Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...9
1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей…………………………………………………………..10
1.1 Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка………………………………………………………………………………10
1.2 Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие……………………………………………………………………19
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка………………………………………………………………………………22
2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей……………………………………30
2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов первичного исследования…………………………………………………………23
2.2 Организация занятий, направленных на улучшение учебно-познавательной мотивации………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..55
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Михайлова И..docx

— 322.22 Кб (Скачать файл)

-  принятие – эмоциональное  отвержение

-  психологический контроль  – психологическая автономия

-  скрытый контроль  – открытый контроль

Под принятием здесь подразумевается, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Критерии оценки отношений между родителями и школьниками следующие:

POZ – позитивный  интерес: Прежде всего, психологическое принятие родителей дети видят в относительно критическом подходе к ним. Дети часто испытывают необходимость в помощи и поддержке родителей, в большинстве случаев принимают их мнение, склонны соглашаться с ними. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время дети не ждут от родителей чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы ребенок мог утверждать, что родители испытывают по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

DIR – директивность: Директивность родителей дети видят в навязывании им чувства вины по отношению к ним, их декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «они жертвует всем ради них», полностью берут на себя ответственность за все, что сделали, делают, и будут делать. Родители как бы утверждаются в изначальной зависимости их статуса и оценки, окружающих от соответствия ребенка «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, родители стремятся любым способом пресечь неправильное поведение ребенка, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия родителей и детей.

HOS – враждебность: Враждебность родителей в отношениях с детьми характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка родителей исключительно на себя, их самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к ребенку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес ребенка и окружающих, целью, которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу ребенка.

AUT – автономность: Автономность родителей в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Родители при этом не воспринимают ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, они являют собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета родителей, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных родителей в отношениях с ребенком.

NED – непоследовательность: Непоследовательность проводимой родителей линии воспитания оценивается ребенком как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

5.  Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), применяемый с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений. Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом. (Приложение 5)

Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаши и ластик. Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи, и ты были чем–то заняты». Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение, соотношение людей на рисунке, качество изображений: размеры, штриховка, красочность, положение объектов на листе и т.д.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи; 2) где работают или учатся члены семьи; 3) как в семье распределяются домашние обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка  семьи (сравнение состава реальной  и нарисованной семьи, взаимодействие  и расположение членов семьи  на рисунке);

2) анализ особенностей  рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество  деталей, схема тел отдельных  членов семьи);

3) анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во  время рисунка).

 

Рассмотрим подробнее каждый аспект схемы интерпретации.

1. Ребенок не всегда  рисует всех членов семьи. Обычно  он не рисует тех, с которыми  находится в конфликтных отношениях. Например, ученица 1-го класса не  рисовала свою младшую сестру, которой во время выполнения  теста было полгода. Скорее всего, девочке было трудно приспособиться  к изменившейся семейной ситуации  после рождения младшей сестры. Первоклассник нарисовал своего  отца тракториста на другой  стороне листа. Это могло быть  свидетельством негативного отношения  мальчика к отцу, который пил, бывал грубым и злым.

Иногда дети рисуют людей, которые не входят реально в состав семьи. Так, ученица 2-го класса нарисовала в левом верхнем углу отца, уходящего вдаль с портфелем в руках. Родители этой девочки два года тому назад развелись. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы преградой между ними. Довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальных членов семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Например, ученик 6-го класса нарисовал, как он с матерью и отцом вместе работают во дворе: мама доит корову, он приносит для коровы воду, отец чинит забор. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Дети с ювенильным ревматоидным артритом чаще, чем их здоровые сверстники, не рисовали себя; это показывало, что в связи с частым пребыванием в санаториях и больницах у этих детей меняются семейные отношения и их восприятие. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Предположительно, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2. Считается, что ребенок наиболее  детализирует, дольше всего рисует  и разукрашивает фигуру его  самого любимого члена семьи. И, наоборот, если ребенок отрицательно  относится к кому-либо, то рисует  этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей  тела. Когда отношения ребенка  конфликтны и тревожны, эмоционально  неоднозначно окрашены, он часто  использует штриховку в обозначении  того члена семьи, с которым  у него не сложились эффективные  связи. В аналогичных случаях  можно наблюдать стирание и  перерисовку. Так, ученица 4-го класса  нарисовала свою мать, потом стерла  этот рисунок ластиком, нарисовала, опять стерла и со слезами  на глазах отказалась закончить  рисунок. Можно предположить, что  отношения матери с девочкой  для нее эмоционально значимы, хотя в таких случаях необходима  беседа, чтобы понять, не было  ли такое поведение обусловлено  простой требовательностью к  себе со стороны девочки. Важное  диагностическое значение имеет  неадекватная величина фигуры. Например, ребенок нарисовал младшую сестру  не только больше, чем он сам, но даже больше, чем родители. Это может свидетельствовать  о том исключительном внимании, которое родители оказывают младшей  сестре, о ее особом месте в  иерархии семейных отношений.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

