Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:13, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния позиции партнёра как условия ролевой игры, обеспечивающее развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные умения» в научных исследованиях и определить его сущность относительно структуры коммуникативной деятельности.
2. Выделить коммуникативные умения, складывающиеся на различных этапах дошкольного детства.
3. Изучить условия ролевой игры, обеспечивающие развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое изучение развития коммуникативных умений детей в период дошкольного возраста.
Сущность понятия «коммуникативные умения» в научных исследованиях…………………………………………………………………......8
Динамика развития коммуникативных умений детей в период дошкольного детства…………………………………………………………….15
Партнёрские отношения в ролевой игре как условие развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях организации ролевой игры.
2.1. Изучение уровня развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста……………………………..…………………………….36
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений детей в условиях организации ролевой игры…………………………………………..48
2.3. Оценка динамики развития коммуникативных умений детей………………………..…………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………..71
Список литературы…………………………………………………………
Следует особо подчеркнуть, что коммуникативные умения проявляются как в количественном, так и в качественном отношении. Определяя качественную характеристику коммуникативных умений, мы считаем необходимым снова обратиться к работе Ю.В. Филипповой.
.Она указывает, что ребёнок к 3 годам начинает усваивать первые правила общения: хвалят друг друга, делятся игрушками, искренне сочувствуют, если кто-то на их глазах упал или ударился. Кроме того, развиваются умение вступать в контакты с другими детьми и поддерживать их. Например, наблюдая за взрослыми или сверстниками ребёнок, подражая, учится применять первоначальные коммуникативные умения по отношению к другим людям. А также к 4 годам дети способны делиться с близкими людьми своими личными переживаниями и ощущениями [49; с.87].
Результаты проведённого исследования Т.А. Репиной и Р.Б. Стёркиной, направленные на изучение роли общения в жизни ребёнка, позволяют говорить о наличии эмоциональной окрашенности контактов. Кроме того, полученные данные показали, что старшие дошкольники чаще всего используют коммуникативные умения, характеризующиеся отрицательными оценочными воздействиями различающиеся по силе эмоциональных экспрессий [33; с.100]. При этом отчётливо прослеживается направленность отрицательных оценок по отношению к сверстникам, положительных – на себя. А также к качественной стороне необходимо отнести инициативность в общении, соблюдение норм и правил, наличие взаимности симпатий друг к другу, свидетельствующее о наличии коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте.
Рассматривая количественную характеристику необходимо отметить, что в старшем дошкольном возрасте увеличивается количество силовых приёмов воздействия на партнёра по общению: вербальные (крик, произнесение обидных слов); невербальные (размахивание руками).
Анализируя работы М.И. Лисиной [24; с.118], Е.О. Смирновой [42; с.24] можно также проследить количественно-качественные изменения в развитии коммуникативных умений у дошкольников, которые выражаются в последовательной смене форм общения с взрослыми и сверстниками.
Более подробно необходимо остановиться на развитие общения ребёнка с взрослыми. Так, опираясь на вышепредставленные исследования, основной фундамент в развитии коммуникативных умений начинает складываться уже в раннем детстве, которое предполагает несколько форм развития общения с взрослыми.
Так, ситуационно-личностная (2-6 мес.) форма определяется тем, что в 2 мес. появляется «комплекс оживления» включающий наличие таких компонентов как взгляд в глаза взрослого, ответная улыбка на его воздействия, двигательное оживление, ответная реакция ребёнка на воздействия взрослого, проявляется в стремлении продлить эмоциональный контакт, а также у ребёнка возникает потребность в доброжелательном внимании со стороны взрослого. Это и предполагает качественную составляющую процесса развития коммуникативных умений.
Количественная характеристика свидетельствует о разнообразии экспрессивно-мимических средств: обмен взглядами, улыбками, вскриками и гуление.
Ситуационно-деловая (6мес. – 3года) форма общения предполагает такие качественные изменения в плане развития коммуникативных умений как появление предметно-действенных средств, т.е. ребёнок в общении со взрослым использует жесты, выразительные движения, принимает определённые позы. А также потребность в сотрудничестве со взрослыми также необходима для дальнейшего развития коммуникативных умений, т.к. именно взрослый является образцом для подражания, помощником и организатором совместной с ним деятельности. Если говорить о количественной характеристики, то постепенно увеличивается словарный состав слов. Так, по данным А. Рузской, к двум годам словарный запас ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года - 800-1300 слов.
Внеситуативно-познавательная (3-5 лет) форма общения характеризуется тем, что появление активной речи свидетельствует о наличии следующей качественной характеристики процесса развития коммуникативных умений, в результате которого ребёнок учится в различных ситуациях общения применять эти умения для достижения определённой цели. В данном случае взрослый для дошкольника является эрудитом, «энциклопедистом», в связи с этим, в количественном отношении ребёнок задаёт ему большое количество вопросов с целью определения причинно-следственных связей, либо узнать о каком-либо явлении, событии, происходящем в его жизни. А также продолжает увеличиваться активный словарь ребёнка: к четырем годам он достигает 1500 – 2000 слов.
Внеситуативно-личностная (5-7 лет) форма отражает такие качественные характеристики как проявление интереса к человеческим отношениям, нормам и правилам общения. Дошкольникам важно понять требования взрослого, которые он предъявляет в общении с ним, как необходимо использовать коммуникативные умения, чтобы получить от него одобрение, убедиться в своей правоте. К количественной характеристике относится увеличение словарного запаса слов за счёт личного общения ребёнка со взрослым, в результате которого дети учатся различать разнообразные роли взрослых – воспитателя, врача, учителя – и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ним.
Развитие коммуникативных умений в общении со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, отличающиеся как в качественном, так и в количественном отношении от общения со взрослым. Представлены несколько форм общения со сверстниками [23; с.34].
Эмоционально-практическая (2-4 года) форма общения в качественном отношении характеризуется тем, что появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. Количественная характеристика предполагает большое разнообразие коммуникативных действий: кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга, сопровождающиеся яркими эмоциональными реакциями.
Ситуативно-деловая (4-6 лет) форма общения в качественном отношении предполагает наличие как реальных отношений (существование за пределами разыгрываемого сюжета, это распределение ролей, договор об условиях игры, оценка и контроль действий), так и ролевых взаимоотношений, а значит применение коммуникативных умений в соответствии с взятой на себя роли, выстраивание деловых отношений. Количественная составляющая характеризуется наличием ситуативной речи, экспрессивно-мимических средств общения.
Внеситуативно-деловая (6-7 лет) форма общения отличается качественными особенностями применения коммуникативных умений со сверстниками: общение происходит на фоне совместного дела (игра, продуктивная деятельность), где дошкольник стремится к сопереживанию, помощи сверстнику. Количественные характеристики отражаются в увеличении числа внеситуативных, речевых контактах, то есть дети делятся своими переживаниями, дают оценки качествам и поступкам других.
Таким образом, изменение коммуникативных умений в период дошкольного возраста связано, прежде всего, с опытом общения со взрослыми и сверстниками, то есть коммуникативные умения развиваются на каждом возрастном этапе дошкольного возраста как в количественном, как и в качественном отношении. Кроме того, социальная среда также играет решающую роль, поскольку, если ребёнок не смог адаптироваться в окружающей среде (педагогическая запущенность, наследственные заболевания и т.д.), то у таких детей возникают коммуникативные трудности (застенчивость, агрессивность и т.д.). Следовательно, чем больше ребёнок проявляет активность во взаимодействии с партнёром, тем лучше будет осуществляться развитие коммуникативных умений, в том числе в структуре и условиях ролевой игры.
Поэтому, ориентируясь на программу «Истоки», авторы - С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, можно отметить, что ребёнок-дошкольник должен «… проявлять устойчивое стремление участвовать в каком-либо деле (игре, продуктивной деятельности) из интереса к самой деятельности и сверстникам-партнерам, сочетать парную дружбу с широким товариществом. В круг его общения входят 6—10 детей группы. А также владеть этически ценными способами общения (обычно разговаривает в доброжелательной форме, может учитывать интересы и потребности других детей, считается с их мнением)» [29; с.285]. А также на основе ФГОС должны быть сформированы такие коммуникативные умения (компетентности) как «откликаться на эмоции близких людей и друзей, адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации» [54].
Исследование ролевой игры привлекало внимание учёных из разных областей знаний, что привело их к различным толкованиям термина «ролевая игра». Так, по мнению Д.Б. Эльконина [53] ролевая игра отражает социальные отношения взрослых. Тем самым ребёнок пытается воссоздать в игре близкие и знакомые сюжеты, например, «Магазин», «Больница» и т.д.
