Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:11, дипломная работа
Краткое описание
Цель работы: теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте. Объект изучения: развитие детского творчества.
Содержание
Введение Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества 1.1 Содержание понятия детского творчества 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию Глава 3. Экспериментальное исследование 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента Заключение Список литературы
7. Обеспечение систематического
контроля и оценки процесса развития способностей
как со стороны тех, кто их формирует и
развивает, так и со стороны тех, у кого
эти способности формируются и развиваются.
Последнее важно для того, чтобы человек
сознательно смог контролировать процесс
развития у него способностей и в любой
момент времени мог убедиться, что его
способности действительно успешно развиваются.
Это создает дополнительный внутренний
стимул к их развитию.
Таким образом, можно сделать
вывод, что наличие данных условий ведет
к наиболее полному усвоению необходимых
знаний, умений, навыков, благоприятствуют
успешному выполнению определенной деятельности
и, в соответствии с этим, эффективному
развитию способностей. Неоспорим также
тот факт, что самым главным условием является
наличие необходимых задатков у человека.
В соответствии с наличием определенных
задатков выстраивается план развития
способностей ребенка.
Ведущим свойством способности
к творческой деятельности является воображение,
без которого невозможно воплощение замысла.
Проблема развития воображения в дошкольном
возрасте до сих пор является спорной
и одной из наименее разработанных в детской
психологии. Отечественные психологи,
изучавшие воображение ребенка, отмечали
существенную его роль в познавательном
развитии. Л.С. Выготский раскрыл основополагающие
характеристики воображения вообще и
детского в частности. Он отмечал, что
воображение развивается в процессе творческой
деятельности под влиянием общественных
потребностей. Предпосылкой высокого
развития воображения является его воспитание,
начиная с детского возраста, через игры,
учебные занятия, приобщения к искусству.
Необходимым источником воображения является
накопление разнообразного жизненного
опыта, приобретение знаний, формирующих
убеждения. По мнению А.В. Петровского,
воображение состоит в самостоятельном
создании новых образов, воплощаемых в
оригинальные продукты деятельности.
Оно является одним из психологических
факторов научного и технического прогресса
и наиболее выпукло проявляется в художественном
творчестве, претворяясь в особую форму
познания и одновременного показа, “объективации"
жизненной реальности в ее сущности. При
этом зарубежные исследователи (В. Штерн
и Л. Дьюи) рассматривали воображение дошкольника
как изначально заданную способность,
полагая, что детское воображение является
более ярким и оригинальным по сравнению
с воображением взрослого человека. Они
сходились во мнении что, воображение
рассматривается как постепенно развивающаяся
в процессе овладения различной деятельностью
функция.
На основании вышеизложенного,
мы делаем вывод, что анализ развития воображения
дошкольного возраста рассматривается
целостно, как некоторый единый этап. Внутри
этого этапа отмечаются постепенные изменения:
обогащение образов воображения, проявляющееся
в постоянном усложнении сюжетов рисунков,
игр, рассказов, и выделения собственной
деятельности воображения, когда ребёнок
направленно фантазирует, хорошо отделяя
образы реальности от образов фантазий.
Воображение является основой
творческих способностей, психической
деятельностью человека, позволяющей
ему создавать новое и оригинальное на
основе имеющегося опыта. Воображение
входит в любой трудовой процесс, является
необходимой стороной любой творческой
деятельности.
Способности к любой деятельности
есть у каждого человека, но в зависимости
от врожденных задатков уровень их развития
у всех разный. Самой высокой ступени развития
могут достичь люди одаренные, талантливые,
имеющие благоприятное сочетание разнообразных
задатков. К тому же, о способностях нужно
говорить, имея в виду их переплетенность
с задатками, их постоянное развитие в
деятельности, их проникновение в ядро
структуры личности.
Психологический словарь дает
такое определение задатков: это
врожденные анатомо-физиологические особенности
нервной системы, мозга, составляющие
природную основу развития способностей.
То есть задатки - это качества, благодаря
которым у человека могут успешно формироваться
и развиваться способности. Без соответствующих
задатков хорошие способности невозможны,
но задатки это вовсе не всегда гарантия
того, что у человека обязательно появятся
хорошие способности. Люди отличаются
друг от друга по своим задаткам, и этим
объясняется то, почему при равных условиях
обучения и воспитания у одних людей способности
быстрее развиваются, достигают, в конечном
счете, более высокого уровня, чем у других.
Понять природу творческих
способностей без понимания сущности
творчества, разумеется, невозможно.
