Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период. Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Психологическое и методическое обучение письму в букварный период………………………………………………………….……7
2. Требование программы по развитию умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой буквой…………………………………………………………………………….13
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение ... …………………………………………………………...............30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик буква.docx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

Верхнее соединение         Нижнее соединение

2.Комментированное письмо.

- На пустой рабочей  строке хочу написать слова  с этими соединениями, предлагайте. (Римма, Рина, Роман), напишем их вместе с комментированием.

VI.Физ.пауза.

 « Мы растем, растем…»

« Раз, два – выше голова…»

VII.Продолжение работы в прописи.

  1. Задание – книжечка № 2.( Дополни предложение подходящим по смыслу словом. Запиши.)

Запись предложения: Лариса и Роман играли. ( комментирует учитель).

2.Задание – книжечка  № 3. Прописи. Понятия  «Краткие  и полные имена».

III.Физкультурная пауза.

Аутогенная тренировка

Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок  приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии  невесомости. Мне так хорошо и  спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло… Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в горячий песочек, им тепло.… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо. Что я на уроке, я сейчас буду писать!

IX. Продолжение работы.

Из истории букв.

Дети прописывают современные  прописные буквы Н, Р.

- Есть ли сходство какое  – то между этими буквами? (Обе  – согласные, могут обозначать  твердые и мягкие звуки, сонорные  согласные).

X.Подведение итогов урока.

- Чему вы сегодня учились  на уроке?

- Посмотрите на ваши  работы в прописи и оцените  свои достижения.

На партах « ладошки» из цветной бумаги трех цветов :

Красный – « все сделал, не было затруднений»

Желтый – « справился, но были затруднения»

Синий – « справился, но было очень трудно».

Дети на доске укрепляют  свою « ладошку».

Учитель подводит общий  итог и ставит задачи на будущее.

Конец урока

 

 

 

УРОК  ПИСЬМА 4

 

Урок введения новой буквы

Цели урока:

- познакомить учащихся  с письменным и печатным образом  строчной буквы Д;

- отработать написание  элементов, соединений с другими  буквами, расстояние между буквами.

- создать условия для  развития компонентов учебной  деятельности (целеполагания, планирования, рефлексии);

- создать условия для  развития мышления, речи учащихся.

-создать условия для формирования умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Тип урока: вводный (урок получения новых знаний).

Ход урока:

I. Организационный  момент. Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к  уроку, настрой на работу.

II. Актуализация  знаний. Создание ситуации успеха.

- Чему учились на прошлом  уроке? (Учились писать заглавную  букву К, учились читать и писать с буквой К слоги, слова и высказывания, учились составлять звукобуквенные модели слов.)

- Хотите проверить, насколько  хорошо вы умеете писать слоги  и слова с заглавной буквой К? (Да.)

- Откройте тетрадь в  линию, напишем словарный диктант. (Дети открывают тетрадь, отступают  две строки.)

Учитель вызывает одного ученика  к доске и диктует слова: Кира, Коля, Клара, Карл, Клим.

На доске и в тетради  появляется запись: «Рисунок 1»

- Проверьте, пожалуйста, правильно ли написаны слова  на доске? (Да.)

- Поднимите руки у кого  так же. (Дети поднимают руки.)

- Вы считаете, что класс  хорошо справился с диктантом? (Да.)

- Спасибо всем.

III. Создание проблемной  ситуации.

- Проверим, так же ли  хорошо мы умеем составлять  звукобуквенные модели слов. Откройте  тетради для моделей. (Дети открывают  тетради в клетку.)

К доске вызывается следующий  ученик.

- Составьте модель слова  дом.

Ученик у доски составляет звуковую модель: «Рисунок 2»

- Обозначим звуки буквами. 

- Назовите первый звук. ([д])

- Можно ли этот звук  обозначить какой-нибудь изученной  нами буквой? (Нет.)

- Что же делать? (Нужно  ввести новую букву.)

IV. Поиск пути  решения. Открытие детьми нового  знания.

- Кто-нибудь знает, какой  новой буквой можно обозначить  звук [д]? (Читающие дети предлагают  букву Д.)

Учитель вывешивает «портрет»  новой буквы. Остальные звуки  дети обозначают буквами без проблем.

На доске и в тетради  появляется запись: «Рисунок 3»

- Кто подскажет, как  мы дальше будем работать на  уроке с этой буквой? (Познакомимся  с печатной и письменной буквой  Д.)

Знакомство с печатным образом буквы Д

- Запишем в тетради,  как пишутся печатные большая  и маленькая буква Д.

Дети под руководством учителя прописывают в тетрадях в клетку строчку букв Д - д.

Знакомство с письменным образом буквы Д

Дети под руководством учителя знакомятся с письменной строчной буквой Д, с ее составом. Прописывают 1-2 строчки букв. (Тетрадь по письму № 3 Н.Г. Агаркова с.11)

- Какой следующий этап  урока? (Мы должны научиться читать  и писать с буквой Д слоги.)

V. Чтение и  письмо слогов с буквой Д.

Чтение слогов с буквой Д. Игра «Паровозик»

На доске рисунок паровоза с вагонами. «Рисунок 4»

Выбирают двух вагоновожатых. Они проверяют «билеты» (карточки с гласной буквой) у «гласных букв» (десяти учеников) и распределяют их по вагонам. Остальные дети будут  «ждать» их на станции с карточками буквы Д на груди.

- Ребята, паровозы отправляется  на станцию Согласных букв. В  вагонах первого поезда должны  разместиться гласные буквы, которые  дружат с мягкими согласными  звуками. Во втором поезде должны  расположиться гласные буквы,  которые дружат с твердыми  согласными звуками. 

- Пассажиры займите свои  места.

Дети подходят к выбранному вагону и показывают «билет». Вагоновожатые  проверяют, правильно ли «гласные буквы» выбрали вагон и прикрепляют  карточки с гласными буквами на вагоны.

- Поезд отправляется.

Можно провести соответствующую  физминутку.

После прибытия паровозиков  «согласные буквы» здороваются за руку с «гласными буквами». Во время  рукопожатия пара учеников должны громко произнести вместо приветствия получившийся слог. Например, буквы Д и А произносят приветствие: «ДА!». Буквы Д и Я приветствие: «ДЯ!».

Учитель прикрепляет получившиеся слоги на доску. Ученики садятся  на свои места и хором или по цепочке читают слоги с буквой Д.

Письмо слогов с буквой Д

- Слоги с буквой Д мы прочитали. Что вы еще хотите узнать об этой букве? (Научиться писать слоги с буквой Д.)

По одному ученики выходят  к доске и под диктовку учителя  записывают пары слогов. На доске и  в тетради появляется запись:

да–дя, до–дё, ду–дю, дэ–де, ды–ди

- Какой следующий этап  урока? (Нужно научиться читать  и писать слова с буквой  Д.)

VI. Чтение и  письмо слов с буквой Д.

Чтение слов с буквой Д

Вариант 1

На доске напечатаны слова  из Букваря В.В. Репкина стр.72.

Дым

длина

дорога

кудри

Год

дно

домино

дрёма

Дума

дни

Даниил

друг

Дима

где

радуга

когда


- Откройте Букварь на  стр. 72. Читаем с пометками хором  слова в столбиках.

Алгоритм чтения слов такой:

  1. Расставляем точки под гласными в слове.
  2. Читаем слово по слогам, выделяя слоги дужками снизу.
  3. Читаем слово целиком, выделяя голосом ударный слог, и ставим ударение.

Письмо слов с буквой Д

- Какой этап работы  над буквой Д следующий? (Письмо слов с буквой Д.)

- Откройте тетради в  линию. 

Четыре ученика по одному выходят к доске и под диктовку учителя записывают слова.

Алгоритм записи слов под  диктовку:

  1. Делим слово на слоги. Записываем слоговую схему слова. Ставим ударение.
  2. Записываем слово.
  3. Проверяем, не пропустили ли гласные буквы. (Расставляем точки под гласными. Сколько в слове слогов – столько и гласных букв.)
  4. Проверяем, не пропустили ли согласные буквы. (Читаем слово по слогам, выделяя слоги дужками.)
  5. Ставим ударение в написанном слове.

На доске и в тетрадях появляется запись: «Рисунок 5»

После записи каждого слова  класс проверяет правильность его  написания.

VI. Включение нового  знания в систему знаний.

- Ребята, с какой буквой  мы сегодня познакомились? (С буквой Д (дэ).)

- Нужно поселить ее  в наш город Буквинск. Как вы думаете, где ее место, в районе гласных или в районе согласных букв? (В районе согласных.)

- На какой улице она  будет проживать? На улице сонорных  согласных, на улице парных  по звонкости-глухости или на  другой улице? (Нужно проверить. Нет ли у этой буквы пары.)

Дети проверяют звуки [д] и [д’] на наличие пары. Произносят шепотом эти звуки и выясняют, что у них есть парные глухие звуки [т] и [т’].

- Правильно ли я вас  поняла, что буква Д должна жить на улице парных согласных? (Да.)

- На какой стороне ее  домик, на стороне звонких согласных  или на стороне глухих? (На стороне  звонких согласных.)

- Кто хочет поселить  букву Д в нужный домик? (Кто-то из детей выбирает домик для буквы и поселяет ее на улице парных согласных.)

- Но все буквы в городе  Буквинске выполняют свою работу. Какую работу будет выполнять буква Д? Это вы выясните работая группой.

Групповая работа

Дети рассаживаются группами и составляют схему «Работа буквы Д».

В результате появляется такая  схема: «Рисунок 7»

После выполнения проводится взаимопроверка между группами.

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали  сегодня на уроке? Чему научились?

- Поднимите руки, кто научился  читать слоги и слова с буквой  Д. (Дети поднимают руки.)

- Поднимите руки, у кого  красиво получается писать букву Д. (Дети поднимают руки.)

- Какую цель поставим  на следующий урок обучения  грамоте? (Завтра будем тренироваться  писать и читать слоги слова  с буквой Д и будем учиться записывать высказывания по алгоритму.)

- Спасибо всем за работу! Попробуйте дома рассказать родителям  то, чему вы учились сегодня  на уроке. А поможет вам в этом Букварь, страница 72.


Информация о работе Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период