Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить у младших школьников технику выполнения исследовательской деятельности.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников.
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности младших школьников.
1.2 Психолого-педагогические основы и условия организации исследования младших школьников.
1.3 Виды исследовательских работ учащихся младших классов.
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по путям и способам исследовательской деятельности младших школьников.
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований.
2.2 Формирование организации исследовательской деятельности младших школьников.
2.3 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.
Заключение
С помощью учителя школьники могут прийти к следующему выводу: "Мы сможем назвать не результат, а подсказку, которая укажет на количество десятков в значении разности. Рассмотрим, например, выражение 81 – 18. Для записи чисел 81 и 18 использованы цифры 8 и 1. Расположим соответствующие им однозначные числа 1 и 8 на числовом ряду и увидим, что между ними располагаются 6 чисел. Именно столько десятков будет в результате вычитания чисел 81 и 18. Проверим: 81 – 18 = 63".
– Проверьте этот, взяв любые пары чисел.
Затем учитель сообщает, что между рядом стоящими в ряду числами
1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6, 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9 нет "промежуточного числа", значит, в значении разности чисел, записанных этими цифрами, будут отсутствовать десятки, т.е. ответ будет равен 9, и предлагает ученикам проверить это наблюдение, выполнив вычитание.
Учитель обращает внимание младших школьников на то, что если количество десятков в уменьшаемом равно 9, например, в выражении
91 – 19, то по такому
же отрезку числового ряда
можно найти указание на
Затем учитель предлагает проверить данное наблюдение на других числах.
Исследование произведения
– Найдите значения произведений 13 - 3, 19 - 3, 15 - 3, 12 - 3 и запишите их (39, 57, 45, 36.) Что вы можете сказать об этих числах? (Они двузначные, одно четное, остальные нечетные.) Расположите эти числа в порядке возрастания, определите, есть ли в полученном числовом ряду закономерность. (36, 39, 45, 57. Числа увеличиваются на 3, 6, 12.) Продолжите ряд по заданной закономерности до числа, в записи которого есть одинаковые цифры. (36, 39, 45, 57, 81, 129, 225.) Объедините эти числа в группы. (Двузначные числа: 36, 39, 45, 57, 81; трехзначные числа: 129, 225; нечетные числа: 39, 45, 57, 81, 129, 225; четное число 36.) Определите сумму цифр каждого числа.
Для наглядного выявления закономерности лучше записать это задание в две строки:
Числа |
36 |
39 |
45 |
57 |
81 |
129 |
225 |
Сумма цифр |
9 |
12 |
9 |
12 |
9 |
12 |
9 |
– Что интересного вы заметили? (В нижней строке числа 9 и 12 чередуются.) Вычтите все двузначные числа из подчеркнутого ряда из 129. (129 – 36 = 93, 129 – 39 = 90, 129 – 45 = 84, 129 – 57 = 72, 129 – 81 = 48.) Найдите сумму цифр значений разности. (12, 9, 12, 9, 12.) Что интересного вы заметили? (Опять повторяются числа 12 и 9.) Умножьте двузначные числа из подчеркнутого ряда на 6. (36 - 6 = 216, 39 - 6 = 234, 45 - 6 = 270,
57 - 6 = 342, 81 - 6 = 486.) Найдите сумму цифр значений произведений. (Сумма цифр всех чисел, кроме числа 486, равна 9.) Образуйте из цифр, которые использованы для записи числа 486, все возможные трехзначные числа. (486, 468, 648, 684, 846, 864.) Найдите число, в котором наибольшее количество единиц и наименьшее количество десятков. (Это число 648.) Разделите число 648 на однозначные числа. (648: 2 = 324, 648: 3 = 216,
648:4 = 162, 648: 6 = 108, 648: 8 = 81. 648: 9 = 72.) Определите сумму цифр значений частных. (Она равна 9.)
Исследование частного
– Предположите, какие числа (39, 13, 52 и 26) будут значениями частных 871: 67,
1 846: 71, 2 262: 58, 2 392: 46. Проверьте,
выполнив деление. (871: 67 = 13, 2 262: 58 = 39,
1 846: 71 = 26, 2 392: 46 = 52.) Расположите значения
частных в порядке возрастания.
(13, 26, 39, 52) Что интересного вы заметили?
(Числовой ряд является
Ученики выполняют вычисления.
30 888:13=2376
30 888:26=1188
30 888:39=792
30 888:52=594
30 888:65=545 (ост.13)
30 888:78=396
30 888:81=381 (ост.27)
30 888:94=328 (ост.56)
– Найдите сумму цифр значений частных в случаях деления без остатка. (Она равна 18.) Разделите 30 888 на 18. (Получится 1 716.) Установите зависимость между числами: 13, 26, 39, 52 и 78.
Учащиеся записывают равенства.
78:13 = 6 52:13 = 4 26: 13 = 2
78: 26 = 3 52: 26 = 2 39: 3 = 3
78: 39 = 2
– На основании выявленной зависимости между числами предположите, какая может быть зависимость между значениями частных при делении 1 716 на 13, 26, 39, 52 и 78. (При одинаковом делимом значения частных уменьшаются во столько раз, во сколько раз увеличиваются делители.)
Приложение 4
Самостоятельная работа № 2
1. Посмотри внимательно на часть таблицы умножения на 8.
1*8=8
2*8=16
3*8=24
4*8=32
5*8=40
Какие закономерности вы видите?
2. Можно ли множество фигур, изображенных на рисунке, разбить:
а) на две группы – круги и четырехугольники?
б) на три группы – четырехугольники, круги и белые фигуры?
3. Назови группу чисел общим свойством.
5,7, 13, 25 –
15, 18, 47,76 –
347, 686, 893, 900 -
4. В одной корзине 36 грибов, а другой – 24. Поставь вопрос к данному условию. Запиши решение каждой задачи выражением. Вычисли значения этих выражений.
5. На трех книжных полках
стояло 170 книг. На второй полке
– 60 книг, на третьей – 50. Сколько
книг стояло на первой полке?
Составь и реши задачу
Библиография
1. Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.
2. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
4. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.
5. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-С. 180-182.
6. Опыт организации
7. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.
8. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.
9. Разагатова, Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова //Четвертые Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19-21 мая 2006 года) / под ред. О.М.Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 186 с.
10. Разагатова, Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень[Текст] / Н.Разагатова. - Самара: Изд-во МГПУ, 2003. – 76 с.
11. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С. - 39-44.
12. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
13. Разагатова, Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1. - С 32-40.
14. Разагатова, Н.А. Методика
организации учебно-исследовательской
деятельности младших школьников [Текст]
/Н.А.Разагатова// Компетентностно-
15. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.
16. Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002. – С.124.
17. Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье [Текст] / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. – М.:Просвещение, 1989. –С.23.
18. Румянцева, Н.Ю. Организация
учебно-исследовательской
19. Румянцева, Н.Ю. Потенциальная
готовность учителя к
20. Савенков, А.И. Содержание
и организация
21. Савенков, А. И. Психологические
основы исследовательского
22. Семенова Н.А Эволюция
дидактических представлений
23. Семенова, Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова//Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах.-Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.- С.58-61.
24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
25. Семенова, Н.А. Место исследовательской
деятельности младших
26. Семенова, Н.А. Организация
исследовательской
27. Семенова, Н.А. Организация
исследовательской
28. Семенова, Н.А. Условия
развития исследовательских
29. Семенова, Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. Фил. ТГПУ/Под ред. В.А.Дмитриенко, А.А. Степанова: -Томск: Изд-во ТГПУ.-2004. – С. 275-278.
30. Семенова, Н.А. Философское обоснование исследовательской деятельности [Текст] /Н.А.Семенова// V Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (23-26 апреля 2001 г.): Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: издательство ТГПУ, 2003.- С.327-330.
31. Слободчиков, В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования [Текст] /В.И.Слободчиков //Исследовательская работа школьников. – 2006. - №1. – С.34 – 38.
32. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] /Л.А.Тысько// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. – С. 14-22.
Информация о работе Пути и способы исследовательской деятельности младших школьников