Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:20, дипломная работа
Цель исследования – разработать методические рекомендации развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" посредством подвижных игр.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошкольного возраста …………………………….6
1.1 Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................................6
1.2 Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................13
1.3 Анализ примерных основных общеобразовательных программ по реализации интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................16
1.4 Средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"........................23
Вывод по первой главе..............................................................................................31
Глава 2. Теоретические основы использования подвижной игры как средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................34
2.1 Сущность и виды подвижных игр.....................................................................34
2.2 Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".....................................................................................40
2.3 Методические рекомендации по использованию подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................45
Вывод по второй главе..............................................................................................48
Заключение.................................................................................................................50
Список литературы....................................................................................................54
Приложения................................................................................................................57
8. Индивидуальные, подгрупповые, групповые беседы с детьми о ПДД.
9. Встреча-беседа с инспектором ГИБДД».
Обогащение и активизация
Материал для занятия: напольные, переносные дорожные знаки разной высоты и обозначения, многофункциональное оборудование: «машины», модули сидений для автобуса, фонограмма песни «Веселые путешественники», «шум улицы», светофорные имитаторы, открытка с четверостишьем о светофоре, игрушки для «детской площадки», стенд по обучению правилам дорожного движения, пешеходный светофор, жезл, свисток, памятки ГИБДД, рули, реквизиты-костюмы для «героев» развлечения: Светофора (костюм с изображениями сигналов, кепи, Кота, Полицейского-регулировщика.
Ход развлечения:
Под музыку А. Филиппенко «Веселый марш» дети старшей группы входят в зал, здороваются с присутствующими. Появляется воспитатель в форме полицейского с жезлом в руке (за спиной) .
Воспитатель: Узнаете меня? Кем я сегодня буду работать?
Воспитатель: А что у меня в руке?
Воспитатель: Да. Я сегодня полицейский-
«Чудо-палочка, она
Всем знакома, всем видна,
Днем заметна, а под вечер
Изнутри освещена».
Воспитатель: Полицейский-регулировщик стоит на посту на перекрестке дорог, там, где не работает светофор или его нет совсем и регулирует движение пешеходов и транспорта. Жезлом он указывает - кому ехать, кому стоять. К нему можно всегда обратиться за помощью. Главное место работы полицейского-регулировщика – ГИБДД, в которой есть дорожно-патрульная служба «ДПС» (показывает значок с инициалами букв, она очень строго следит за соблюдением правил дорожного движения пешеходами и водителями.
Хотите совершить со мной увлекательную прогулку по улице «Правил Дорожного движения»?
(Дети соглашаются)
Воспитатель: Наша улица ждет нас. Мы прогуляемся по ней и станем кем?
Дети: Пешеходами.
Воспитатель: Кого называют пешеходами? Знаете ли вы правила поведения пешеходов на тротуаре? Назовите их мне:
Дети:
- Без взрослых на дорогу
- ходить по тротуару следует
спокойным шагом,
- переходить дорогу надо по
наземному пешеходному
- обязательно смотреть на
(Воспитатель хвалит детей) .
Воспитатель: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими зелеными улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин. Они мчатся на большой скорости. Закройте глаза и прислушайтесь к шуму улиц.
(Включается аудиозапись шума улиц – элемент релаксации) .
Закон улиц и дорог, который называется «правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, когда пешеход идет по улице как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон и не очень строгий, потому что он охраняет людей от беды. Только постоянное соблюдение правил позволяет нам уверенно переходить улицу.
«Правила дорожные эти
Нужно знать не понаслышке,
И учить их не слегка,
А всерьез – наверняка! »
Воспитатель: Как называется место, где пересекаются дороги?
Воспитатель: Кто следит на перекрестке за соблюдением правил дорожного движения пешеходами и водителями?
Воспитатель: А у нас почему-то на перекрестке никого нет. Смотрите, там какая-то открытка лежит (поднимает жезл «Внимание», берет открытку, читает) .
«Три моих волшебных глаза
Управляет всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут дети, женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором,
Как зовусь я… » (Светофором)
(Появляется Светофор, свистит, привлекая внимание пешеходов) .
Светофор: Это вы меня позвали? И, конечно же, узнали?
У меня три разноцветных фонаря, которые всем показывают, что надо делать. А вы, ребята, знаете, что означают три сигнала светофора? Скажите, что значит у светофора красный свет? Желтый? Зеленый? (Хвалит детей). Ответьте на мой хитрый вопрос: а если меня нет на перекрестке или я сломался, кто придет на помощь пешеходам и водителям?
А сейчас я проверю, как вы запомнили мои сигналы. И как применяете свои знания, находясь на улице.
(Объясняет правила игры «
Когда Светофор зажигает зеленый свет, ребята должны топать ногами, будто идут. Когда горит желтый свет – дети хлопают в ладоши. При красном свете в зале должна быть тишина.
(Проводится игра) .
Ребенок:
Он вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Чтобы всем нам помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный…
Светофор: Молодцы! Угодили. Да: «На улице – не в комнате, - о том, ребята, помните! » Мне нужно уходить, но я вам оставляю для игр и занятий своего маленького друга, которого зовут «Светофорчик». (Ищет его, так как Светофорчик спрятался). Ставит в центре перекрестка, прощается, уходит.
Воспитатель: А мы с вами продолжим свою прогулку по улице «Правил дорожного движения». Где мы должны перейти на другую сторону улицы? (по пешеходному переходу «зебра»)
Воспитатель: как вы считаете, для чего нужны людям правила дорожного движения?
- Как называется часть улицы для пешеходов? Для транспорта?
- Где безопасно переходить
- Как переходим дорогу?
Воспитатель: Ребята, давайте зайдем на «детскую площадку». Смотрите, какой интересный стенд для детей о правилах дорожного движения (небольшая информационная беседа по картинкам) .
Воспитатель: Смотрите – вот светофор, а у него всего два глаза.
Воспитатель: Может кто-нибудь из вас расскажет нам о нем?
Ребенок1: На посту стоят два брата –
То один здесь, то другой.
Каждый – бравый часовой (включается красный свет) .
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
«Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить! »
Ребенок2:
Встал на пост зеленый братец, (включается зеленый свет)
Улыбаясь, говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт! »
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайте, ребята,
Вас они не подведут.
Воспитатель: Запомнили правила пешеходного светофора? Отправляемся дальше, переходим дорогу по (пешеходному переходу «зебра»). (Выскакивает Кот, в лапах держит мяч, что-то поет, бежит по дороге, кричит)
Кот: Подождите!
Воспитатель: Кто вы?
Кот: Я – ученик светофорных наук.
Воспитатель: Кот, а ты знаешь правила поведения на дороге?
Кот: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь!
Воспитатель: Ну что, ребята, проверим? Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот: Как-как – на четырех лапах (показывает на пешеходном переходе «зебре», шагает по мостовой) .
Воспитатель: Правильно ответил Кот, ребята?
Дети: Нет!
Воспитатель: Кот, а можно ли играть на проезжей улице?
Кот: Смотря во что. В шахматы – нельзя.
Воспитатель: Почему?
Кот: Машины мне фигуры посбивают. А вот в мячик – можно еще как!
Воспитатель: А вы, ребята, согласны с Котом?
Дети: Нет!
Воспитатель: А давайте поиграем с Котом в игру «Это я, это я… », которая поможет Коту объяснить правила дорожного движения.
Игра:
Воспитатель: Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель: Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
Дети: (молчат)
Воспитатель: Знает кто, что красный свет – это значит - хода нет?
Дети: Это я…
Воспитатель: Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
Дети: (молчат)
(Кот повторяет слова и
Воспитатель: Знает кто, что свет зеленый, - путь открыт, желтый – внимание?
Дети: Это я…
Воспитатель: Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?
Дети: Это я…
Кот: Ой, спасибо! Вы многое знаете и меня научили. Мне с вами было интересно. Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения – можно попасть в беду. Поэтому пойду я их тоже учить.
(Воспитатель с детьми идет по переходу «зебра» на другую сторону улицы)
Воспитатель: Да, ребята, пешеходы должны строго соблюдать правила дорожного движения, чтобы с ними не произошло беды на улице. В этом им помогает дорожно-патрульная служба, светофоры и дорожные знаки. Какие знаки вы знаете?
Вы, наверное, устали. Давайте вернемся домой. Но сначала отгадайте мою загадку:
Что за чудо этот дом -
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином? (Автобус)
Воспитатель: А есть ли на нашей улице такой дорожный указательный знак «Остановка автобуса»?
(Дети находят знак, рассаживаются в салоне)
Воспитатель: А кем вы теперь стали?
Воспитатель: А ты… кем работаешь?. (Водителем, шофером)
Воспитатель: А ты… кем работаешь?. (Кондуктором)
(Все вместе поют песню «
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и побывали на улице «Правил Дорожного Движения»
Ну что, друзья, сказать вам на прощанье?
Чем наградить вас за вниманье и старанье?
Приложение 2
Конспект игр
Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.
Содержание игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".
Побеждает последний пойманный игрок.
Правила игры: 1. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Приложение 3
Описание игр
Мяч на полу
Подготовка. Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.
Содержание игры. По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.
Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу. 2. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт на место осалившего его. 3. Осаливать можно не выше коленей. 4. Первый водящий не считается проигравшим.
Приложение 4
Использование считалок в подвижных играх на прогулках
Цель.
Продолжать учить детей четко произносить
считалку и вести правильно пересчет:
при первом её слове указывать пальцем
на себя, при втором -на своего соседа,
стоящего слева, при третьем - на следующего.
На кого падёт последнее слово, тому и
водить, и не может быть ни отказов, ни
споров. Выбрать лучшего считальщика,
который больше знает считалок и может
самостоятельно выбрать водящего в игре.
Развивать любовь и интерес к русскому
фольклору. Поддерживать у детей радостное,весёлое
настроение.
Ход занятия.
Дети собираются на спортивной площадке д/сада.
Сегодня ребята мы будем играть в
новую русскую народную игру «Горелки».
Объясняю правила игры и роль «горящего»
в ней: « Он отходит от других играющих,
идёт вперед шага на четыре. Здесь он останавливается
спиной к ребятам. Оглядываться и смотреть
по сторонам ему запрещено.»
А теперь сосчитаемся и выберем «горящего». Первой считать буду я, а потом вы. И сегодня мы посмотрим, кто больше других знает считалок. Говорю новую считалку, в которой задается вопрос:
Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге, Сколько нужно гвоздей -Говори поскорей?
На кого пало слово «поскорей»,должен быстро назвать какое-нибудь число. Большие числа лучше не называть: придется очень долго считаться, по несколько раз указывая на каждого из играющих. А это вовсе не нужно.
Когда назвали число, например, 10, отсчитываю: «1,2,3 ...». На кого падет последняя цифра, тот и выходит.
Дети по желанию продолжают считаться, чтобы выбрать «горящего». Каждый раз считающий должен использовать новую считалку, не повторяя сказанную. Круг все уменьшается и уменьшается. Наконец, остаются только двое. Кому водить? Опять начинается счет, и тот, на кого падает последнее слово или слог считалки, выходит. А тот, кто остался, Остался, должен водить т.е. быть «горелкой».
Хвалю детей, которые знают много
считалок, особенно коротких. При затруднениях
в пересчете напоминаю
Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети,
Кукушата просят пить, Выходи — тебе водить.
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет, Тот и выйдет.
Ёжик, ёжик чудачок
Сшил колючий пиджачок
Встал в кружок
И ну считать
Нам водилку выбирать!
Раз, два, три - полетели комары.
Катился горох по блюду Ты води, а я не
буду!
Игра продолжается до тех пор, пока не
побегают все пары. Предлагаю детям самостоятельно
пересчитаться для любимой игры «Жмурки».