Иной подход к раскрытию сущности понятия «ролевой игры» можно увидеть в работах других авторов. Так, Е.Е. Кравцова, рассматривает игру как особый вид деятельности, который является основой психического развития ребёнка, в том числе, и в развитии коммуникативной сферы у дошкольников [14; с.35].
По мнению Л.С. Выготского, ролевая игра - это умение учитывать потребности, интересы собеседника, умение выслушать его, умение чувствовать, когда общение не понято и т.д. [7; с.14]
Н.В. Краснощёкова утверждает, что в ролевой игре дети вступают в реальные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.д.), а также между ними возникают и сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса и т.д.). По результатам исследований в среднем дошкольном возрасте наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, в результате чего, ребёнок пытается, как бы найти «выход» из сложившейся ситуации, путём воплощения в какого-либо игрового персонажа. Следовательно, ролевая игра для детей 4-5 лет, на наш взгляд, даёт возможность не только выразить себя, но и обеспечивает развитие коммуникативных умений [18; с.28].
Особый интерес представляют исследования И.А. Бурлаковой и Е.О. Смирновой [5; с.33], которыми был проведён эксперимент, с использованием метода наблюдения за свободной деятельностью детей. В результате было выявлено, что 30% детей среднего дошкольного возраста в свободное время не играли со сверстниками, т.е. не проявляли особого интереса к своему партнёру, осуществляя предметные действия с различными игрушками, например, катали машинки, бросали мячи, рассматривали книжки, рисовали и т.д. Остальные 30% демонстрировали ролевую игру и особые партнёрские отношения, выраженные в увлечении какими-либо игровыми действиями в основном по бытовым сюжетам («Магазин», «Больница», «Парикмахерская»). Затем в играх наблюдались сюжеты, связанные с уходом за куклой в 23% случаев. Сюда входят игры в «дочки-матери» и современная разновидность этой игры – «Семья куклы Барби».
Однако сюжеты и соответствующие отношения как к своему партнёру у девочек несколько отличаются от отношений в играх мальчиков. Это, как правило, сюжеты, связанные с защитой и нападением (Полицейские и воры», «Бандиты и наши» и т.д.) встречающиеся в 10% случаев, касающиеся агрессивных ролей в играх и соответствующих действий к своему партнёру по игре. Не менее популярные сюжеты, используемые в ролевых играх мальчиков – из любимых телепередач и мультфильмов, таких как «Человек-паук», «Черепашки ниндзя» и т.д. наблюдались у 10% детей.
Подводя итоги исследования И.А. Бурлакова и Е.О. Смирнова указывают на тот факт, что большая часть детей (65%) имеют самые высокие уровни развития ролевой игры, которые характеризуются доброжелательным отношением к своим сверстникам и только 7,5% находятся на низком уровне, что обусловлено неразвитыми игровыми предпочтениями, отсутствием интереса к игре сверстника и т.д. Кроме того у многих обследуемых пятилетних детей наблюдались затруднения в развитии сюжета, выполнение взятой на себя роли, а, следовательно, возникновение сложностей в построении взаимоотношений с другими детьми по поводу игры. [5; с. 37]
Иной взгляд на развитие ролевой игры, возникающие в ней партнёрские отношения у детей дошкольного возраста, принадлежит работам Д.Б. Эльконина [53; с.69] и А.А. Токарева [45; с.520], уделивших данному вопросу достаточно большое внимание, изучая игры детей 2–7 лет.
Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, выделившего четыре уровня развития игры, в возрасте 2-3 лет возникают действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка», поэтому роли определяются действием и не называются. С точки зрения А.А. Токарева в начале второго года у детей складываются элементы сюжетно-ролевой игры, однако ее можно назвать лишь ознакомительной. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним. Соответственно никакие партнёрские отношения на данной стадии не возникают. Того же мнения придерживается и Д.Б. Эльконин, который считает, что на первом уровне возникает одиночная игра, так как дети не вступают в определённые отношения в ней.
Второй уровень согласно взглядам Д.Б. Эльконина характеризуется тем, что игровые действия передают отношения к другим участникам игры.
Существенное отличие первого уровня от второго выражается в том, что в 3-4 года роль называется детьми с помощью слова, а также связана с действиями и зависима от них. Появляется разделение ролевых функций. Однако преобладает неустойчивость ролевого поведения, которое может проявляться в нарушении правил, связанных с ролью.
На третьем году жизни ребенка, как указывает А.А. Токарев, игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Возникает отобразительная игра. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Постепенно появляются действия с предметами-заместителями, формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.