Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа
Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.
Одним из самых доступных для ребенка средство выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольнику возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому – то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это – предпочтение или равнодушие к цвету?
Ребенок – дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» (Е. Флерина) сразу, как бы украшает его. Нередко таким подарком – украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так, 5 – летний ребенок под впечатлением новогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со стволом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чередующимся полосками синего и красного цвета. Ритмичное передовое цветных полосок сделано рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»).
Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито линией.
Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги – слева и справа. Цветочек – с одной стороны и с другой.).
Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких – то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
Малыш 4 лет нарисовал гостей, которые пришли на его день рожденья. Это были взрослые люди, папины и мамины друзья. Ребенок нарисовал много фигур с неправдоподобно длинными ногами. Нелегко маленькому человеку поднимать голову вверх, чтобы видеть лица.
Композиция сюжетного рисунка тоже бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т.д. Так близко, тесно, компактно – мышь через границу не пробежит. Ребенок сделал акцент на расположении изображений с минимальным интервалом.
Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.
Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, - склеивание, комбинирование в фактическом образе каких – то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом). И.П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна по средствам и способам.
Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Своеобразие, неповторимость детских работ – относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба – ромашка).
Оригинальность образа, продукта детской деятельности, показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах – это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.
Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обуславливает и другую особенность детского рисунка – реализм.
Взрослые люди, через общение и совместную деятельность с которыми ребенок осваивает социальный опыт (приобретает знания, умения, способности), безусловно, определяют содержание детского рисунка. В условиях специального обучения это тем более обусловлено взрослыми.
Однако сам ребенок тяготеет к реалистическим формам. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В.М. Бехтерев, Е.А. Флерина, И.П. Саккулина, В.С. Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира. В замечательной книге А. Жуковской «Оранжевый лев» описано, как американская учительница внедряла абстрактный стиль, беспредметное искусство в изобразительную деятельность а американских школьников. Автор заметила, что вопреки всему дети нарисовали на заборе оранжевого льва, очевидно так поразившего их. Она назвала это своеобразным протестом детей, не согласившихся с предположением учителя. В этом протесте «… выражена детская (человеческая) потребность видеть мир таким, каков он есть, и говорить об этом мире правду.
Дошкольный возраст сензитивен к развитию восприятия, наглядно – образного мышления, только реалистический стиль детской изобразительной деятельности может объяснить соответствующее развитие ребенка. Тем более что реалистический способ изображения ни в коей мере не отрицает, а наоборот, предполагает проявление творчества, а значит, и развитие индивидуальности как наиболее яркой характеристики личности.
1.7. Показатели, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности.
Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское. При оценки детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько нам сам процесс деятельности. Формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.
В последние годы отчетливо обозначалось позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право не неравноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в личности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть.
Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, важны и для взрослых. Это искренность, правдивость чувств, способность яркого видения образа, легкости «вхождения» в в воображаемые ситуации, любознательность, открытость миру, свежесть его восприятия. Осознание необходимости понимать мир детства, уважать и сохранять его ценности, оказывать разумную помощь ребенку в его развитии способствовало появлению целого направления в современной психологической и педагогической науке, исследующего проблему личностного развития самого педагога в процессе взаимодействия с детьми.
Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Детское творчество по своей сути – подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е.А Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.
С пониманием сущности детского творчества тесно связан вопрос о конкретных критериях его оценки. Это один из сложнейших и нерешенных однозначно до сих пор вопросов. В западной психологии широко распространены методы тестирования, дающие определенное представление о творческих потенциях и актуальном уровне творческого развития человека.
В настоящие время
они широко используются и у нас
в подлинном или преобразованно
Однако неестественность ситуации тестирования, ограничение во времени, невозможность учесть личностные характеристики и другие недостатки тестов не дают полной и объективной картины. Ученые приходят к выводу, что методы измерения и оценки творчества должны быть более естественными и не представлять собой прямолинейные тесты. Нужен метод при котором испытуемый мог бы осуществлять внешне нестимулированный акт творчества в соответствии с собственными индивидуальными возможностями интеллектуальной активности.
Сторонники признания объективной новизны продуктов творчества выделяют показатели, характеризующие продукт деятельности, в первую очередь оригинальность, новизну. Учения, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия: умение видеть проблему, поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, оригинальность в выборе или изобретении способов решения и т.д.
ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ, ИНТЕРЕСЫ, СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ.
В практике общения с детьми необходимо учитывать эти показатели. Очень важно развивать творческие «устремления» детей на уровне «хочу», чтобы им хотелось рассказать о том, что волнует, что удивило, поразило, поскольку без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность (проявление потребности в творчестве).
Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира (природу, предметный мир, людей, осознание себя в этом мире) – основа таких устремлений. Важна при этом способность эстетического, образного видения предметов и явлений.
Следствием такого мировосприятия является возникновением у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям о том, что интересно в мире, что волнует его. Если нет своеобразного восприятия мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственной художественной деятельности. Проявление таких потребностей – показатель творческости личности.
ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СПОСОБЫ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.
Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла.
Данный показатель заостряет внимание на наличие творческой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.
Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста