Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что обществу остро требуются люди, обладающие развитой познавательной активностью, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.
Недостаточная сформированность познавательной активности учащихся в традиционных условиях обучения современной школы отрицательно сказывается на становлении личности, ее социальной значимости.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Использование творческих заданий, как условие активизации учебно – познавательной деятельности на уроке математики в младших классах……………………………………………………………………...5
1.1. Сущность и критерии познавательной активности, её уровни и признаки………………………………………………………………...5
1.2. Активизация учебно – познавательной деятельности ученика на уроке математики в младших классах: пути, способы, условия интереса…………………………………………………………………8
1.3. Сущность, критерии уровня познавательного интереса и его значение в обучении и развитии……………………………………..14
1.4. Условия формирования познавательного интереса………………...22
2. Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями………………………………………………………25
2.1. Общая характеристика термина «понятия»…………………………25
2.2. Анализ различных методик формирования понятий у младших школьников……………………………………………………………31
2.3. Методика формирования познавательных интересов младших школьников через использование творческих заданий при работе над понятиями «Объёмные тела»……………………………………34
2.4. Составление геометрических словариков как один из видов творческих заданий при формировании геометрических понятий у младших школьников………………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...46
Список использованной литературы……………………………………….48
МНОГОГРАННИКИ И ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ
Цель: обобщить и закрепить знания по темам «Многогранники» и «Шар», «Конус», «Цилиндр».
Оборудование: набор геометрических фигур, таблица, кроссворд.
Какие вы знаете многогранники? Покажите их и назовите. Какие ещё знаете фигуры?
Поставьте рядом цилиндр, шар, конус и призму. Как вы думаете, имеется ли среди них лишняя фигура? Какая фигура здесь лишняя и почему? Уберите её в сторону.
Поставьте рядом все пирамиды и конусы, а в другую группу поставьте все призмы и цилиндры. По какому признаку разделены на группы?
Какая фигура лишняя: цилиндр, призма или конус? (конус или призма)
Объясните, почему именно так составлены эти таблицы.
Отгадайте зашифрованное слово. Зашифрованное слово состоит из букв содержащихся в знакомых вам геометрических терминах. Для его расшифровки надо каждое вспомогательное слово записывать вертикально, начиная с той клетки, где указан соответствующий номер.
1. Чтобы угадать первую букву зашифрованного слова, надо назвать общее свойство этих предметов. (форма)
2. Чтобы угадать вторую букву, нужно назвать фигуру, форму которой имеют эти предметы (цилиндр).
3. Как вы думаете, какой должна быть третья буква? Какое слово из геометрических терминов нужно выбрать? Какой вопрос нужно задать про это слово?
4. Чтобы угадать четвёртую букву слова, нужно назвать фигуру, которая может вращаться только по кругу (конус).
5. Чтобы угадать пятую букву слова, нужно назвать элемент фигуры — общую часть двух соседних граней призмы (ребро).
6. Чтобы угадать шестую букву слов, нужно назвать фигуру, которая выглядит одинаково, откуда бы на неё ли смотреть (шар).
При формировании понятий могут использоваться различные творческие задания. Это может быть написание сказки, стихотворений, различные поделки, рисунки, математические газеты и т.д.
Один из видов творческих заданий при работе с понятиями — составление детьми «Геометрического словарика». При составлении словарика дети дают определение понятия (своими словами, так, как они понимают), самостоятельно выделяют существенные свойства, подбирают интересный материал, оформляют словарик, сочиняют сказки, стихи, загадки, выполняют рисунки.
В геометрическом словарике отражаются следующие моменты:
Термин (Дети пишут название)
Определение (Ребята отвечают на вопрос «Что это такое?», описывают фигуру, перечисляют её свойства)
Содержание понятия (Перечисляются свойства, благодаря которым эту фигуру можно отличить от остальных геометрических фигур)
Объём понятия (Перечисляются виды, отвечают на вопрос «Какие бывают?», «Как можно сделать?»)
Связь с жизнью (Где встречается, какие предметы или их части имеют такую же форму?)
Творческое оформление (стихотворения, сказки, загадки, интересные задания, рисунки и т.д.)
Работа над словариками проводилась в 3 «А» классе начальной школы № 9 г. Рудного. В результате этой работы нами сделан вывод, что составление словариков помогает детям сформировать понятия, а не просто представления о геометрических фигурах. Результаты анкетирования показали, что после проведения эксперимента у детей повысился интерес к урокам геометрии (до эксперимента среди любимых предметов геометрию называли 3 ученика, после — 7 учеников).
