Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Оренбургской области.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

 Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.

2. Опытно – экспериментальная работа.

2.1. Краткое описание  хода исследования.

Исследования проводились  на базе ДОУ «Чишма» (Новосултангуловский  детский сад Асекеевского района).

Опытно – практическая работа проводилась с деть ми старшей  группы. Мы произвольно разделили  группу детей на две  подгруппы: контрольную  и экспериментальную.

На подготовительном этапе  мы изучали психолого-педагогические  основы обучения рисованию, использовали метод изучения и систематизации информации.

Мы разрабатывали программу  эксперимента, содержащую цель, задачи, гипотезу исследования, этапы эксперимента, критерии оценки результатов.

Мы готовили  материальную базу и методическое обеспечение  будущего эксперимента.

Нами применялись следующие  исследования методы и методики:

- диагностика уровня  сфорсированности графических умений  и технических навыков рисования;

- метод оценивания;

- наблюдение.

На практическом этапе  мы организовали и провели серию экспериментов:

    1. Констатирующий эксперимент.
    2. Формирующий эксперимент.
    3. Контрольный эксперимент.

В ходе констатирующего  эксперимента мы провели констатирующие срезы знаний и умений детей. Выполнили  анализ и фиксацию исходного состояния  предмета исследования, описали фактическое  положение дел до начала опытно-экспериментальной работы.

В ходе формирующего эксперимента мы организовали и провели опытную работу, которая была связана с активным воздействием на формирование у детей знаний и умений, выявление условий их успешного становления.

В формирующем эксперименте заключался в проведении контрольных срезов, определения эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы. Нами применялись те же исследовательские методы, что и в ходе констатирующего эксперимента.

На обобщающем этапе  мы описывали ход эксперимента, анализировали его результаты, формулировали выводы, оформляли работу.

2.2. Констатирующий эксперимент.

В ходе констатирующего  эксперимента мы провели диагностику  обученности обеих  подгрупп техническим  навыкам предметного рисования. Диагностика проводилась в два  этапа.

На первом этапе мы выявили знания и умения детей  по техническим навыкам предметного  рисования. На этом этапе диагностическая  процедура проводилась индивидуально  с каждым из детей, чтобы исключить  возможность подсказки.

 Ребенку демонстрировали набор рисунков  (предметов) и материалы (инструменты), которыми можно создать изображение того или иного предмета. Ребенку объясняли, что нужно подобрать материал (инструмент) для выполнения определенного рисунка. Ребенок должен был рассказать и показать технику выполнения изображения того или иного предмета.

После этого мы сделали  вывод о том, что знания, умения и навыки детей по технике предметного  рисования требует коррекции. Затруднения  детей в решении изобразительных  задач по предметному рисованию  могут быть связаны именно с неумением правильно изобразить форму предметов и объектов или их деталей, незнанием способов штриховки.

Кроме того, наблюдение за действиями детей с карандашом (цветным  или графическим) показали, что некоторые  из детей не вполне владеют этим инструментом: неправильно держат карандаш в руке; неверно регулируют нажим на карандаш при закрашивании, что приводит к неравномерному цвету (оттенку) при закрашивании, выходу за контур изображения, не аккуратности.

На первом этапе констатирующего  эксперимента мы предложили детям рисовать на тему «Моя прекрасная выставка». С каждым  ребенком проводили диагностику индивидуально в течении нескольких дней. Каждый раз ребенок выполняет только одно изображение.

Результаты диагностики  знаний  и умений детей контрольной и экспериментальной подгруппы представлены в таблицах №1 и №2 (приложение №  )

В каждой подгруппе было по пять детей. Мы диагностировали их по 4 техническим навыкам предметного  рисования (цветные карандаши): форма, строение, пропорции и штриховка. Уровень развития изобразительных умений мы  отмечали в таблице по трем ступеням: высокий – буквой «в», средний – буквой «с», низкий – буквой «н».

Диагностика уровня овладения  ребенком

Навыками изобразительной  деятельности.

 

«Анализ продуктов изодеятельности».

 

  1. Передача формы:

 а) форма передачи  точно;

 б) есть незначительные  искажения;

 в) искажения значительное, форма не удалась.

 

  1. Строение предмета:

 а) части расположены  верно;

 б) есть незначительные  искажения;

 в) части предмета (объекта) расположены неверно.

 

  1. Передача пропорции предмета в изображении:

  а) пропорции предмета соблюдаются;

  б) есть незначительные искажения;

  в) пропорции предмета переданы неверно.

 

        4.  штриховка изображения:

          а) штриховка выполнена способом, адекватным форме рисунка, аккуратная;

          б) штриховка выполнена способом,  адекватным форме рисунка, не  аккуратная, не выходит за контур;

          в) штриховка не соответствует  форме рисунка, не аккуратная, выходит за контур.

 

Прямоугольные (угловатые) формы – прямая штриховка.

Округлые: дуговая, кудреватая, формообразующая.

 

По всем критериям  оценка дается по трехбалльной системе:

а) – 3 балла; б) – 2 балла; в) – 1 балл.

Все оценки показателей  по каждому критерию суммируется. Наивысшее  число баллов, которое может получить ребенок – 12, низшее – 4.

На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками рисования.

 

Занятия с детьми обеих  подгрупп было проведено в соответствии с методическими требованиями к  провидению занятия. Мы исключили из него элементы обучения, представив детям самостоятельность при выборе приемов рисования и в выборе штриховки.

