Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа
Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
2. Опытно – экспериментальная работа.
2.1. Краткое описание хода исследования.
Исследования проводились на базе ДОУ «Чишма» (Новосултангуловский детский сад Асекеевского района).
Опытно – практическая работа проводилась с деть ми старшей группы. Мы произвольно разделили группу детей на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.
На подготовительном
этапе мы изучали психолого-
Мы разрабатывали программу эксперимента, содержащую цель, задачи, гипотезу исследования, этапы эксперимента, критерии оценки результатов.
Мы готовили материальную базу и методическое обеспечение будущего эксперимента.
Нами применялись следующие исследования методы и методики:
- диагностика уровня
сфорсированности графических
- метод оценивания;
- наблюдение.
На практическом этапе мы организовали и провели серию экспериментов:
В ходе констатирующего эксперимента мы провели констатирующие срезы знаний и умений детей. Выполнили анализ и фиксацию исходного состояния предмета исследования, описали фактическое положение дел до начала опытно-экспериментальной работы.
В ходе формирующего эксперимента мы организовали и провели опытную работу, которая была связана с активным воздействием на формирование у детей знаний и умений, выявление условий их успешного становления.
В формирующем эксперименте заключался в проведении контрольных срезов, определения эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы. Нами применялись те же исследовательские методы, что и в ходе констатирующего эксперимента.
На обобщающем этапе мы описывали ход эксперимента, анализировали его результаты, формулировали выводы, оформляли работу.
2.2. Констатирующий эксперимент.
В ходе констатирующего эксперимента мы провели диагностику обученности обеих подгрупп техническим навыкам предметного рисования. Диагностика проводилась в два этапа.
На первом этапе мы
выявили знания и умения детей
по техническим навыкам
Ребенку демонстрировали набор рисунков (предметов) и материалы (инструменты), которыми можно создать изображение того или иного предмета. Ребенку объясняли, что нужно подобрать материал (инструмент) для выполнения определенного рисунка. Ребенок должен был рассказать и показать технику выполнения изображения того или иного предмета.
После этого мы сделали
вывод о том, что знания, умения
и навыки детей по технике предметного
рисования требует коррекции. Затруднения
детей в решении
Кроме того, наблюдение за действиями детей с карандашом (цветным или графическим) показали, что некоторые из детей не вполне владеют этим инструментом: неправильно держат карандаш в руке; неверно регулируют нажим на карандаш при закрашивании, что приводит к неравномерному цвету (оттенку) при закрашивании, выходу за контур изображения, не аккуратности.
На первом этапе констатирующего эксперимента мы предложили детям рисовать на тему «Моя прекрасная выставка». С каждым ребенком проводили диагностику индивидуально в течении нескольких дней. Каждый раз ребенок выполняет только одно изображение.
Результаты диагностики знаний и умений детей контрольной и экспериментальной подгруппы представлены в таблицах №1 и №2 (приложение № )
В каждой подгруппе было
по пять детей. Мы диагностировали их
по 4 техническим навыкам
Диагностика уровня овладения ребенком
Навыками изобразительной деятельности.
«Анализ продуктов изодеятельности».
а) форма передачи точно;
б) есть незначительные искажения;
в) искажения значительное, форма не удалась.
а) части расположены верно;
б) есть незначительные искажения;
в) части предмета (объекта) расположены неверно.
а) пропорции предмета соблюдаются;
б) есть незначительные искажения;
в) пропорции предмета переданы неверно.
4. штриховка изображения:
а) штриховка выполнена
б) штриховка выполнена
в) штриховка не соответствует форме рисунка, не аккуратная, выходит за контур.
Прямоугольные (угловатые) формы – прямая штриховка.
Округлые: дуговая, кудреватая, формообразующая.
По всем критериям оценка дается по трехбалльной системе:
а) – 3 балла; б) – 2 балла; в) – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию суммируется. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 12, низшее – 4.
На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками рисования.
Занятия с детьми обеих подгрупп было проведено в соответствии с методическими требованиями к провидению занятия. Мы исключили из него элементы обучения, представив детям самостоятельность при выборе приемов рисования и в выборе штриховки.
Вначале мы создали интерес к теме. Пришел в гости к детям Незнайка. Он рассказал, что у него возник спор с его другом Знайкой. Незнайка сказал, что он великий художник и показал свои картины (рисунки) Знайке. А Знайка увидев рисунки ничего не понял в них, там были какие то каракули. Незнайка начал объяснять, что там нарисованы: медвежонок, домик, цветок, рыбка, птичка,… Знайка не поверил ему. Незнайка попросил ребят объяснить ему, почему его рисунки не похожи на настоящие предметы (объекты).
Дети стали на перебой объяснять и показывать Незнайке технические навыки графического изображения предметов или объектов. Мы остановили детей и предложили игровую мотивацию выполнения задания. Они состояли в следующем: подарить малышам ясельной группы дидактическую игру «Найди такой же», но не купленную в магазине, а сделанную своими руками. Одну готовую дидактическую игру («Назови, что это?) показали детям: изображение нарисовано простым карандашом и раскрашено цветными карандашами (некоторые – восковыми мелками). Картинки наклеены на плотный картон (карточки), каждый предмет (объект) на отдельной карточке.
Обратим внимание детей на оригинальность дидактической игры: она всего одна, такой нет ни у кого. Объяснили детям, что они могут выбрать любой предмет и нарисовать его, раскрасить, а затем вырезать и наклеить на карточку (приготовленную взрослыми). После этого все готовые карточки сложить в одну общую коробку. Коробку оформляют взрослые: название игры и ее правила – набирается на компьютере.
Мы заранее приготовили большое количество альбомных листов (1/2), цветные и простые карандаши, восковые мелки, картонные карточки и коробку. Обратили внимание детей на это и дали общие рекомендации по созданию изображений:
- Сначала вы подумайте,
какой предмет вы хотите
- Представите его себе или найдите в групповой комнате (рисованные с натуры).
- Решите какой материал (инструмент) вы используете.
- Подумайте с чего
надо начинать рисовать
Далее мы расспросили детей о том, какой предмет он будет рисовать.
Наблюдения за выполнением работы детьми обеих подгрупп (контрольной и экспериментальной) дали примерно одинаковые результаты:
* дети довольно быстро определились с темой рисунка;
* очень долго выбирали
материал для рисования и
* практически все дети просили помощи у воспитателя и в подборе инструмента, и в показе способов их использования при раскрашивании (штриховки);
* многие начинали рисовать контур цветным карандашом (восковым мелком), а затем обводили его простым карандашом;
* один ребенок при
рисовании цветными
* некоторые детали
предмета дети раскрашивали
* у некоторых детей были значительные искажения при передаче формы предмета;
* несколько детей не
совсем верно расположили
* у многих детей штриховка не соответствовала форме рисунка, не аккуратная, выходила за контур.
Анализ рисунков, выполненных детьми и контрольной, и экспериментальной подруги тоже дал примерно одинаковые результаты:
Итак, результаты констатирующего эксперимента показали, что владения технической стороной графического изображения предметов (объектов) действительно существенно влияет на качественные показатели рисунка. Задачи обучения технике рисования предметов и объектов решены нее полностью. Следует больше внимания уделять развитию графических умений, разнообразить формы работы по обучению технике штриховки предмета (объекта), внимательнее подходить к выбору приемов обучения и закрепления знаний и умений детей по графическому изображению.
2.3. Формирующий эксперимент.
В формирующем (обучающем) эксперименте принимали участие дети экспериментальной подгруппы. Дети контрольной подгруппы занимались рисованием в обычном режиме.
Дети экспериментальной
подгруппы тоже обучались рисованию
по календарно-тематическому
На кружковых занятиях мы руководили работой детей по созданию индивидуальных и коллективных рисунков. Тематика рисунков была подобрана так, чтобы можно было применять разнообразные технические умения и навыки при создании изображения предмета используя простой и цветные карандаши (восковые мелки). На занятиях мы использовали стандартные материалы и оборудования для занятий по предметному рисованию:
В практической работе с детьми мы применяли следующие методы и приемы обучения:
1. Информационно – рецептивный метод:
а) рассматривание предметов, анализ их формы, величины, цвета;
б) обследование предметов – их восприятие с помощью нескольких анализаторов (в том числе – тактильного);
в) образец изображения;
г) показ приемов создания изображения (полный или частичный);
д) жесты (указательные, формообразующие);
е) слово, (художественное слово, вопросы, указания, пояснения, вводная, заключительная беседа, составление описательных рассказов по готовому рисунку).
Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста