Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период. Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Психологическое и методическое обучение письму в букварный период………………………………………………………….……7
2. Требование программы по развитию умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой буквой…………………………………………………………………………….13
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение ... …………………………………………………………...............30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Психологическое и
в букварный период……………………………………
2. Требование программы по развитию умений и навыков,
которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……………………...10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой
буквой………………………………………………………………
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение ... …………………………………………………………........
Введение
Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.
Одной из сторон общего развития
младших школьников является развитие
речи. Речь в целом, а также письменная
речь – явление многогранное. Важной
её составляющей считается письмо как
способность с помощью
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.
Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.
Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.
Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.
В исследованиях различных
авторов навык овладения
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.
Проблемы усвоения навыков
письма во многом объясняются особенностями
учебной деятельности школьников: учащимся
свойственны недостаточная
Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста. Данная проблема была положена в основу нашего исследования.
Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период.
Объект исследования – процесс обучения письму в букварный период
Предмет исследования – приемы обучения письму, развитие навыков и умений на уроках письма младших школьников в букварный период.
Задачи исследования:
1) изучить психологические
и методические приемы
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.
Гипотеза исследования: процесс обучения письму в букварный период будет эффективным, если педагог:
- знает психолого-
- осознает важность
- знает различные системы работ по формированию умений и навыков письма;
- выбирает эффективные приемы обучения письму;
- анализирует графические
ошибки детей при письме и
на этой основе намечает
Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;
- эмпирические: наблюдение,
изучение продуктов
Методологической основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии о видах деятельности, об этапах ее развития (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин); о сложности процесса психического развития ребенка, о зависимости его как от внешних (характер обучения), так и от внутренних (внутренний мир ребенка) факторов (Г.Н. Рахмакова, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер); о взаимосвязи уровня развития мышления и графомоторных навыков у ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова)
1. Психологическое
и методическое обучение
Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности — очень важная сторона подготовки детей к обучению в школе вообще. Умственная готовность к школе во многом определяет, но не исчерпывает все своеобразие приспособления ребенка к новым требованиям, к новой деятельности.
Психологи отмечают, что младшие школьники (и, особенно, первоклассники) ещё не осознают ценность знаний и учатся не «для себя», а «для кого-то» для мамы (чтобы порадовалась), для учительницы (чтобы похвалила). Каждому ребёнку важно быть в чём-то успешным.
Таким образом, учитель, обучая ребенка письму, призван решать и такие педагогические задачи, как адаптация ребенка к новым условиям (школа, класс, учителя, детский коллектив); формирование определенного комплекса навыков и умений, которые послужат базой для дальнейшего развития ребенка (память, внимание, речь, мышление, мелкая моторика.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил [16].
Письмо имеет сложнейшую психологическую структуру и включает механизмы артикуляционного и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т.д.). Психофизиолог Н.А.Бернштейн замечает, что акт письма в сформированном виде включает: общий тонический тон пишущей руки и всей рабочей позы, ритмично-монотонную вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев; осуществление округлости движения и его временного (ритмического) узора; исполнение графической стороны письма (контуров и букв-графем); момент прилаживания к пространству, движение пером вдоль действительных или воображаемых строк и т.д. [8].
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе.
Письмо представляет собой
ритмичный процесс и требует
выполнения ритмичных тонко
В.А.Силивон кроме ритмичности также выделяет такую характеристику письма как темп. В процессе письма темп рассматривает как скорость письма, что необходимо учитывать не только при обучении ребенка письму, но и при подготовке руки к письму. Различают медленный, умеренный и быстрый темп. По данным К.В.Тарасовой, способность к восприятию и воспроизведению определенного темпа имеет возрастную динамику и характеризуется определенной последовательностью: от быстрого темпа к умеренному и затем к медленному. Способность к восприятию и воспроизведению медленного темпа формируется только к 6-7 годам.
В то же время письмо предполагает
различную степень нажима на пишущий
предмет при изображении
Следует также отметить, что «техническое» выполнение самого процесса письма, по мнению М.М.Безруких, осложняется еще и тем, что у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено твердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низкая выносливость к статическим нагрузкам [6].
Таким образом, письмо представляет
собой сложный по психологической
природе и психофизиологической
структуре процесс, предполагающий
выполнение ритмичных тонко
Совершенно очевидно, что при поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты многие из выше перечисленных компонентов письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.
Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе. Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.
Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию.
На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.
На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.
На третьем – писать буквы.
На четвертом – писать целые слова.
Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:
- за партой сидят, скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
- пишут буквально «носом»,
- левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
- локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,
- голова при письме
имеет сильные наклоны к
- вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.
В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.