Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период. Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Психологическое и методическое обучение письму в букварный период………………………………………………………….……7
2. Требование программы по развитию умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой буквой…………………………………………………………………………….13
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение ... …………………………………………………………...............30
Верхнее соединение Нижнее соединение
2.Комментированное письмо.
- На пустой рабочей строке хочу написать слова с этими соединениями, предлагайте. (Римма, Рина, Роман), напишем их вместе с комментированием.
VI.Физ.пауза.
« Мы растем, растем…»
« Раз, два – выше голова…»
VII.Продолжение работы в прописи.
Запись предложения: Лариса и Роман играли. ( комментирует учитель).
2.Задание – книжечка № 3. Прописи. Понятия «Краткие и полные имена».
III.Физкультурная пауза.
Аутогенная тренировка
Я лежу на песке, на берегу реки,
смотрю в голубое небо. Плывут красивые
облака, поют птицы, свежий ветерок
приятно дует в лицо. Лобик прохладный,
я как будто растаял в
IX. Продолжение работы.
Из истории букв.
Дети прописывают современные прописные буквы Н, Р.
- Есть ли сходство какое
– то между этими буквами? (Обе
– согласные, могут обозначать
твердые и мягкие звуки,
X.Подведение итогов урока.
- Чему вы сегодня учились на уроке?
- Посмотрите на ваши работы в прописи и оцените свои достижения.
На партах « ладошки» из цветной бумаги трех цветов :
Красный – « все сделал, не было затруднений»
Желтый – « справился, но были затруднения»
Синий – « справился, но было очень трудно».
Дети на доске укрепляют свою « ладошку».
Учитель подводит общий итог и ставит задачи на будущее.
Конец урока
УРОК ПИСЬМА 4
Урок введения новой буквы
Цели урока:
- познакомить учащихся
с письменным и печатным
- отработать написание
элементов, соединений с
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, планирования, рефлексии);
- создать условия для развития мышления, речи учащихся.
-создать условия для формирования умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Тип урока: вводный (урок получения новых знаний).
Ход урока:
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
- Чему учились на прошлом уроке? (Учились писать заглавную букву К, учились читать и писать с буквой К слоги, слова и высказывания, учились составлять звукобуквенные модели слов.)
- Хотите проверить, насколько хорошо вы умеете писать слоги и слова с заглавной буквой К? (Да.)
- Откройте тетрадь в
линию, напишем словарный
Учитель вызывает одного ученика к доске и диктует слова: Кира, Коля, Клара, Карл, Клим.
На доске и в тетради появляется запись: «Рисунок 1»
- Проверьте, пожалуйста, правильно ли написаны слова на доске? (Да.)
- Поднимите руки у кого так же. (Дети поднимают руки.)
- Вы считаете, что класс хорошо справился с диктантом? (Да.)
- Спасибо всем.
III. Создание проблемной ситуации.
- Проверим, так же ли хорошо мы умеем составлять звукобуквенные модели слов. Откройте тетради для моделей. (Дети открывают тетради в клетку.)
К доске вызывается следующий ученик.
- Составьте модель слова дом.
Ученик у доски составляет звуковую модель: «Рисунок 2»
- Обозначим звуки буквами.
- Назовите первый звук. ([д])
- Можно ли этот звук
обозначить какой-нибудь
- Что же делать? (Нужно ввести новую букву.)
IV. Поиск пути
решения. Открытие детьми
- Кто-нибудь знает, какой новой буквой можно обозначить звук [д]? (Читающие дети предлагают букву Д.)
Учитель вывешивает «портрет» новой буквы. Остальные звуки дети обозначают буквами без проблем.
На доске и в тетради появляется запись: «Рисунок 3»
- Кто подскажет, как
мы дальше будем работать на
уроке с этой буквой? (Познакомимся
с печатной и письменной
Знакомство с печатным образом буквы Д
- Запишем в тетради, как пишутся печатные большая и маленькая буква Д.
Дети под руководством учителя прописывают в тетрадях в клетку строчку букв Д - д.
Знакомство с письменным образом буквы Д
Дети под руководством учителя знакомятся с письменной строчной буквой Д, с ее составом. Прописывают 1-2 строчки букв. (Тетрадь по письму № 3 Н.Г. Агаркова с.11)
- Какой следующий этап урока? (Мы должны научиться читать и писать с буквой Д слоги.)