Вначале мы создали интерес  к теме. Пришел в гости к детям  Незнайка. Он рассказал, что  у него возник спор с его другом Знайкой. Незнайка сказал, что он великий художник и показал свои картины (рисунки) Знайке. А Знайка увидев рисунки ничего не понял в них, там были какие то каракули. Незнайка начал объяснять, что там нарисованы: медвежонок, домик, цветок, рыбка, птичка,… Знайка не поверил ему. Незнайка попросил ребят объяснить ему, почему его рисунки не похожи на настоящие предметы (объекты).

Дети стали на перебой  объяснять и показывать Незнайке технические навыки графического изображения предметов или объектов. Мы остановили детей и предложили игровую мотивацию выполнения задания. Они состояли в следующем: подарить малышам ясельной группы дидактическую игру «Найди такой же», но не купленную в магазине, а сделанную своими руками. Одну готовую дидактическую игру («Назови, что это?) показали детям: изображение нарисовано простым карандашом и раскрашено цветными карандашами (некоторые – восковыми мелками). Картинки наклеены на плотный картон (карточки), каждый предмет (объект) на отдельной карточке.

Обратим внимание детей  на оригинальность дидактической игры: она всего одна, такой нет ни  у кого. Объяснили детям, что они могут выбрать любой предмет и нарисовать его, раскрасить, а затем вырезать и наклеить на карточку (приготовленную взрослыми). После этого все готовые карточки сложить в одну общую коробку. Коробку оформляют взрослые: название игры и ее правила – набирается на компьютере.

Мы заранее приготовили  большое количество альбомных листов (1/2), цветные и простые карандаши, восковые мелки, картонные карточки и коробку. Обратили внимание детей на это и дали общие рекомендации по созданию изображений:

- Сначала вы подумайте,  какой предмет вы хотите изобразить.

- Представите его  себе или найдите в групповой  комнате (рисованные с натуры).

- Решите какой   материал (инструмент) вы используете.

- Подумайте с чего  надо начинать рисовать предмет.

Далее мы расспросили  детей о том, какой предмет  он будет рисовать.

Наблюдения за выполнением  работы детьми обеих подгрупп (контрольной  и экспериментальной) дали примерно одинаковые результаты:

* дети довольно быстро определились с темой рисунка;

* очень долго выбирали  материал для рисования и раскрашивания,  многие подходили к столу несколько  раз, выбирали цвет (оттенок);

* практически все дети  просили помощи у воспитателя  и в подборе инструмента, и  в показе способов их использования при раскрашивании (штриховки);

* многие начинали рисовать  контур цветным карандашом (восковым  мелком), а затем обводили его  простым карандашом;

* один ребенок при  рисовании цветными карандашами,  слюнявил их, чтобы получить яркость изображения;

* некоторые детали  предмета дети раскрашивали простым  карандашом, задев рукой рисунок  получалась грязь;

* у некоторых детей  были значительные искажения  при передаче формы предмета;

* несколько детей не  совсем верно расположили части  предмета;

* у многих детей  штриховка не соответствовала  форме рисунка, не аккуратная, выходила за контур.

Анализ рисунков, выполненных  детьми и контрольной, и экспериментальной  подруги тоже дал примерно одинаковые результаты:

  • конкретный предмет можно было узнать во всех рисунках детей;
  • почти все изображения были выполнены с использованием простого (контур) и цветных карандашей (восковых мелков) – штриховка;
  • никто из детей не использовал только один цветной карандаш (мелок) – и при рисовании контура и при раскрашивании;
  • многим детям было трудно правильно передать величинные соотношения объектов и предметов;
  • работы половины детей не отличались аккуратностью выполнения.

Итак, результаты констатирующего  эксперимента показали, что владения технической стороной графического изображения предметов (объектов) действительно существенно влияет на качественные показатели рисунка. Задачи обучения технике рисования предметов и объектов решены нее полностью. Следует больше внимания уделять развитию графических умений, разнообразить формы работы по обучению технике штриховки предмета (объекта), внимательнее подходить к выбору приемов обучения и закрепления знаний и умений детей по графическому изображению.

 

2.3. Формирующий эксперимент.

В формирующем (обучающем) эксперименте принимали участие дети экспериментальной подгруппы. Дети контрольной подгруппы занимались рисованием в обычном режиме.

Дети экспериментальной  подгруппы тоже обучались рисованию  по календарно-тематическому плану, но для них мы организовали ряд  дополнительных мероприятий, цель которых заключалось в коррекции знаний и умений по технике графического изображения предметов. Была организована работа кружка «Радуга», индивидуальная работа по формированию графических умений  навыков по предмету рисованию. Эта работа проводилась в свободное время.

На кружковых занятиях мы руководили работой детей по созданию индивидуальных и коллективных рисунков. Тематика рисунков была подобрана так, чтобы можно было применять разнообразные  технические умения и навыки при  создании изображения предмета используя простой и цветные карандаши (восковые мелки). На занятиях мы использовали стандартные материалы и оборудования для занятий по предметному рисованию:

  • альбомные листы (или ½);
  • ватманы – в коллективных работах;
  • цветные карандаши в коробках по 16 и 24 шт. (цвета);
  • простые и графитные карандаши 2м и 3м;
  • восковые мелки.

В практической работе с  детьми мы применяли следующие методы и приемы обучения:

1. Информационно – рецептивный метод:

а) рассматривание предметов, анализ их формы, величины, цвета;

б) обследование предметов  – их восприятие с помощью нескольких анализаторов (в том числе – тактильного);

в) образец изображения;

г) показ приемов создания изображения (полный или частичный);

д) жесты (указательные, формообразующие);

е) слово, (художественное слово, вопросы, указания, пояснения, вводная, заключительная беседа, составление описательных рассказов по готовому рисунку).

Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста