Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:01, курсовая работа
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Введение………………………………………………………………….....3
Глава1: Интеллектуальная одаренность, ее психологические проявления …………………………………………………………………6
1.1. Понятие и определение одаренности у детей………………………..6
1.2. Виды одаренности………………………………………………..…..12
Глава 2: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...19
2.1. Обучение одаренных детей……………………………………….....19
2.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми…..23
Глава 3: Опытно-экспериментальное исследование одаренности….....26
3.1 Методы диагностики умственной одаренности…………….............26
3.2 Выявление одаренных детей………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………..41
Используемая литература…………………………………………….......45
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-ПЛАНА
Целью Мастер-плана "Одаренные дети" является создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Мастер-план предусматривает решение следующих задач:
- создание оптимальных
условий для удовлетворения
- внедрение нового содержания образования, прогрессивные технологии в работу с одаренными детьми;
- создание системы
- стимулирование творческой
- формирование уважительного
ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Создать условия для
2. Формировать систему выявления
интеллектуально - талантливых детей
через внеклассную
3. Организовать профильные
4. Наладить систему поддержки одарённых детей, выражающуюся прежде всего в создании условий для их участия в олимпиадах, форумах, лагерях и фестивалях республиканского, всероссийского и международного уровня.
5. Создать «Центр одаренных
6. В опыт школы внедрять
1) обучение индивидуальное или
в малых группах по программам
творческого развития в
2) работа по исследовательским
и творческим проектам в
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
ЭТАПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И РАБОТЫ С НИМИ
1-й этап - анамнестический: (начальные классы) при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
2-й этап - диагностический: (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка.
3-й этап-этап формирования, углубления
и развития неординарных
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
1 раздел. Изучение одаренных детей и организация работы с ними.
№ |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1. |
Выявить всех одаренных детей и завести журнал. |
сентябрь |
Галиева Л.Х. |
2. |
Путем наблюдения за детьми, изучения результатов их деятельности, анкетирования установить их интересы склонности. |
1 четверть |
Классные руководители |
3. |
Организовать работу с одаренными детьми в кружках по направлениям: -общеобразовательные предметы («Юный математик», «Юный физик», «Юный химик», экология, информатика «Русское слово», КИД «Планета», тат.язык и литература; -художественно-эстетическое: -(рисование, лепка,театральный, «Юные музыканты»); - прикладного и технического творчества: («Юный техник», «Мастерица»); -спортивно-оздоровительное: («Спортивные игры», теннис, ОБЖ). |
сентябрь |
Учителя- предметники, педагоги доп.обр. |
4. |
Создание индивидуальных программ для работы с одаренными детьми. |
октябрь |
учителя-предметники |
5. |
Организация исследовательской работы по предметам и проведение научно-практических конференций. |
в течение года |
учителя-предметники |
6. |
Организация и проведение школьных предметных олимпиад. |
с 1 по 15 декабря |
Учителя |
7. |
Участие в районных предметных олимпиадах. |
декабрь, январь |
администрация, учителя |
8. |
Участие в республиканских предметных олимпиадах. |
февраль |
администрация, учителя |
9. |
Получение детьми дополнительного образования в заочных школах и предметных лагерях. |
июнь, июль, август |
администрация |
10. |
Участие во всероссийских, республиканских, районных конкурсах, турнирах, фестивалях. |
В течение года |
Коллектив школы |
2 раздел. Познавательная деятельность.
1. |
Неделя русского языка и литературы |
октябрь |
Тихомирова З.Г. |
2. |
Неделя географии, экологии, химии. |
Ноябрь |
Галиева Л.Х. |
3. |
Неделя природоведения для нач. классов |
Ноябрь |
Закирова А.А. |
4. |
Неделя татарского языка и литературы в нач. классах |
Декабрь |
Гайфутдинова Р.З. |
5. |
Неделя физики, математики, информатики |
январь |
Смехова С.М. |
6. |
Шахматно-шашечный турнир |
январь |
Губайдуллин Ф.Г. |
7. |
Неделя английского языка |
февраль |
Губайдуллина З.Н. |
8. |
Неделя тат. языка и литературы |
март |
Ахметзянова Р.Г. Хидиятуллина Р.М. |
9. |
Неделя русского языка и литературы в нач. классах |
март |
Гайфутдинова Р.З. |
10 |
Игра «Счастливый случай» по жизни и творчеству Г.Тукая |
апрель |
Ахтямова Е.Ф. |
3 раздел. Художественно-эстетическое воспитание.
1. |
Праздник цветов.Конкурс на лучшую композицию из цветов. |
сентябрь |
Глиева Л.Х. |
2. |
Конкурс-выставка «Природа и фантазия» |
ноябрь |
Учителя нач.классов. |
3. |
Участие в фестивале «Твое свободное время и твое здоровье». |
ноябрь |
Фархутдинова Л. |
4. |
Участие в фестивале школьных театров здоровья. |
ноябрь |
- « - |
5. |
Конкурс рисунков «Зимние узоры» |
декабрь |
Губайдуллин Ф.Г. |
6. |
Выставка прикладного творчества «Город мастеров» |
декабрь |
руководители кружков |
7. |
Конкурс снежных скульптур. |
январь |
Галиева Л.Х. |
8. |
Участие в конкурсе «Играй,гармонь». |
февраль |
Хидиятуллина Р. |
9. |
Участие в конкурсе военно-патрио- тических стихов «Люблю Отчизну я». |
февраль |
Учителя- словесники. |
10 |
Отчет работы кружков. |
март |
Руководители кружков. |
11. |
Участие в фестивале детского творчества «Весенняя капель-2013». |
апрель |
Бигашева Р.К. Фархутдинова Л. |
4 раздел. Физическое воспитание.
1. |
День бегуна. |
октябрь |
Нуриахметов Д.Ш |
2. 3. |
Первенство школы по волейболу. Товарищеская встреча по волейболу. |
ноябрь ноябрь |
Нуриахметов Д.Ш. |
4. |
Открытие зимнего сезона. |
декабрь |
Нуриахметов Д.Ш. |
5. |
Лыжные гонки на призы Деда Мороза |
декабрь |
Нуриахметов Д.Ш. |
6. |
Соревнования по силовым видам спорта |
январь |
Нуриахметов Д.Ш. |
7. |
Спорт-шоу. |
январь |
инициатив.гр. |
8. |
Военно-спортивная неделя. |
февраль |
Гайфутдинов Р.Г. Нуриахметов Д.Ш |
9. |
Закрытие зимнего сезона. |
март |
Нуриахметов Д.Ш.
|
10. |
Соревнования по легкой атлетике. |
апрель |
Нуриахметов Д.Ш. |
11. |
Районные соревнования по баскетболу. |
апрель |
Нуриахметов Д.Ш. |
12. |
Президентские состязания. |
май |
Нуриахметов Д.Ш __ |
Заключение
На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.
Пока нет
комплексной диагностики, позволяющей
определить общую и специфическую одаренность,
склонность ребенка к тому или иному виду
творчества. Одаренность обнару