Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:41, курсовая работа
Актуальность вопроса о неполных семьях велика еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это – дети, воспитывающиеся без отца (или матери), это – взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только материальную сторону жизни. Оно лишает людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество.
I Особенности воспитания детей в неполной семье……………………5 стр.
1.1 Семья как институт первичной социализации ребенка……………..
1.2 Характеристика неполной семьи……………………………………..
1.3 Детско-родительские отношения в неполной семье……………………
II Особенности работы учителя начальной школы с детьми из неполной семьи………………………………………………………………………………
2.1 Специфика работы педагога с неполной семьей……………………
2.2 Методы, используемые в работе педагога……………………………..
2.3 Разработка программы взаимодействия педагога ОУ с неполной семьей……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
В работе была поставлена цель:
теоретически обосновать проблему социально-педагогической поддержки детей из неполных семей, разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей.
В ходе исследования:
Приоритет защиты интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни заложены в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Данная проблема признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В указе Президента «О первоочередных мерах по реализации выживания, защите и развитию детей», подчеркивается, что основной целью по реализации намеченных перспектив является обеспечение социально-экономических, психолого-педагогических условий социализации личности. Необходимо также отметить указ Президента «Об усилении социальной поддержки-одиноких матерей», который непосредственно касается неполных семей.
Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах О.С. Газмана, который теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке.
О необходимости оказание семье и детям социально-педагогической поддержки говорится в ряде работ Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, Р.А. Литвак, С. Юсфина, Н. Михайловой.
Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьевой и др.
Из зарубежных исследователей наибольший вклад в изучении неполной семьи в следствии развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф Райе, 3. Матейчик.
В работах отмечается, что семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается в помощи, поддержке, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.
В теоретической главе нами дается анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-педагогической поддержке детей, позволивших уточнить и раскрыть сущность понятия «социально-педагогическая поддержка».
Под социально-педагогической поддержкой понимается социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и воспитание.
Были раскрыты проблемы неполной семьи с целью определения их влияния на психическое и социальное развитие детей, воспитывающихся в данных семьях. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки.
Теоретические положения первой части квалификационной работы явились основой нашего исследования.
В качестве исследовательской площадки была выбрана МБОУ «ООШ №15» Партизанского городского округа.
Первым этапом исследовательской работы стала диагностика детей, воспитывающихся в неполных семьях, в ходе которой были выявлены основные проблемы социализации детей из неполных семей.
Это обусловило разработку и апробирование программы деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей. Данная программа носит комплексный характер и направлена на работу с детьми, родителями, педагогами и включает в себя несколько направлений по реализации программы: диагностическое, коррекционное, образовательное.
Апробирование программы обнаружило следующие результаты:
Программа по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала свою эффективность в работе с детьми, воспитывающихся в неполных семьях, и родителями. Некоторые положительные тенденции прослеживались и в работе с педагогическим персоналом.
Наиболее интересные занятия, по мнению детей, были тренинги личностного роста и коммуникативных умений. В работе с детьми акцент делался на индивидуальную работу (индивидуальные консультации).
Необходимо отметить положительные результаты и в работе с родителями. При проведении семейного лектория на тему «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка» чувствовалась заинтересованность родителей, задавались вопросы по проблеме. Однако индивидуальные консультации, творческие домашние задание не имели большого успеха.
В работе с педагогическим коллективом наиболее эффективное взаимодействие при апробировании программы состоялось с психологом школы.
Таким образом, цель квалификационной работы достигнута, задачи разрешены.
Список использованной литературы
Приложение А
Таблица 1 - Программа работы с неполной семьей «Гармоника»
№ п/п |
Направление деятельности |
Задачи |
Форма и методы организации работы |
Сроки выполнения работы |
Ответственные, взаимодействие с другими участниками |
1 |
Диагностическое (исследование |
-получение первичной информации о поведении, межличностных отношений ребенка со сверстниками |
Наблюдение Анкетирование |
1 по 5 сентября |
Социальный педагог, классный руководитель |
-определение уровня самооценки |
Методика «Альтернативный список качеств личности» |
6-7 сентября |
Психолог, социальный педагог | ||
2 |
Профилактическое |
- выявление не полных семьи,
определение круга проблем |
наблюдение, беседы с классным руководителем и ребенком, анкетирование, тестирование |
5 по 30 сентября |
социальный педагог, классный руководитель, психолог, медик |
- постановка семьи на учет в отделении социальной защиты населения; |
межведомственный патронаж |
30 сентября |
КПДН, медик, социальный педагог, социальная защита | ||
- обследовать жилищные условия семьи |
межведомственный патронаж |
1-29 ноября
|
КПДН, медик, социальный педагог, социальная защита | ||
рассказать об ответственности родителей за жизнь и здоровье ребенка |
беседы с родителями, родительское собрание |
14 сентября |
|||
- организовать взаимодействие семьи с узкими специалистами |
индивидуальная работа специалистов |
25 октября 10 декабря 15 февраля |
психолог, социальный педагог, нарколог и др. | ||
- раскрыть особенности |
беседы, лекции, тренинги |
20 сентября 10 апреля |
социальный педагог, психолог | ||
- выявить круг интересов ребенка и включение его в новые виды деятельности |
беседа, наблюдение, беседа с родителями и классным руководителем |
с 1 сентября –20 сентября |
социальный педагог, педагог-организатор, физ. руководитель |
Приложение Б
Таблица 2- Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей
Направление деятельности |
Формы и методы работы |
Ожидаемый результат |
Методическое обеспечение |
Службы сопровождения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Диагностическое (исследование психосоциального состояния детей |
Наблюдение
|
получение первичной информации о поведении, межличностных отношениях ребенка со сверстниками |
Шапарь В.Б. Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - - Ростов н/Дону; Феникс, 2011. - 768 с. |
Психолог Соц. педагог Психолог |
Опросник Басса-Дарки |
определение уровня агрессии | |||
Методика «Шкала тре- вожности» Дж. Тейлора |
определение уровня тревожности |
Шапарь В.Б Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Дону; Феникс, 2011. - 768 с. |
Соц. педагог | |
Методика «Альтерна- тивный список качеств личности» |
определение уровня самооценки |
Воспитательный процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2009. -119с. |
Психолог Соц. педагог | |
Методика «Недописан- ный тезис» |
выявление отношения ребенка к семье, своим собственным возможностям, |
Полонский И.С. Практические занятия на уроках этики и психоло-гии семейной жизни. Курск: КП,2010.-93 с. |
Соц. педагог | |
Информация о работе Работа педагога с детьми, воспитывающимися в неполной семье