V. Чтение и письмо слогов с буквой Д.
Чтение слогов с буквой Д. Игра «Паровозик»
На доске рисунок паровоза с вагонами. «Рисунок 4»
Выбирают двух вагоновожатых. Они проверяют «билеты» (карточки с гласной буквой) у «гласных букв» (десяти учеников) и распределяют их по вагонам. Остальные дети будут «ждать» их на станции с карточками буквы Д на груди.
- Ребята, паровозы отправляется
на станцию Согласных букв. В
вагонах первого поезда должны
разместиться гласные буквы,
- Пассажиры займите свои места.
Дети подходят к выбранному вагону и показывают «билет». Вагоновожатые проверяют, правильно ли «гласные буквы» выбрали вагон и прикрепляют карточки с гласными буквами на вагоны.
- Поезд отправляется.
Можно провести соответствующую физминутку.
После прибытия паровозиков «согласные буквы» здороваются за руку с «гласными буквами». Во время рукопожатия пара учеников должны громко произнести вместо приветствия получившийся слог. Например, буквы Д и А произносят приветствие: «ДА!». Буквы Д и Я приветствие: «ДЯ!».
Учитель прикрепляет получившиеся слоги на доску. Ученики садятся на свои места и хором или по цепочке читают слоги с буквой Д.
Письмо слогов с буквой Д
- Слоги с буквой Д мы прочитали. Что вы еще хотите узнать об этой букве? (Научиться писать слоги с буквой Д.)
По одному ученики выходят к доске и под диктовку учителя записывают пары слогов. На доске и в тетради появляется запись:
да–дя, до–дё, ду–дю, дэ–де, ды–ди
- Какой следующий этап урока? (Нужно научиться читать и писать слова с буквой Д.)
VI. Чтение и письмо слов с буквой Д.
Чтение слов с буквой Д
Вариант 1
На доске напечатаны слова из Букваря В.В. Репкина стр.72.
Дым |
длина |
дорога |
кудри |
Год |
дно |
домино |
дрёма |
Дума |
дни |
Даниил |
друг |
Дима |
где |
радуга |
когда |
- Откройте Букварь на стр. 72. Читаем с пометками хором слова в столбиках.
Алгоритм чтения слов такой:
Письмо слов с буквой Д
- Какой этап работы над буквой Д следующий? (Письмо слов с буквой Д.)
- Откройте тетради в линию.
Четыре ученика по одному выходят к доске и под диктовку учителя записывают слова.
Алгоритм записи слов под диктовку:
На доске и в тетрадях появляется запись: «Рисунок 5»
После записи каждого слова класс проверяет правильность его написания.
VI. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (С буквой Д (дэ).)
- Нужно поселить ее в наш город Буквинск. Как вы думаете, где ее место, в районе гласных или в районе согласных букв? (В районе согласных.)
- На какой улице она
будет проживать? На улице
Дети проверяют звуки [д] и [д’] на наличие пары. Произносят шепотом эти звуки и выясняют, что у них есть парные глухие звуки [т] и [т’].
- Правильно ли я вас поняла, что буква Д должна жить на улице парных согласных? (Да.)
- На какой стороне ее
домик, на стороне звонких
- Кто хочет поселить букву Д в нужный домик? (Кто-то из детей выбирает домик для буквы и поселяет ее на улице парных согласных.)
- Но все буквы в городе Буквинске выполняют свою работу. Какую работу будет выполнять буква Д? Это вы выясните работая группой.
Групповая работа
Дети рассаживаются группами и составляют схему «Работа буквы Д».
В результате появляется такая схема: «Рисунок 7»
После выполнения проводится взаимопроверка между группами.
VII. Рефлексия.
- Что нового узнали
сегодня на уроке? Чему
- Поднимите руки, кто научился читать слоги и слова с буквой Д. (Дети поднимают руки.)
- Поднимите руки, у кого красиво получается писать букву Д. (Дети поднимают руки.)
- Какую цель поставим на следующий урок обучения грамоте? (Завтра будем тренироваться писать и читать слоги слова с буквой Д и будем учиться записывать высказывания по алгоритму.)
- Спасибо всем за работу!
Попробуйте дома рассказать