Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период. Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Психологическое и методическое обучение письму в букварный период………………………………………………………….……7
2. Требование программы по развитию умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой буквой…………………………………………………………………………….13
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение ... …………………………………………………………...............30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик буква.docx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Психологическое и методическое  обучение письму 

в букварный период………………………………………………………….……7

2. Требование программы  по развитию умений и навыков,

 которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……………………...10

3. Приемы подготовки к  урокам письма в работе над новой

буквой…………………………………………………………………………….13

4. Виды диктантов в  буквенный период на уроках  письма…………………...21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………27

Приложение ... …………………………………………………………...............30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.

Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как  способность с помощью графических  знаков выражать содержание речи, мысли  человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Развитие письменной речи не может происходить успешно  без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим  навыком.

Практика показывает, что  научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для  начинающих учиться в школе. Процесс  формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более  увлечения. Он не дает возможность осознанно  сформировать правильный графический  навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей  степени над начертаниями отдельных  ее элементов, а не над ее целостным  написанием.

Недостаточная теоретическая  разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь  обращаться к поискам ее дальнейшего  теоретического и практического  решения.

Количество учащихся в  младшем школьном возрасте с трудностями  обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.

Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии  «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.

В исследованиях различных  авторов навык овладения письмом  обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А. Агаркова, 1978; М.М. Безруких, 2001; О.Б. Иншакова, 2003; Р.Д. Тригер, 1998; Н.С. Пантина, 1967; О.С. Филиппова, 1999 и др.). Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.

Проблемы усвоения навыков  письма во многом объясняются особенностями  учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и  соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания  педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

Несмотря на достаточную  изученность вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста. Данная проблема была положена в основу нашего исследования.

Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период.

Объект исследования – процесс обучения письму в букварный период

Предмет исследования – приемы обучения письму, развитие навыков и умений  на уроках письма младших школьников в букварный период.

Задачи исследования:

1) изучить психологические  и методические приемы обучения  письму в букварный период;

2) рассмотреть требования  Программы по развитию умений  и навыков обучения на уроках  письма в букварный период;

3) исследовать приемы  подготовки к урокам письма  в букварный период;

4) ознакомиться с видами  диктантов на уроках письма  в букварный период.

Гипотеза исследования: процесс обучения письму в букварный период будет эффективным, если педагог:

- знает психолого-физиологические  особенности формирования графических  навыков письма, гигиенические условия  письма;

- осознает важность педагогических  принципов обучения письму;

- знает различные системы  работ по формированию умений  и навыков письма;

- выбирает эффективные  приемы обучения письму;

- анализирует графические  ошибки детей при письме и  на этой основе намечает способы  их предупреждения и исправления.

Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

- эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности  детей, изучение документации, эксперимент,  специальные авторские методики.

Методологической  основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии о видах деятельности, об этапах ее развития (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин); о сложности процесса психического развития ребенка, о зависимости его как от внешних (характер обучения), так и от внутренних (внутренний мир ребенка) факторов (Г.Н. Рахмакова, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер); о взаимосвязи уровня развития мышления и графомоторных навыков у ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова)

1. Психологическое  и методическое обучение письму  в букварный период

 

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности — очень важная сторона подготовки детей к обучению в школе вообще. Умственная готовность к школе во многом определяет, но не исчерпывает все своеобразие приспособления ребенка к новым требованиям, к новой деятельности.

Психологи отмечают, что  младшие школьники (и, особенно, первоклассники) ещё не осознают ценность знаний и  учатся не «для себя», а «для кого-то»  для мамы (чтобы порадовалась), для  учительницы (чтобы похвалила). Каждому ребёнку важно быть в чём-то успешным.

Таким образом, учитель, обучая ребенка письму, призван решать  и такие педагогические задачи, как адаптация ребенка к новым условиям (школа, класс, учителя, детский коллектив); формирование определенного комплекса навыков и умений, которые послужат базой для дальнейшего развития ребенка (память, внимание, речь, мышление, мелкая моторика.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим  непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил [16].

