Работа педагога с детьми, воспитывающимися в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопроса о неполных семьях велика еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это – дети, воспитывающиеся без отца (или матери), это – взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только материальную сторону жизни. Оно лишает людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество.

Содержание

I Особенности воспитания детей в неполной семье……………………5 стр.
1.1 Семья как институт первичной социализации ребенка……………..
1.2 Характеристика неполной семьи……………………………………..
1.3 Детско-родительские отношения в неполной семье……………………
II Особенности работы учителя начальной школы с детьми из неполной семьи………………………………………………………………………………
2.1 Специфика работы педагога с неполной семьей……………………
2.2 Методы, используемые в работе педагога……………………………..
2.3 Разработка программы взаимодействия педагога ОУ с неполной семьей……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_(готовый _почти).doc

— 797.50 Кб (Скачать файл)

В работе была поставлена цель:

теоретически обосновать проблему социально-педагогической поддержки детей из неполных семей, разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей.

В ходе исследования:

  • раскрыта сущность понятия «социально-педагогическая поддержка» в современной психолого-педагогической литературе;
  • рассмотрена типология неполных семей и особенности их влияния на социализацию детей;
  • исследованы проблемы детей, воспитывающихся в неполной семье;
  • разработана и апробирована программа деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей.

Приоритет защиты интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни заложены в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Данная проблема признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В указе Президента «О первоочередных мерах по реализации выживания, защите и развитию детей», подчеркивается, что основной целью по реализации намеченных перспектив является обеспечение социально-экономических, психолого-педагогических условий социализации личности. Необходимо также отметить указ Президента «Об усилении социальной поддержки-одиноких матерей», который непосредственно касается неполных семей.

Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах О.С. Газмана, который теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке.

О необходимости оказание семье и детям социально-педагогической поддержки говорится в ряде работ Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, Р.А. Литвак, С. Юсфина, Н. Михайловой.

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьевой и др.

Из зарубежных исследователей наибольший вклад в изучении неполной семьи в следствии развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф Райе, 3. Матейчик.

В работах отмечается, что семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается в помощи, поддержке, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

В теоретической главе нами дается анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-педагогической поддержке детей, позволивших уточнить и раскрыть сущность понятия «социально-педагогическая поддержка».

Под социально-педагогической поддержкой понимается социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и воспитание.

Были раскрыты проблемы неполной семьи с целью определения их влияния на психическое и социальное развитие детей, воспитывающихся в данных семьях. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки.

Теоретические положения первой части квалификационной работы явились основой нашего исследования.

В качестве исследовательской площадки была выбрана  МБОУ «ООШ №15» Партизанского  городского  округа.

Первым этапом исследовательской работы стала диагностика детей, воспитывающихся в неполных семьях, в ходе которой были выявлены основные проблемы социализации детей из неполных семей.

  • состояние психологической неустойчивости ребенка (высокая тревожность, проявления различных видов агрессивных реакций, неадекватная самооценка);
  • нарушение детско-родительских отношений.

Это обусловило разработку и апробирование программы деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей. Данная программа носит комплексный характер и направлена на работу с детьми, родителями, педагогами и включает в себя несколько направлений по реализации программы: диагностическое, коррекционное, образовательное.

Апробирование программы обнаружило следующие результаты:

  • снижение высокого уровня тревожности на 13%;
  • снижение высокого уровня агрессии на 19%;
  • снижение высокого уровня враждебности на 12%;
  • увеличение показателя адекватной самооценки на 17%.

Программа по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала свою эффективность в работе с детьми, воспитывающихся в неполных семьях, и родителями. Некоторые положительные тенденции прослеживались и в работе с педагогическим персоналом.

Наиболее интересные занятия, по мнению детей, были тренинги личностного роста и коммуникативных умений. В работе с детьми акцент делался на индивидуальную работу (индивидуальные консультации).

Необходимо отметить положительные результаты и в работе с родителями. При проведении семейного лектория на тему «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка» чувствовалась заинтересованность родителей, задавались вопросы по проблеме. Однако индивидуальные консультации, творческие домашние задание не имели большого успеха.

В работе с педагогическим коллективом наиболее эффективное взаимодействие при апробировании программы состоялось с психологом школы.

Таким образом, цель квалификационной работы достигнута, задачи разрешены.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: ИНФРА-М, 2012.-400 с.
  2. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М.: Издательский Дом «Nota Bene», 2010.-252 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб.пособие.  - М.: Наука, 2009.-  316 с.
  4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 2012.-№4.-С.22-25.
  5. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -2012.-№8.-С.35-38.
  6. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике - М.: ЮНИТИ-Дана, 2009.- 411 с.
  7. Воробьев Н.И. Семья в Нерехте. (К вопросу об анализе семьи.) // Вестник статистики. -2009. - №1. - №3.
  8. Губерман И. Бехтерев: страницы жизни. - М.: Гардарики, 2009.- 120 с.
  9. Дружинин В. Психология семьи: учеб.пособие - М.: Педагогика, 2013.- 252 с.
  10. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 2005-2010 годы. - М.: Юридическая литература, 2011.- 382 с.
  11. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социальные исследования. - 2009.-№ 3.- с. 52-54.
  12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования: учеб. пособие- М.: Гардарики, 2010.- 322 с.
  13. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. пособие. - Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – 120 с.
  14. Земски М. Семья и личность. - М.: Высш.шк, 2009.- 190 с.
  15. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным… - М.: Знание. 2009.- 255 с.
  16. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. - СПб.: Питер, 2011. – 252 с.
  17. Коллонтай А. Общество и материнство. - М.: Спарк, 2011.- 100 с.
  18. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010.- 332 с.
  19. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М.: Дашков и Ко, 2012.- 168 с.
  20. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей. - М.: ВЛАДОС, 2010.- 120 с.
  21. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – СПб.: Питер, 2009.- 252 с.
  22. Основы социальной работы: учебник/ под ред.  Е.С. Холостовой.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2011.- 292 с.
  23. Пезешкиан Н. Позитивная психотерапия: семья как психотерапевт. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2012.- 411 с.
  24. Плотниекс И.Э. Психология в семье. - М.: Педагогика, 2011.-190 с.
  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 411 с.
  26. Сорокин П.А. Кризис современной семьи. // Ежемесячный журнал для всех. - 2011. - №2.- С.  15-18.
  27. Социальная работа: учеб.пособие / под общей ред. В. И. Курбатова. - Ростов на Дону.: Феникс, 2009.- 278 с.
  28. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Под ред. В.М. Сафроновой. - М.: РГСИ, 2012.- 411 с.
  29. Теория и методика социальной работы. Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, МГСК, 2013.- 180 с.
  30. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2010.- 290 с.
  31. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие - М.: МГСУ, 2010.- 242 с.
  32. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия: учеб.пособие / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Медицина, 2010.- 290 с.
  33. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М.: Спарк, 2011.- 209 с.
  34. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский.- М.: Гардарики, 2010.- 272 с.
  35. Шерман  Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: научно-практическое пособие / Р. Шерман, Н.Фредман- М.: Дашков и Ко, 2011.- 255 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Таблица 1 - Программа работы с неполной семьей «Гармоника»

№ п/п

Направление деятельности

Задачи

Форма и методы организации работы

Сроки

выполнения работы

Ответственные, взаимодействие с другими участниками

1

Диагностическое

(исследование психосоциального  состояния детей)

-получение первичной информации о поведении, межличностных отношений ребенка со сверстниками

Наблюдение

Анкетирование

1 по 5 сентября

Социальный педагог, классный руководитель

-определение уровня самооценки

Методика «Альтернативный список качеств личности»

6-7 сентября

Психолог, социальный педагог

2

Профилактическое

- выявление не полных семьи, определение круга проблем семьи;

наблюдение, беседы с классным руководителем и ребенком, анкетирование, тестирование

5 по 30 сентября

социальный педагог,

классный руководитель,

психолог, медик

- постановка семьи на учет  в отделении социальной защиты  населения;

межведомственный патронаж

30 сентября

КПДН, медик, социальный педагог, социальная защита

- обследовать жилищные условия  семьи

межведомственный патронаж

1-29 ноября

 

КПДН, медик, социальный педагог, социальная защита

рассказать об ответственности родителей за жизнь и здоровье ребенка

беседы с родителями, родительское собрание

14 сентября

 

- организовать взаимодействие  семьи с узкими специалистами

индивидуальная работа специалистов

25 октября 

10 декабря

15 февраля

психолог, социальный педагог, нарколог и др.

- раскрыть особенности бесконфликтного  поведения

беседы, лекции, тренинги

20 сентября 

10 апреля

социальный педагог, психолог

- выявить круг интересов ребенка и включение его в новые виды деятельности

беседа, наблюдение, беседа с родителями и классным руководителем

с 1 сентября –20 сентября

социальный педагог, педагог-организатор, физ. руководитель


 

 

Приложение Б

Таблица 2-  Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей

Направление

деятельности

Формы и методы

работы

Ожидаемый

результат

Методическое

обеспечение

Службы

сопровождения

1

2

3

4

5

 

 

 

Диагностическое

(исследование

психосоциального

состояния детей

Наблюдение

 

получение первичной

 информации о поведении,

межличностных отношениях

ребенка со сверстниками

Шапарь В.Б.

Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. -  - Ростов н/Дону; Феникс, 2011. - 768 с.

Психолог

Соц. педагог

Психолог

Опросник

Басса-Дарки

определение

уровня агрессии

Методика «Шкала тре-

вожности» Дж. Тейлора

определение уровня тревожности

Шапарь В.Б Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Дону; Феникс, 2011. - 768 с.

Соц. педагог

Методика

«Альтерна-

тивный список качеств личности»

определение

уровня самооценки

Воспитательный

процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2009. -119с.

Психолог

Соц. педагог

Методика «Недописан-

ный тезис»

выявление отношения ребенка к семье, своим собственным возможностям,

Полонский И.С. Практические занятия на уроках этики и психоло-гии семейной жизни. Курск: КП,2010.-93 с.

Соц. педагог

Информация о работе Работа педагога с детьми, воспитывающимися в неполной семье