Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:13, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния позиции партнёра как условия ролевой игры, обеспечивающее развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные умения» в научных исследованиях и определить его сущность относительно структуры коммуникативной деятельности.
2. Выделить коммуникативные умения, складывающиеся на различных этапах дошкольного детства.
3. Изучить условия ролевой игры, обеспечивающие развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое изучение развития коммуникативных умений детей в период дошкольного возраста.
Сущность понятия «коммуникативные умения» в научных исследованиях…………………………………………………………………......8
Динамика развития коммуникативных умений детей в период дошкольного детства…………………………………………………………….15
Партнёрские отношения в ролевой игре как условие развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях организации ролевой игры.
2.1. Изучение уровня развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста……………………………..…………………………….36
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений детей в условиях организации ролевой игры…………………………………………..48
2.3. Оценка динамики развития коммуникативных умений детей………………………..…………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………..71
Список литературы…………………………………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Кузбасская государственная педагогическая академия»
(ФГБОУ ВПО «КузГПА»)
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра общей и дошкольной педагогики и психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в условиях ролевой игры.
Студента:
Научный руководитель:
Лаптева Ю.А.,
Работа допущена к защите____________
Заведующий кафедрой___________
«____» ________________________2013г
Дата представления____________
Дата защиты___________________
Оценка________________________
Новокузнецк
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое изучение развития коммуникативных умений детей в период дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях организации ролевой игры.
2.1. Изучение уровня
развития коммуникативных
2.2. Содержание работы
по развитию коммуникативных
умений детей в условиях
2.3. Оценка динамики развития коммуникативных
умений детей………………………..……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение
В настоящее время с изменением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, особую значимость приобретает игра как форма организации детской деятельности. В данном аспекте ролевая игра рассматривается как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, посредством которой происходит развитие ребёнка, приобщение его к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками.
Компетентностный подход, декларируемый на современном этапе развития дошкольного образования, предполагает направленность педагогического процесса на формирование у детей базисных личностных качеств. Одной из ведущих компетенций рассматривается социальная или коммуникативная компетентность, которая в соответствие с установленными государственными требованиями, предполагает владение конструктивными способами взаимодействия с детьми, включающая умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, а также способность изменять стиль общения со сверстниками в зависимости от ситуации. Такие изменения государственной образовательной политики повышает на наш взгляд актуальность исследовательских работ, связанных с вопросами развития коммуникативных умений (коммуникативной компетентности) дошкольников в условиях игровой деятельности. В нашем исследовании под термином «коммуникативные умения» мы будем понимать освоенный субъектом способ решения коммуникативной задачи, позволяющий самостоятельно и эффективно осуществлять коммуникативное действие в структуре коммуникативной деятельности.
Анализ научной литературы показывает, что сущность понятия «коммуникативные умения», а также структура коммуникативных умений в дошкольном детстве наиболее полно раскрыты в исследованиях М.И. Лисиной [23], А.Г. Рузской [36] и др.
Понятие о коммуникативной компетентности как ведущем личностном новообразование дошкольного периода рассматривают разработчики концептуальных основ развивающей программы «Истоки» С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова [29].
Взаимосвязь коммуникативных умений с принятием дошкольниками ролевых функций в игровой деятельности представлена в исследованиях Л.С. Выготского [7], Д.Б. Эльконина [53], А.Н. Леонтьева [15], Г.И. Репринцевой [35] Е.Е. Кравцовой[14], М.И. Лисиной [24], А.Г. Рузской [36] и др.
Однако в процессе изучения научной литературы нами отмечено, что вопрос о возможностях ролевой игры в развитии коммуникативных умений в среднем дошкольном возрасте остаётся малоизученным и малопредставленным в научно-методической литературе. Данное противоречие определило проблему нашего выпускного исследования: рассмотрение позиции партнёра как условия ролевой игры, обеспечивающее развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
В соответствие с темой мы определили объектно-предметную область настоящего выпускного исследования, сформулировали его целевой компонент.
Объект: коммуникативные умения в структуре коммуникативной деятельности дошкольников.
Предмет: развитие коммуникативных умений детей 4-5 лет в ролевой игре.
Цель исследования – изучение влияния позиции партнёра как условия ролевой игры, обеспечивающее развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть понятие
«коммуникативные умения» в
2. Выделить коммуникативные умения, складывающиеся на различных этапах дошкольного детства.
3. Изучить условия ролевой игры, обеспечивающие развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
4. Организовать
5. По итогам эмпирического исследования составить рекомендации для воспитателей по руководству ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста.
В качестве методологической основы нашей исследовательской работы мы выделили следующие теоретические положения.
- Положения Д.Б. Эльконина о деятельностном подходе к периодизации возрастного развития и роли ролевой игры в период дошкольного возраста [52; с.27].
- Положение М.И. Лисиной и А.Г. Рузской о развитии общения дошкольников со сверстниками [36; с.45].
- Исследования Е.О. Смирновой, И.А. Бурлаковой в области развития игровой деятельности детей дошкольного возраста [5; с.30].
Согласно названным положениям развитие ребёнка, с одной стороны, охватывает взаимоотношения с миром вещей, что предполагает познание, овладение предметным миром. А с другой стороны, характеризует взаимодействие ребёнка с миром людей. Следовательно, развитие ребёнка представляет собой переход от одной стадии к другой, в основе которого лежит последовательная смена ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе, что обуславливает появление психических новообразований, и зачатков социальных отношений. Начиная со среднего дошкольного возраста, в процессе ролевых игр ребёнок поглощён познанием отношений окружающих людей, в том числе взаимоотношениями со сверстниками. В ряде исследований под руководством М.И. Лисиной и А.Г. Рузской было установлено, что именно коммуникация является предметом взаимодействия партнёров. Е.О. Смирнова и И.А. Бурлакова утверждают, что ролевая игра это единственная область, где дошкольник может проявлять свою инициативу и коммуникативную активность по отношению к своему партнёру [5; с.32]. Следовательно, дети учатся устанавливать взаимоотношения между собой, решать конфликтные ситуации, возникающие в ролевой игре, учатся оказывать взаимопомощь своему товарищу и, в частности, развивают свои коммуникативные умения.
Среди базовых коммуникативных умений детей 4 – 5 лет необходимо выделить: умение учитывать эмоциональное состояние партнёра; умение заинтересовать собеседника; умение в доброжелательной форме высказать своё мнение; умение договариваться по поводу ролевых взаимоотношений.
На основе выделенных выше теоретических положений мы сформулировали гипотезу исследовательской работы.
Мы предполагаем, что создание партнёрских отношений между детьми в ролевой игре, которые проявляют себя во взаимовыгодном сотрудничестве, основанном на доверительном, уважительном и доброжелательном отношении детей друг к другу является условием, обеспечивающим развитие коммуникативных умений детей 4-5 лет.
Методы исследования:
Теоретические: методы анализа научной литературы.
Эмпирические методы: эксперимент (констатирующий, формирующий); беседа; наблюдение; социометрия (Е.Е. Долинова «Два домика»); проективные методы (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина Методика «Картинки»; Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина Методика «Закончи ситуацию»); опросник («Диагностика развития коммуникативных умений у дошкольников» И.Б. Дерманова).
Статистические методы: Т-критерий Вилксона, методы описательной статистики (таблично-графические; методы первичного математического анализа эмпирических данных).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 244, центр развития ребёнка» г.Новокузнецк.
Экспериментальная выборка: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в количестве 20 человек, из числа детей, регулярно посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Глава 1. Теоретическое изучение развития коммуникативных умений детей в период дошкольного возраста
На современном этапе вопросы изучения коммуникативных умений и их развития привлекали внимание исследователей, как в области психологии, так и в рамках педагогической науки. В связи с чем, в научной психолого-педагогической литературе встречаются разные определения понятий «коммуникативные умения» и «коммуникативная компетентность».
В трактовке С.Л. Рубинштейна [37], Б. Теплова коммуникативные умения понимаются как отражение коммуникативной способности. Они утверждают, что коммуникативные умения имеют общественно историческое происхождение, проявляющиеся в практическом общении.
Л.А. Петровская [31; с.153], Л.Д. Столяренко [38; с.196] определяют коммуникативные умения как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Как уровень сформированности социального опыта субъекта, а также ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения содержание термина «коммуникативные умения» раскрываются в работе Ю.Н. Емельянова [13; с.23].
Под коммуникативными умениями Г.М. Андреева [1; с.73] понимает ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний межличностных отношений и условий социальной среды.
В основе коммуникативных умений А.В. Мудрик выделяет умение ориентироваться в партнерах, ситуациях, в различных видах деятельности [25; с.29].
При определении содержания данного понятия А.А. Бодалев [3; с.112], акцентирует своё внимание на трёх элементах, на которые, по его мнению, необходимо обратить особое внимание, осуществляя коммуникативную деятельность. К ним он относит необходимость разбираться в людях, с которым общается человек, оценивая его психологию; эмоциональное проявление человека на поведение и состояние собеседника; выбор способов взаимодействия, отвечающие моральным требованиям и учитывающие индивидуальные особенности партнёра по общению. В свою очередь, рассматривая представленные элементы, которые являются взаимосвязанными между собой, и являются теми составляющими, определяющие понятие коммуникативных умений.
Опираясь на исследования А.Е. Дмитриева [12], можно говорить, что коммуникативные умения являются сложными, высокого уровня, включающими в себя простейшие элементарные умения. Простейшие коммуникативные умения на основе знания путем осознанного многократного повторения преобразуются и доводятся до навыка. Это обеспечивает возможность развития более сложных умений, то есть качественно более высокого уровня. Они включают в себя более простые умения и навыки, основываются и возникают на их базе.
На наш взгляд, для нашей работы целесообразным является необходимость уточнить понятие «умение», так как оно составляет основу, рассматриваемого нами понятия. Необходимо отметить, что анализ ряда работ учёных, использующих термин «умение», показывает, что единого подхода к трактовке данного понятия также нет.