3. Анализ процесса рисования  дает богатую информацию не  только о семейных отношениях  ребенка, но и вообще о стиле  его работы. Когда дети, особенно  среднего школьного возраста  и старше, отговариваются тем, что  они не умеют рисовать, это  вполне нормально и понятно. Психолог  может успокоить ребенка, сказать, что тут не столько важно  красиво нарисовать, сколько придумать  деятельность для членов семьи. Но бывают дети, многочисленные  отговорки которых, а также манера  прикрывания нарисованного рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка и неуверенности в своих силах, о его потребности в поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном и даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Диаграмма 4.

Уровень семейных отношений

Для того чтобы представить общую картину результатов, мы разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 33,3% (семья 03, 07, 09, 13, 15) – состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа – это семьи, в которых  выражена тревожность детей. Они  составили 26,7 % (семьи 02, 06, 08, 10).

III группа – это семьи, где  наравне с благоприятным микроклиматом  проявляется тревожность детей. Это 40% от общего количества (семьи 01, 04, 05, 11, 12, 14).

Полученные данные можно наглядно представить в виде диаграммы:

Диаграмма 5

Основные симптомокомплексы рисунка семьи

 

 

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по I симптомокомплексу - благоприятная семейная ситуация – 7,4 баллов, затем идет II симптомокомплекс – тревожность 5,6 баллов; III - конфликтность – 3,1 балла; IV - чувство неполноценности – 1,3 балла; V- враждебность – 1,2 балла. Данные наглядно представлены в виде диаграммы:

 

Диаграмма 6

Симптомокомплексы по КРС

 

 

Таким образом, на основании формальных и содержательных особенностей КРС можно сделать выводы, что наряду с благоприятной семейной ситуацией, у детей проявляется тревожность, тесно связанная с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, с семейным воспитанием.

Для теста КРС также была разработана система количественной оценки. Было выделено пять симптомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация,

2) тревожность,

3) конфликтность в семье,

4) чувство неполноценности,

5) враждебность в семейной ситуации.

Таблица 1.

Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»

Симптомокомплекс

С и м п т о м

Балл

1.Благопритная

семейная ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общая деятельность всех членов семьи

Преобладание людей на рисунке

Изображение всех членов семьи

Отсутствие изолированных членов семьи

Отсутствие штриховки

Хорошее качество линий

Отсутствие показателей враждебности

Адекватное распределение людей на листе

Другие возможные признаки

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

П.Тревожность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Штриховка

Линия основания – пол

Линия над рисунком

Линия с сильным нажимом

Стирание

Преувеличенное внимание к деталям

Преобладание вещей

Двойные или прерывистые линии

Подчеркивание отдельных деталей

Другие возможные признаки

0,1,2,3

0,1

0,1

0,1

0,1,2

0,1

0,1

0,1

0,1

Ш.Конфликтность

в семье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Барьеры между фигурами

Стирание отдельных фигур

Отсутствие основных частей тела у

некоторых фигур

Выделение отдельных фигур

Изоляция отдельных фигур

Неадекватная величина отдельных фигур

Несоответствия вербального описания и

рисунка

Преобладание вещей

Отсутствие на рисунке некоторых членов

семьи

Член семьи, стоящий спиной

Другие возможные признаки

0,2

0,1,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

 

IV.Чувство неполноценности в семейной ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Автор рисунка непропорционально маленький

Расположение фигур на нижней части листа

Линия слабая, прерывистая

Изоляция автора от других

Маленькие фигуры

Неподвижная в сравнении с другими фигура автора

Отсутствие автора

Автор стоит спиной

Другие возможные признаки

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

Y.Враждебность в

Семейной ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

Агрессивная позиция фигуры

Зачеркнутая фигура

Деформированная фигура

Обратный профиль

Руки раскинуты в стороны

Пальцы длинные, подчеркнутые

Другие возможные признаки

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

Информация о работе Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей