисованию и выявили алгоритм усложнения освоения детьми знаний и умений по технике создания предметного рисунка. То есть, успешность обучения дошкольников графическому изображению зависит правильности выбора тем занятий. Следует выбирать тематику занятий адекватную решению поставленных в каждой конкретной группе задач обучения предметному рисованию и задач обучения графического изображения (способам штриховки).
Наблюдения, сделанные нами в МДОУ «Чишма» Новосултангуловского садика Асекеевского района показали, что, как правило, дети успешно справляются с изобразительными задачами в процессе создания предметного графического изображения.
Применив метод изучения педагогического опыта работы ДОУ по данному направлению работы с детьми, мы выявили, что планирование работы в разных возрастных группах ведется в строгом соответствии с выявленным нами алгоритм. Мы решили организовать и провести практическую работу разных возрастных групп с целью подтверждения положительности опыта работы ДОУ по обучению предметному рисованию.
Мы разработали занятия для детей средней, старшей и подготовительной групп. Затем мы провели занятия, в ходе которых вели включенные наблюдения, анализируя деятельность детей на занятиях. После занятий мы анализировали продукты детской изодеятельности. Следует отметить, что изобразительные задачи были решены детьми полностью на всех занятиях. Дети не испытывали особых затруднений ни в восприятии образца, ни при рисовании предмета, ни при раскрашивании его (штриховка). Из этого следует, что работа по обучению предметному рисованию ведется в системе, тематика занятий усложняется постепенно и адекватна поставленным в каждой конкретной группе задачам обучения. Проведя опытно-практическую работу мы подтвердили положительность работы ДОУ «Чишма» в данном направлении.
Работая над ВКР, мы предложили собственную тематику занятий по предметному рисованию, приобрели опыт практической работы с детьми, опыт применения знаний по обучению графическому изображению. Мы осознали необходимость вдумчивого подхода и организации работы с детьми по любому направлению их развития. Критический подход к выбору содержания, методов обучения поможет воспитателю оптимизировать процесс обучения дошкольников.
Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста