Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа
Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.
Пути усвоения двигательного опыта разнообразны. Один из наиболее элементарных и генетических ранних – путь подражания.
Уподобление движения воспринятому ребенком двигательному образу, как правило, связано не единичным его воспроизведением: первые попытки подражания лишь очень приблизительно соответствует воспроизводимому образу. Чтобы добиться полного соответствия, необходимо неоднократное воспроизведение движения при соотнесении его всякий раз с образом, представлением движения, образовавшимся на основе его восприятия.
Младшему дошкольнику
для образования
Начиная обучение тому или иному способу, нужно показать его всем детям и предложить действовать так же. При этом обнаруживаются индивидуальные различия в усвоении двигательного опыта: одни могут после показа воспроизвести движение правильно, в обучении других используется и путь пассивных движений, в отношении третьих этот метод приходиться применять несколько раз даже при отработке одного какого – то движения. Причина индивидуальных различий в усвоении движений кроется, очевидно в анатомо – физиологических особенностях каждого индивида, в формировании общего двигательного опыта ребенка.
При обучении графическим
навыкам и умениям детей
Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям, нужно как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показать тот или иной прием выполнения движения только в том случае, если этот прием дается детям впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для изображения, всем детям а уж потом вызвать кого – то к доске.
Сложные двигательные навыки (к ним мы относим и графические навыки) усваиваются путем целесообразного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы, поэтому упражнение является основным условием, обеспечивающим образование навыка. В связи с этим важно так продумать обучение рисованию, чтобы найти место упражнениям, необходимым для формирования технических навыков.
Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постепенного внимания. Как только интерес детей переключается на образную трактовку рисунка, они перестают думать о технике исполнения и в тех случаях, когда навыки недостаточно хорошо отработаны, действуют неправильно. Это влечет за собой ухудшение качества рисунка. Чем старше становятся дети, тем большее значение имеет для них исполнительная сторона: плохо выполненные рисунки не удовлетворяют детей, вызывают недовольство собой, снижают уверенность в своих силах, интерес к деятельности вообще.
Процесс упражнений тесно связан с подражанием которое играет существенную роль в упражнении. Постепенно подражания становиться осознанным: ребенок начинает сознательно усваивать заданный образец движения, все более и более осознанно подравнивать способ выполнения действия воспринятому.
Иногда результату упражнения можно придать разное значение – декоративное, предметное или сюжетное: «Вот какие равные красивые вышли коврики, полосочки на них ровные, прямые», «Вот так много извилистых ручейков течет у нас» и т.д. Такому упражнению может быть отведено 3 – 4 минуты в начале занятия. Отрабатываемый в упражнении навык должен входить в решение последующей изобразительной задачи.
В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий – вертикальных и горизонтальных, различные способы действия кистью (всем ворсом, приманиванием и т.д.), способы создания различных форм и др. Например, в начале занятия педагог говорит детям, что они будут рисовать сказочные домики трех поросят (тема занятия может быть другой: рисование красивой тележки, дома и т.д., важно лишь, чтобы изображение создавалось прямыми линиями), но чтобы нарисовать домик красиво, нужно уметь правильно рисовать линии сверху вниз и слева направо. Педагог предлагает детям поучиться этому.
Могут быть продуманы специальные упражнения для отработки определенного качества движений, например, чтобы научить детей держать карандаш ненапряженно, полезно предложить в начале занятия упражнения: двигать кистью руки с карандашом сверху вниз слева направо, поднимая и опуская указательный палец, лежащий вдоль карандаша. При таком движении пальцы сами собой расслабляются, держат карандаш свободно, и ребенок чувствует это свободное положение карандаша или кисти в руке.
Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщенный характер, облегчается их перенос в другие условия, перестройка при изменении обстоятельств деятельности.
Только благодаря слову движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, что качественно отличает произвольные движения от непроизвольных. Учитывая это, нужно сопровождать показ способа действия объяснением. Ребенок, понимая, что означает то или иное слово, какое движение с ним связано, в дальнейшем по одному словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движения.
Существенное влияние на процесс формирования навыков оказывает умение детей предварительно объяснить способ действия.
Дети младшего возраста еще не могут повторить объяснение, но в старшей группе целесообразно вслед за показом и объяснением движений вызывать для повторения инструкции (задания и способов его выполнения).
Вызывая детей к доске, нужно просить, чтобы они, показывая, называли способ действия, определяли словом положении руки с инструментом. Когда же на следующих занятиях встречается знакомый прием, прежде чем вызвать кого – то к доске, полезно спросить всех, как в данном случае надо действовать, какое правило они знают.
Слово может выполнять и регулирующую роль. Например, дети трех лет в начале обучения рисованию прямоугольных форм скругляют углы. Слово же помогает ребенку остановить движение руки. Воспитатель говорит в процессе рисования формы: «Вверх – остановились, прямо – остановка, вниз – остановились…» И случаи сругления углов уменьшается. Когда же такие подсказывающие слова не произносятся, количество скругленных углов при изображении формы значительно больше.
Роль слова в формировании практических навыков на каждом возрастном этапе различна. Доля детей трех лет воспроизведения способа действия только по словесной инструкции представляет большие трудности. В связи с этим надо очень четко продумывать слова, сопровождающие показ приемов исполнения, способов действия: отбирать наиболее точные и не загромождать объяснения. Например, показывая детям, как надо закрашивать изображение, педагог говорит: «Веду кисть сверху вниз, сверху вниз, сверху вниз». При последующих показах словесная инструкция может быть несколько расширена: «Закрашивать надо сверху вниз, сверху вниз, линии вести не останавливаясь».
На этом этапе обучения техническим навыкам и умениям слово может выступать не только в смысловой функции, но также в интонационно - ритмической. Так, педагог, предложив детям нарисовать много шариков, регулирует процесс, говоря: «Еще шарик, еще шарик, еще шарик». Эти слова определяют ритм кругообразного движения руки ребенка, не дают задерживать движения, организуют его во времени.
Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно повышается на протяжении дошкольного возраста.
1.6. Характеристика детского рисунка.
Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так, что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М. Бехтерева, искусствоведа А.В Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, И.П. Саккулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и др.
Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценили в нем?
Многие достоинства рисунка заметила Е.А. Флерина. Во – первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самим высоким образцом искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Помните у К.И. Чуковского: «Бяка – закаляка кусачая, я тебя боюсь!»? благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
Во- вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое – то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что–то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба… а это акула – каракула подскочила». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит – сейчас съест. А это корова… а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников – все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и не может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость – непременное условие и характеристика творческой личности. Ребенок растет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излишняя осторожность. И взрослый ответ на предложение что–либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».
Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка – показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Рисунки дошкольников
можно сразу узнать по их яркос
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность – главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.
Выразительность детского рисунка это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности, и передача активного эмоционального отношения к нему (Г.В. Лабунская).
В детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения. Ребенок рисует человека: руки – палочки, ноги – палочки, шеи не видно, но на лице сияет улыбка, огромные глаза распахнуты. Случайным движением карандаша передача динамика и девочка в платье всех цветов радуги, действительно, закружилась в танце. «Танцую», - прокомментировала свой рисунок маленькая художница, и мы видим, чувствуем, как нравится ей танцевать. Нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительности.
При любом, даже очень малом объеме изобразительной умений дети должны уметь относительно свободно выражать свой впечатления, чувства, желания. Выразительность – качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность – качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребенок 5 лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил ее в косточку. В отличии от 5 – летнего старший дошкольник понимает, что для его любимого котенка клеточка – не украшение. Как же изобразить его веселым? И котенок изображен стоящим на задних лапках. Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.
Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста