Развиие творчества в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.
Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
§1. Развитие творчества у дошкольника
§2. Сюжетно-ролевая игра
§3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста
§1. Изучение уровня развития творчества у детей старшей группы
§2. Практическая работа по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
§3. Анализ результатов экспериментальной работы
§4. Обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 86.06 Кб (Скачать файл)

Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать  целенаправленность деятельности ребенка. При наличии цели детей можно  без особого труда приучить обдумывать предстоящий замысел. Цель является важнейшим элементом структуры  творческой деятельности.

Анализ положений  о детском творчестве известных  ученых Г.В.Лабунской, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и др. позволили сформулировать, что под творчеством детей дошкольного возраста понимается создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта, придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под художественным творчеством понимается и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной) [14:212 ].

Из понимания творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

Таким образом, с психологической  точки зрения дошкольное детство  является благоприятным периодом для  развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно  любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство многие определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока [11:32].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности  для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет  зависеть творческий потенциал взрослого  человека.

 

§2. Сюжетно-ролевая игра

 

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется  наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов  игровой деятельности специфичен. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в  духовный мир ребенка вливается  удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра —  это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский) [21:33].

Как и любой другой вид  деятельности, игра имеет свои средства.

Средствами игры являются:

  1. знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;
  2. способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
  3. нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

В конце раннего детства  малыш включается в разные виды игр  — подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые. Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребности —  войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. В игре ребенок моделирует сначала действия с предметами, а затем взаимоотношения  между людьми. Этот сложный вид  деятельности состоит из многих компонентов: игровые действия, игровые предметы, правила, ролевые взаимоотношения. Основные единицы игры — роль взрослого, которую выполняет малыш. Игра оказывает  огромное влияние на все стороны  психики детей, а главным образом  на развитие личности. Здесь формируется  иерархия мотивов, то есть умение подчиняться  требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция сознания [22:145].

Но особое значение в развитии детей от 2 до 7 лет имеют сюжетно-ролевые  игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами с взрослыми.

Наиболее распространенными  в XIX и начале XX в. были следующие теории игры.

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой  молодого организма к жизни. И  что источником игры являются инстинкты, то есть биологические механизмы.

З. Фрейд, считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценностью. Не имея возможности в действительности быть шофером, доктором, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает» присущие ему влечения и желания.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся как будто неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка.

Принципиально иначе подходят к объяснению природы игры русские  и советские ученые. Уже в дореволюционное время П. Ф. Каптерев, В. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский высказывались за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологии (Д. Б. Эльконин, П. Г. Саморукова, А. А. Люблинская, А. П. Усова) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Творческие (ролевые) игры детей  характеризуются следующими особенностями.

    1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. В игре ребенок отражает жизнь взрослых. И чем больше возможностей для активного действия, тем интереснее игра.
  1. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями.
  1. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. Игры детей меняются, потому что они отражают изменяющуюся жизни.
  2. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям. Нет предела для живого детского воображения. Поэтому в игре ребенку все доступно, и он все может.

В творческой игре детей  в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к  точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности  для такой выдумки, творческого  преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих.

  1. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка. Игре предшествуют наблюдения детей за жизнью и трудом взрослых. И средством анализа полученных впечатлений является для детей игра. Педагогически хорошо организованная игра является эффективным средством развития у детей наблюдательности и памяти, мышления, творческого воображения и воли.
  2. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опыта, активности в развитии принятого всей группой замысла. И в то же время каждый ребенок строго подчиняется правилам, которые диктует ему взятая на себя роль. Общими являются и переживания детей, увлеченных совместной творческой деятельностью, игрой, отражающей жизни, с её приключениями, опасностями, радостями и открытиями.
  3. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве педагога игра может изменяться:
    • от начала к концу. Последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана с предварительным замыслом игры.
    • от первой игры к последующим играм той же группы детей. повторяя много раз даже одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по-новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют.
    • наиболее существенными изменениями в играх происходят по мере развития детей от младшего возраста к старшим. Эту перестановку можно проследить и в содержании игр, ив их структуре, то есть в способах отражения действительности, и в расстановке сил самих играющих.

Таким образом, сложность  и противоречивость игры не перестают  привлекать к себе внимание исследователей. Однако уже известные закономерности игры позволяют педагогам широко использовать эту ценную деятельность детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач [13:106-109].

В работе Л. С. Выготского, Д. В. Менджерицкой, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и многих других авторов игра рассматривается как деятельность творческая, а значит, в ней развивается креативность как способность к творчеству.

В психолого-педагогической литературе в качестве компонентов структуры  сюжетно-ролевой игры называют игровое  действие, воображаемую ситуацию, сюжет  и роль. Эти компоненты характеризуются, в частности, функциональной взаимообусловленностью, то есть выступают не автономно, а  в обязательной взаимосвязи и  взаимодействии. Так, А. Н. Леонтьев в своих работах неоднократно подчеркивает неразрывность игрового действия и воображаемой ситуации. Само игровое действие, как утверждает А. Н. Леонтьев, исходит из практического действия – рождается не из воображаемой ситуации, а, напротив, воображаемая ситуация рождается из несовпадения игрового действия с операциональной стороной практического действия. Предметы и действия с ними в игре приобретают особый «личностный смысл», поскольку ребенок опирается на прошлый эмоциональный опыт, на знание из реальной жизни, о реальном назначении предметов. Приобретая все большую обобщенность, развитие игровых действий идет от представлений-действий к представлениям-образам (Дж. Брунер). Так, сначала игровые действия с игрушками носят развернутый характер, повторяясь многократно, они переносятся на предметы-заместители и воображаемые предметы. В старшем дошкольном возрасте игровые действия начинают сокращаться и обобщаться, снижается значение материальной опоры, что способствует переносу их на новые предметы и в новые ситуации. На особую значимость возникновения воображаемой ситуации для дальнейшего развития игры указывал и Л. С. Выготский, трактовавший это событие как появление «игрового смысла», как фактор перехода к действию в «смысловом поле». [16, 12]

Таким образом, воображаемая ситуация. Преобразуя предметную деятельность ребенка, «оформляет» ее в «игру». Сюжетно-ролевой  эта игра становится тогда, когда  в ней появляются «открытые» сюжет  и роль. На наш взгляд правомерность  такого понимания подтверждается, в  частности, мнением А. Н. Леонтьева, который классифицировал воображаемую ситуацию как результативный момент, а воспроизведение действий, или  игровую роль, как конституирующий  момент игры. В большинстве исследований сюжет характеризуется как содержание развернутой формы сюжетно-ролевой  игры. «Сюжет – это та область  действительности, которая воспроизводится  детьми в игре. Сюжет игр чрезвычайно  разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка». (Д. В. Эльконин)

Информация о работе Развиие творчества в сюжетно-ролевой игре