Творчество - это деятельность
человека, направленная на создание какого
- либо нового, оригинального продукта
в сфере науки, искусства, техники, производства
и организации. Творческий акт, по педагогическому
словарю, характеризуется как прорыв в
неизвестное, выход из тупиковой ситуации
таким образом, что появляются новые возможности
в развитии, будь то собственное, личностное
развитие человека, развитие искусства,
совершенствование производства или рынка
сбыта.
Творческому акту предшествует
длительное накопление соответствующего
опыта, который проявляется в умениях,
знаниях и навыках; постановка задачи;
проработка всевозможных её решений. Творческое
мышление в своем развитии проходит несколько
этапов. Основой творческого мышления
от рождения является природный фактор,
это, прежде всего, безусловный ориентировочно-исследовательский
рефлекс, которым обладают все нормальные
дети. В младенческом и раннем детстве
элементы творческого мышления начинают
формироваться с развития эмоций и чувств,
с окружающего мира, манипуляций с предметами
окружающего мира, где они начинают самостоятельно
решать практические задачи на наглядно
- действенном уровне мышления, методом
проб и ошибок на интуитивно - действенном
уровне.
Второй этап формирования творческого
мышления начинается с сенситивного периода
"почемучек", когда у детей начинает
формироваться познавательный интерес
к окружающему миру. В этот период у детей
начинают формироваться воображение и
творческая игра. Ребенок сам начинает
манипулировать образами, формировать
новые образы. На основе воображения начинает
развиваться визуальное мышление. Поэтому
для детей в учебно-воспитательный процесс
нужно включать задания, задачи, упражнения,
игры, направленные на развитие творческого
воображения.
Творчество детей дошкольного
возраста понимается как умение, приобретаемое
в процессе воспитания и обучения, не только
воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать
воспринятое, внося свою инициативу в
замысел, содержание, форму изображаемого,
то есть умение не только копировать, но
и реконструировать. Такое определение
впервые дала Е.А. Флерина. По ее мнению,
под развитием детского творчества понимается
процесс овладения ребенком под влиянием
воспитания и обучения все более высокими
изобразительными умениями. Этот процесс
протекает неравномерно, при непрерывном
взаимодействии и борьбе различных тенденций,
формирующих его.
Изучение детского творчества
Е.А. Флериной показывает, что один и тот
же ребенок одновременно обнаруживает
различные "стадии" для творчества
не только в разных материалах, но и в одном
и том же материале, в зависимости от конкретного
содержания изображаемого. Например, на
одном и том же рисунке одни предметы -
любимые, часто наблюдаемые и изображаемые
- оказываются нарисованными лучше, другие
хуже.
Творчество у ребенка проявляется
не только тогда, когда он сам придумывает
тему своего рисунка, но и тогда, когда
создается изображение по заданию педагога,
если предоставляется возможность определять
композицию, выразительные средства изображения,
внесение интересных дополнений. Для малыша
проявлением творчества является изменение
величины предмета, с дополнением какой-либо
детали. Творческим проявлением можно
считать и изменение изображения в цвете.
Определить ступени детского
творчества с их типическими признаками
можно лишь на конкретном материале и
содержании изображаемого, за определенный
отрезок времени, по ведущей роли тех или
иных показателей.
В условиях правильного руководства
формируются подлинные творческие возможности
ребенка, и тогда процесс его развития
протекает успешно. Ребенок, лишенный
этого руководства, как правило, дает сниженные
показатели творчества и останавливается
на ранних ступенях его развития.
Что и как ребенок изображает,
каково его отношение к явлениям и событиям
жизни, - вопросы первостепенной важности.
Система руководства должна быть направлена
к тому, чтобы ребенок богато, смело и все
более совершенно отражал то прекрасное,
что доступно его пониманию. Творческий
процесс в рисунке лишь тогда может возникать
и развиваться, если он базируется на систематическом
улучшении качества изображения. Лишь
на этой опоре развивается детское творческое
воображение. Ребенок начинает охотно,
смело и все более качественно выполнять
разнообразные тематические задания и
действовать по собственному замыслу.
Если руководство слабо или неправильно,
ребенок быстро теряет смелость и охоту
к деятельности, что тормозит развитие
его творчества. В соответствии с этим,
Г.Г. Григорьева выделила показатели творчества,
характеризующие отношения, интересы,
способности детей:
1. Развитое творческое
воображение, на основе которого
преобразуется прошлый опыт; способность
"вхождения" в изображаемые
обстоятельства, в условных ситуациях.
2. Увлеченность, захваченность
деятельностью - качество, способствующее
активизации волевых усилий при
достижении творческой цели.