Письмо имеет сложнейшую психологическую структуру и  включает механизмы артикуляционного и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность  дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т.д.). Психофизиолог Н.А.Бернштейн замечает, что акт письма в сформированном виде включает: общий тонический тон пишущей руки и всей рабочей позы, ритмично-монотонную вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев; осуществление округлости движения и его временного (ритмического) узора; исполнение графической стороны письма (контуров и букв-графем); момент прилаживания к пространству, движение пером вдоль действительных или воображаемых строк и т.д. [8].

Для овладения навыком  письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению  негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе.

Письмо представляет собой  ритмичный процесс и требует  выполнения ритмичных тонко координированных движений руки. На ритмичность как  важную характеристику процесса письма указывают в своих исследованиях  В.А. Силивон, Т.И. Гризик, М.М.Безруких. Предлагая использовать в процессе подготовки руки к письму ритм стихов, поговорок, музыки, они отмечают, что письмо, стихи и музыка тесно взаимосвязаны между собой и имеют общую характеристику, как ритмичность. Письмо как «ритмический процесс предполагает выполнение особых ритмичных движений, обеспечивающих красоту, равномерность, одинаковую высоту и ширину графических знаков, предусматривает изображение знаков различной конфигурации неотрывным и плавным движением руки».

В.А.Силивон кроме ритмичности также выделяет такую характеристику письма как темп. В процессе письма темп рассматривает как скорость письма, что необходимо учитывать не только при обучении ребенка письму, но и при подготовке руки к письму. Различают медленный, умеренный и быстрый темп. По данным К.В.Тарасовой, способность к восприятию и воспроизведению определенного темпа имеет возрастную динамику и характеризуется определенной последовательностью: от быстрого темпа к умеренному и затем к медленному. Способность к восприятию и воспроизведению медленного темпа формируется только к 6-7 годам.

В то же время письмо предполагает различную степень нажима на пишущий  предмет при изображении графических  элементов (метр – чередование сильных  и слабых долей): линии ведут вниз с нажимом, а вверх – без  нажима. Однако слишком сильный или  слабый нажим при письме может  создавать трудности в формировании графических навыков письма [22].

Следует также отметить, что «техническое» выполнение самого процесса письма, по мнению М.М.Безруких, осложняется еще и тем, что у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено твердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низкая выносливость к статическим нагрузкам [6].

Таким образом, письмо представляет собой сложный по психологической  природе и психофизиологической структуре процесс, предполагающий выполнение ритмичных тонко координированных движений рукой и направленный на формирование специфических навыков  письма (двигательных, графических, орфографических).

Совершенно очевидно, что  при поступлении ребенка в  школу у него должны быть достаточно хорошо развиты многие из выше перечисленных  компонентов письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

Обучение первоначальному  письму – один из сложных процессов  в начальной школе. Письмо – это  средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.

Для этого создаются специальные  начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения  людей, позволяют получать информацию.

На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы  научиться правильно сидеть, держать  ручку и тетрадь.

На втором  – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.

На третьем – писать буквы.

На четвертом – писать целые слова.

Недостатки, которые часто  встречаются в практике при поступлении  детей в школу:

- за партой сидят, скорчившись,  поджав ноги, навалившись грудью  на парту,

- пишут буквально «носом»,

- левое плечо выдвинуто  вперед и торчит углом, кисть  левой руки засунута под мышку  правой руки или подпирает  голову,

- локоть правой руки  или резко свисает вниз или  слишком уходит вправо вверх  от края стола, или плотно  прижата к корпусу,

- голова при письме  имеет сильные наклоны к левому  или правому плечу,

- вся фигура ребенка  выражает напряжение и усилие.

В результате такой посадки  у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения  тела, возбуждении.

Информация о работе Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период