Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:11, дипломная работа
Краткое описание
Цель работы: теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте. Объект изучения: развитие детского творчества.
Содержание
Введение Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества 1.1 Содержание понятия детского творчества 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию Глава 3. Экспериментальное исследование 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента Заключение Список литературы
Таким образом мы делаем вывод,
что задача педагога - помогать в развитии
этих процессов на каждом этапе, найти
такие методы и средства, которые позволили
бы воспитать творческую личность. Вот
почему так важно разобраться в проблеме
взаимосвязи обучения и творчества, найти
такое содержание детской изобразительной
деятельности и такие методы и приемы
обучения детей, которые позволили бы
формировать творческие проявления уже
в дошкольном возрасте у всех воспитанников
детских учреждений.
Исследования Н.П. Сакулиной
показывают, что обучение не препятствует
развитию творчества. Оно способствует
его становлению, развитию. Не освоив на
занятиях под руководством педагогов
необходимых для изображения знаний, умений
и навыков, не получив достаточно отчетливых
представлений об изображаемом, ребенок
чувствует себя беспомощным, вынужден
рисовать не то, что задумал, а то, что получается.
Это вызывает скованность, неудовлетворенность.
Обучение и самостоятельная художественно-творческая
деятельность детей органически взаимосвязаны
друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают
одна другую.
Но не стоит забывать, что творчество
не должно сводиться только к обучению
необходимым навыкам. Е.А. Флерина в свое
время дала очень точную формулировку
соотношения обучения и творчества. Она
говорила, что в каждом занятии обучающего
характера должно быть место творчеству,
а в каждом творческом занятии - элементы
обучения. Дело заключается в умении педагога
целенаправленно организовывать познавательную
деятельность, усложнять ее характер,
побуждая ребенка к самостоятельности
и творчеству. Поэтому не следует сводить
понимание обучения к способу решения
узкого круга задач (формированию знаний
и умений).
На основе изученной литературы
мы выявили, что процесс развития изобразительных
способностей и процесс развития замысла
детей проходят определенные этапы становления
в дошкольном возрасте. Педагог должен
помогать в развитии способностей и замысла
в соответствии с необходимыми условиями
развития детского творчества, не ограничивая
деятельность воображения ребенка, то
есть он должен найти оптимальное соотношение
творчества и обучения на занятиях. Знания
и умения должны стать средством проявления
творчества.
Глава 2. Развитие творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста
путем сюжетного рисования на занятиях 2.1
Сюжетно-тематическое рисование как вид
изобразительной деятельности детей дошкольного
возраста
Изобразительная деятельность
- одна из самых интересных для детей дошкольного
возраста: она глубоко волнует ребенка,
вызывает положительные эмоции. В настоящее
время существует множество средств развития
детского творчества: аппликация, лепка, конструирование,
рисование.
Все они оказывают большое влияние
на личность ребенка, развивают перцептивную
сторону, способствуют развитию воображения,
памяти, речи, воспитывают нравственные
качества ребенка.
В процессе работы у детей развивается
воображение, пространственное мышление,
общая ручная умелость, мелкая моторика;
синхронизируется работа обеих рук. Ребенок
учится видеть, чувствовать, оценивать
и созидать по законам красоты; происходит
развитие сенсорных и мыслительных способностей
детей, развивается планирующая мыслительная
деятельность, развивается художественный
вкус.
Важную роль в развитии творчества
детей дошкольного возраста отводится
сюжетно-тематическому рисованию, т.к.
содержание сюжетно-тематического рисования
является какой-либо сюжет или пейзаж.
Рисунки детей значительно обогащаются
за счет приобретенного ими опыта в рисовании.
Дети включают в свои композиции не только
предметы, но уже и окружающую их обстановку.
Тематика сюжетного рисования в старшей
группе определяется прежде всего теми
впечатлениями, которые ребенок получает
от наблюдения окружающей действительности.
Для детей данного возраста содержание
каждой темы должно быть конкретно определено.
Им нельзя давать обобщенные темы, например
"Праздник". Они могут нарисовать
что-либо, не имеющее отношение к теме,
или поставить перед собой непосильную
задачу, не соответствующую их умениям,
например рисование демонстрации.
В этом возрасте аналитическое
мышление у детей уже более развито, что
позволяет педагогу поставить задачу
самостоятельного выбора сюжета на предложенную
тему. Самостоятельный выбор сюжета учит
их осмысливать воспринимаемые явления,
понимать связи и отношения между действующими
лицами, ясно представлять обстановку
и время действия.
Учитывая все сложности выполнения
сюжетного рисунка ребёнком, понимая их
причины, можно помочь дошкольнику преодолеть
многие трудности необходимости в обучении
грамотному рисунку. Однако следует помнить
при этом о его возможностях и мере необходимости
в обучении грамотному рисунку.
В своих работах Е.А. Флерина
выделила отличительные особенности детского
рисунка:
1. Искренность, эмоциональность,
непосредственность выражения ребёнком
своих мыслей и чувств (черты, присущие
самым высоким образом искусства). При
использовании минимум средств, ребёнок
передаёт своё состояние.
2. Содержательность. Рисунок
даже самого маленького ребёнка
несёт в себе какое-то содержание.
Младшие дошкольники рисуют каракули,
но они полны содержания. В
рисунках старших дошкольников -
всё, что окружает детей, что их
волнует. Чем больше малыш знает
о мире, тем шире тематика его
рисунков.
3. Смелость. Риск, способность
к риску - непременное условие и характеристика
творческой личности.
4. Гуманизм, оптимизм содержания
детского рисунка - показатель природной
доверчивости, доброжелательности человека.
Ребёнок изначально несёт в себе многие
лучшие черты человечества, то есть общечеловеческие
ценности, которые зафиксированы во всех
мировых религиях, мифах, легендах, сказках.
В детских рисунках почти всегда добро
побеждает зло.
5. Рисунки дошкольников можно
сразу узнать по их яркости, красочности,
декоративности.
6. Выразительность - главный
существенный признак художественного
образа. Под выразительностью понимается
способность художника посредством разнообразных
приёмов передавать человеческие эмоции,
использование им в образной характеристике
таких деталей, которые с наибольшей полнотой
раскрывают сущность изображаемого явления
или характера. Выразительность детского
рисунка - это посильное раскрытие детьми
некоторых характерных сторон отражаемого
предмета или явления действительности
и передача активного эмоционального
отношения к нему.
7. Наряду с выразительностью
и грамотностью детских работ следует
выделить и такое их качество, как оригинальность.
Своеобразие, неповторимость детских
работ - относительно самостоятельное
качество.
Такая особенность детского
рисунка как оригинальность может сочетаться
с грамотностью, выразительностью, но
может быть и единственной характеристикой
образа. То есть рисунок ребенка может
быть неграмотен, и не выразителен, но
отличаться своеобразным решением задачи.
Известный художник и педагог
В.С. Щербаков писал, что в отличие от профессионального
изображения, где грамотность и выразительность
теснейшим образом переплетены, в детском
творчестве выразительность может быть
выделена как самостоятельное качество
независимо от обученности ребенка или
грамотности изображения. По его мнению,
нередко при вмешательстве взрослого
рисунок становится более грамотным, но
утрачивает выразительность.
Оригинальность образа, продукта
детской деятельности, - показатель творческого
воображения. В то же время следует помнить,
что детский рисунок при всех его достоинствах
- это не произведение искусства. Он не
может удивить нас глубиной мысли, широтой
обобщения, абсолютной неповторимостью
формы воплощения образа.
8. Умение и желание ребенка
смотреть на мир своими глазами обуславливает
и другую особенность детского рисунка
- реализм. Не случайно многие исследователи
детского рисунка (В.М. Бехтерев, Е.А. Флерина,
Н.П. Сакулина, В.С. Мухина и др.) отмечают
его реалистическую направленность, стремление
адекватно отразить предметы и явления
окружающего мира.
По мнению Г.Г. Григорьевой,
по направленности детский рисунок можно
отнести к сфере реалистического искусства.
По уровню возможного развития изобразительной
деятельности в дошкольном возрасте в
силу ограниченных психофизических возможностей
ребенка не может быть в полной мере реалистической.
Н.П. Сакулина утверждает, что
по отношению к детскому рисунку можно
говорить лишь о тенденциях к реализму,
приближении к возможно большей правдивости
и полноте изображения. Однако при любом,
даже очень малом объеме изобразительных
умений ребенок должен уметь и иметь возможность
выражать свои чувства, впечатления свободно,
использовать их самостоятельно и творчески
действовать.
Таким образом, мы выявили, что
многие исследователи по-разному оценивают
детский рисунок, но все они сходятся во
мнении, что он своеобразен и оригинален
по своему содержанию.
Г.Г. Григорьева выделила следующие
задачи, обучения дошкольников сюжетному
рисунку:
1. Формировать интерес
к окружающим предметам, явлениям
природы, общественным явлениям
и событиям, людям, их деятельности
и взаимоотношениям; способствовать
формированию у детей нравственной, эстетической
позиции.
2. Развивать у ребят
стремление поделиться своими
впечатлениями, переживаниями посредством
рисунка (мотив деятельности).
3. Формировать у детей
желание и умение принимать
от взрослого и самому ставить
соответствующие цели (темы) и задачи.
4. Развивать у детей
умение замысливать образ, определяя
заранее содержание и некоторые
способы изображения.
5. Обучать дошкольников
некоторым доступным способам
изображения сюжетного образа:
а) приемам создания простейших
композиций (расположению изображений
на плоскости листа);
б) учить изображать в рисунке
главное, то есть те пред меты и персонажи,
которые выражают содержание данной темы,
позволяют сразу же определить содержание
изображения (средняя, старшие группы);
в) учить передавать в рисунке
отношения по величине, взаимному расположению
в пространстве (старшие группы);
г) направлять детей на передачу
действия через изображение движения,
динамики, поз, деталей (со средней, но,
в основном в старших группах).
6. Обучать детей способам
восприятия, наблюдения явлений
окружающего мира, необходимым для
выполнения сюжетного рисунка.
7. Развивать у ребят
понимание зависимости качества
изображения от качества наблюдения,
формировать у них желание
и в дальнейшем по возможности
потребность в наблюдении с
целью последующего изображения.
8. Побуждать детей к
самостоятельности (творчеству) в замысливании
образа: поиске своеобразного содержания,
применении адекватных, разнообразных
средств выразительности: композиции,
колорита и др.
9. Учить детей чувствовать
выразительность образа, побуждать
к эмоциональному отклику на
него, подводить к пониманию зависимости
выразительности образа от используемых
средств, способов изображения, т.е.
формировать способность художественного
творческого восприятия рисунков.
В процессе изучения программ
по воспитанию и обучению в детском саду
мы проанализировали, как эти задачи реализовываются.
В программе "Детство"
в разделе "Изобразительное искусство
и художественная деятельность детей"
в основном внимание уделяется развитию
необходимых для сюжетного рисования
изобразительных навыков (изображать
предмет близкого, среднего и дальнего
планов, линию горизонта; совершенствовать
умения выделять главное, передавать взаимосвязь
между объектами). Недостатком данных
задач является то, что отдельно не выделена
задача по развитию творчества и воображения,
не указаны, какие средства выразительности
необходимо использовать при создании
рисунка, задачи даны обобщенно, отсутствует
конкретизация этих задач.
В программе "Радуга" работа
с детьми по изобразительной деятельности
осуществляется по двум направлениям:
· в процессе эстетического
восприятия природы, красивых предметов
и произведений изобразительного искусства
(Раздел "Красота в жизни и изобразительном
искусстве")
· на занятиях по рисованию
и лепке и в процессе свободной деятельности
(Раздел "Рисование и лепка")
Достоинством данной программы
является то, что содержание охватывает
все стороны жизни ребенка в детском саду
(занятия, свободная деятельность и т.д.),
обучение и развитие происходит не только
в специально отведенное время, но и на
протяжении всей деятельности ребенка.
В программу включены также подразделы
"О влиянии одного цвета на другой",
"Цвет и свет", которые содержат информацию
по развитию цветовосприятия, что очень
важно для развития детского творчества.
Но данная программа имеет и
некоторые недостатки: четкие задачи по
развитию сюжетного рисования отсутствуют,
основное внимание уделяется обучению
техническим приемам и умению работать
с изобразительным материалом. Отдельно
представлен подраздел "Как развивать
воображение детей", но, к сожалению,
в нем говорится о развитии воображения
только на занятиях.
Безусловно, данная программа
может послужить стимулом для свободного
творчества педагога в обучении и развитии
детей, но в то же время здесь не представлена
информация о возможном развитии детского
творчества, соответственно, педагог не
будет уделять особое внимание данному
вопросу.
"Программа воспитания
и обучения в детском саду"
под редакцией М.А. Васильевой
включает раздел "Предметное и
сюжетное рисование", где представлены
конкретные задачи по развитию
сюжетного рисования (учить передавать
движения фигур; совершенствовать
умение передавать в рисунке
образы предметов, явлений действительности
и литературных произведений; побуждать
детей передавать отличия по
пропорциям, форме, величине в рисунках
и т.д.). Эта программа наиболее
близка по содержанию задач
задачам, которые выделила В.Б. Косминская.
Здесь педагогу представлен четкий
план по обучению детей сюжетному
рисованию, в дополнение отдельно представлена
задача по развитию творчества и воображения.