4. Художественные специальные
способности, позволяющие успешно
решать творческие задания.
5. Изменение мотивов деятельности,
доставляющей детям удовольствие
своими результатами; этот показатель,
по существу характеризует направленность
воображения, подчинение его творческой
задаче.
6. Возникновение потребностей
в творчестве.
Таким образом, осуществляя
теоретический анализ литературы, мы выявили
понятие творчества и детского творчества.
Было установлено, что понятие творчества
обязательно нужно связывать с понятием
способностей, что делается далеко не
всегда. На основе изученной литературы,
мы определили, что способности - это особенности
личности, которые обеспечивают сравнительную
легкость и высокое качество овладения
определенной деятельностью. Само понятие
"детского творчества" невозможно
определить без таких взаимосвязанных
понятий, как "творчество", "воображение",
"задатки", "творческий акт",
которые составляют его сущность.
1.2 Особенности
развития творчества в дошкольном
детстве
Отечественные педагоги и психологи
рассматривают творчество как создание
человеком объективно и субъективно нового.
Именно субъективная новизна составляет
результат творческой деятельности детей
дошкольного возраста. Рисуя, вырезая
и наклеивая, ребенок дошкольного возраста
создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой
новизны и ценности продукт его творчества
не имеет.
Процесс создания образа складывается
из двух частей: формирование зрительного
представления и его воспроизведения.
Первую часть деятельности называют ориентировочной
(исследования Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной),
а вторую - исполнительской (исследования
Л.А. Венгера, Н.П. Сакулиной). Разные по
характеру, они требуют от человека проявления
различных качеств личности, то есть способностей.
Сопоставляя различные точки
зрения, мы считаем, что творчество ребенка
отличается от творчества взрослого, которое
строится на широком и глубоком знании
жизни. Детское творчество определяется
уровнем развития ребенка и еще не может
представлять собой общественно полезную
ценность. Оцениваться оно может лишь
с педагогических позиций: какое значение
оно имеет для всестороннего развития
личности ребенка и его творчества.
Оригинальность образа, продукта
детской деятельности, - показатель творческого
воображения. В то же время следует помнить,
что детская подделка - это не произведение
искусства. Она не может удивить нас глубиной
мысли, широтой обобщения, абсолютной
неповторимостью формы воплощения образа.
Показатели творчества, характеризующие
способы творческого действия, которые
определила в своих исследованиях Г.Г.
Григорьева, способны выявить умения ребенка
создавать свой оригинальный образ в процессе
рисования.
Проявляются эти показатели
в основном в процессе работы, они различны
по характеру, глубине, широте.
1. Дополнения, изменения, вариации,
преобразование уже знакомого материала,
применении известного в новых ситуациях,
создание новой комбинации из усвоенных,
старых элементов.
Этот показатель конкретизирует
и иллюстрирует работу воображения, механизма
воображения на этапе замысливания и реализации
замысла (характер действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы
наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет
внимание на наличии творческой поисковой
деятельности (экспериментирования), ее
целенаправленности и в то же время вариативности.
3. Нахождение новых приемов
решения, когда старых уже недостаточно,
самостоятельность и инициатива в применении
их, нахождение своих оригинальных приемов
решения творческих заданий.
Этот показатель - своего рода
следствие проявления двух первых, внимание
взрослого заостряется на степени новизны
в способах действия ребенка; самостоятельность,
активность, инициатива детей в деятельности.
4. Быстрота реакций, находчивость
в действиях, хорошая ориентировка в новых
условиях.
К этой группе показателей можно
отнести беглость (количество
способов, использованных ребенком и адекватных
задаче), гибкость(вариативность
способов).
Большинство из названных показателей
проявляется в процессе деятельности,
что требует со стороны воспитателя целенаправленного
наблюдения за детьми, анализа их поведения,
понимания внутреннего состояния, сопереживания,
сочувствия, содействия им, если в этом
есть необходимость.
Только в этом случае понимание
детского творчества будет адекватным,
так как детские изобретения, находки
могут быть незаметны в продукте деятельности.
Поэтому наблюдение за процессом детской
деятельности необходимо и возможно с
опорой на показатели творчества, характеризующие
продукции детской художественной деятельности,
выделенные Г.Г. Григорьевой:
1. Нахождение адекватных
(соответствующих) изобразительно - выразительных
средств для воплощения образа.
Под этим показателем следует
понимать соответствие конечного результата
поставленной (ребенком или взрослым)
творческой задаче. Это и показатель целенаправленности
продуктивного творческого воображения,
без которого нет подлинно творческой
деятельности.