После анализа словарей сделаны некоторые выводы.
Дети пытаются давать свои определения. Например, Маша Быкова: «Круг — это геометрическая фигура, у которой нет углов, есть окружность и радиус, т.е. середина, от которой если провести линию до окружности в одну сторону и линию в другую, у двух линий будет одинаковая длина». Некоторые пытаются сформулировать определения через разные родовые понятия.
К составлению словариков ученики подошли творчески. Большая часть словарей оформлена ярко, много рисунков, стихотворений, загадок. Некоторые ученики в своих словариках не просто не соединяют, но и пытаются развести понятия «шар» и «круг». Известно, что даже взрослый человек может сказать «круглый мяч, круглый шар». Например, Оля Синянская сочинила стихотворение.
Жил-был очень важный круг,
Презирал он всех вокруг!
Он любил только себя,
Говорил, себя хваля:
Посмотрите, у меня
Форма совершенная!
Даже солнце и луна
Так похожи на меня!
И на свете я один
Без углов и без вершин!
— Но у солнца форма шара! —
Тут окружность пропищала.
Рассердился важный круг,
Оглянулся он вокруг:
— Ну, а ты здесь кто такая?
Ты же линия простая!
Спорить ты со мной не смей,
Убирайся поскорей!
— Хорошо, сейчас уйду,
Но накличешь ты беду!
Не узнал меня ты зря,
Ведь граница я твоя!
( Тут окружность вдруг пропала.
Круга важного не стало!)
Дети приводят примеры заданий, вопросы в стихах. Например, задание из словарика Арины Большуковой:
Сколько здесь
квадратов?
Ответ: 50.
4. В детских словариках много ассоциации. Например, треугольник ассоциируется с рекламным щитом, дорожным знаком, стороной крыши, кленовым листочком, наконечником стрелы, клапаном кармана.
Форму квадрата имеют: сторона кубика, стекло, клетки в тетради, наволочки, сидение у табуретки, лист бумаги, форточка.
Форму круга имеют: мишень, конфорка, кнопка, крышка, дно кастрюли.
Окружности — это руль, обруч, кольцо, серёжки, браслет, обод колеса.
Работа по составлению словариков, несомненно, носит творческий характер. Детям этот вид работы нравится. Они выступают как авторы, сами создают образы, используют свои ассоциации.
На наш взгляд, такой вид работы, как составление геометрических словариков, помогает сформировать понятия, развивает творческое мышление младших школьников, способствует формированию познавательного интереса на уроках математики.
Таким образом, выполнение детьми творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.
Заключение
Современный этап развития общества выдвигает на первое место задачу активизации личности человека в процессе его жизнедеятельности. Современному школьнику необходимо приобрести стойкие умения и навыки для самостоятельного обогащения и использования в дальнейшей деятельности. Необходимые для осуществления этой деятельности знания умения, навыки приобретаются и формируются в учебном процессе. Практика современной школы показывает, что школьники часто отчуждены от образовательного процесса, и поэтому важнейшей задачей современного обучения будет являться заинтересованность учащихся в эффективном, самостоятельном процессе обучения. Умение учиться будет означать для них свободную ориентировку в любой научной информации, умение применять знания на практике, самостоятельно добывать их.
Эффективность процесса обучения обуславливается познавательной активностью школьника.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что с одной стороны, познавательная активность зависит от умения учителя создавать у каждого ученика установку на процесс учения. С другой стороны, познавательная активность является показателем познавательных возможностей школьника, уровней развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий, наличие ценных мотивов учения. Активность в учении рассматривалась нами не просто как деятельностное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в котором проявилась личность самого ученика.
Одним из условий этой активизации познавательной деятельности было выявление возрастных и индивидуальных способностей младших школьников. Материал, изложенный в нашей работе, позволяет достаточно уверенно утверждать о том, что особенности каждого ребёнка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и отношения к нему. Решающая роль в обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю.
Другим условием было применение творческих заданий как активизации учения в соответствии с особенностями учащихся.
В результате систематического применения творческих заданий, познавательная деятельность активизировалась, качество знаний заметно повысилось.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.
Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления.
Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
В данной курсовой работе мы рассмотрели использование творческих заданий, как условие активизации учебно – познавательной деятельности на уроках математики в младших классах.
Цель работы нами достигнута, задачи выполнены и на этом мы завершаем написание данной курсовой работы.
Список использованной литературы