Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:13, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния позиции партнёра как условия ролевой игры, обеспечивающее развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные умения» в научных исследованиях и определить его сущность относительно структуры коммуникативной деятельности.
2. Выделить коммуникативные умения, складывающиеся на различных этапах дошкольного детства.
3. Изучить условия ролевой игры, обеспечивающие развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое изучение развития коммуникативных умений детей в период дошкольного возраста.
Сущность понятия «коммуникативные умения» в научных исследованиях…………………………………………………………………......8
Динамика развития коммуникативных умений детей в период дошкольного детства…………………………………………………………….15
Партнёрские отношения в ролевой игре как условие развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях организации ролевой игры.
2.1. Изучение уровня развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста……………………………..…………………………….36
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений детей в условиях организации ролевой игры…………………………………………..48
2.3. Оценка динамики развития коммуникативных умений детей………………………..…………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………..71
Список литературы…………………………………………………………
Однако Д.Б. Эльконин считает,
что взаимоотношения детей
Третий уровень развития игры по Д.Б. Эльконину возникает на этапе 4-6 лет и определяется тем, что начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д. Роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка. А также появляется так называемая специфическая речь, т.е. ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д. Опротестовывается нарушение логики, выраженной в словесной форме: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание. Следовательно, начинают складываться отношения детей как к партнёру по игре, это определяется тем, что сверстники играют вместе и действия одного ребёнка связаны с действиями другого. Появляется общая цель.
По мнению А.А. Токарева сюжетно-отобразительный этап характеризуется тем, что игровое взаимодействие сопровождается словом, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Основное содержание игры на четвёртом уровне по Д.Б. Эльконину – выполнение действий, связанных с отношением к своему партнёру возникает в возрасте 6-7 лет. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения, в результате чего ролевые функции детей взаимосвязаны, а речь носит четко ролевой характер. Нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.
В сюжетно-ролевых играх, как считает А.А. Токарева, дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Рассмотренные уровни позволяют более подробно выделить характерные особенности возникающих отношений между детьми в ролевой игре на каждом возрастном этапе дошкольного детства. В связи с этим особый интерес нам предоставляется статья Н.И. Фёдоровой [47]. Автором описано экспериментальное исследование, по итогам которого можно проследить характеристики партнёрских отношений у детей среднего и старшего дошкольного возраста, возникающих в ролевой игре.
Наше внимание было обращено на интересную особенность, которая касается развития и обогащения коммуникативных умений дошкольников, заключающаяся в том, что в возрасте 4-5 лет у детей возникают сложности, связанные с отсутствием умений представлять партнёру собственное видение цели, содержания, средств совместной деятельности. Такие проблемы объясняются тем, что сверстник как бы «презентуя» себя, свои достижения хочет понравиться партнёру, используя при этом локомоции и экспрессивно-мимические средства общения.
Опытным путём было установлено, что в среднем дошкольном возрасте возникают проблемы в самостоятельном ведении коммуникативных актов. Опираясь на выделенные А.Б. Добровичем фазы коммуникативного акта (взаимонаправленности, взаимоотражения, взаимоинформирования, взаимоотключения) Н.И. Фёдорова говорит об отсутствии умения адекватно завершить коммуникативный акт, без выяснения намерений партнёра, что указывает на явные проблемы, свойственные этапу взаимоотключения.
Кроме того, в данной возрастной категории слабо сформированы умения адекватно использовать различные средства общения, а также культурные формы обращения к партнёру (слова приветствия, прощания, извинения и т.д.). В ходе экспериментального исследования было выявлено, что у детей 4-5 лет возникают сложности в умении обосновывать собственную точку зрения, выслушать своего собеседника.
В современной литературе, нами не обнаружено чёткого понимания того, как трактовать понятие «партнёрские отношения». Однако мы склоняемся к следующему его определению. Партнёрские отношения – это взаимовыгодное сотрудничество, основанное на доверительном, уважительном и доброжелательном отношении детей друг к другу, имеющие общие интересы, цели, обусловленные единой стратегией поведения в различных коммуникативных ситуациях.
Опираясь на исследования М.И. Лисиной [22] партнёрские отношения между детьми начинают проявляться в период 4-6 лет (ситуативно-деловая форма общения), когда ребёнок видит в другом помощника, образца, партнёра в совместных действиях, стремится к сотрудничеству с ним. Поэтому главными особенностями такого рода отношений, активно проявляющиеся в среднем дошкольном возрасте, является признание сверстником успехов ребёнка, его уважении, а также наличие общей цели деятельности.
Следовательно, для обеспечения развития коммуникативных умений в среднем возрасте необходимо организовывать работу таким образом, чтобы решались задачи, направленные на осознание и понимание ребёнком «мира чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний людей, как взрослых, так и сверстников («Нина Ивановна устала — помогала одеваться детям на прогулку», «Оля грустит — потерялась ее любимая кукла»); развивать стремление видеть и понимать радостное, печальное, спокойное эмоциональные состояния (например, воспитатель спрашивает у ребенка, который наблюдает, как девочка катает на машине медвежонка: «Интересно, нравится медвежонку кататься?», или обращается к ребенку: «Посмотри, Лиза плачет. Что же случилось?»); развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку и т.д.); создавать условия для доверительного общения ребенка с другими людьми; воспитывать умение использовать способы общения, принятые в обществе (приветливо здороваться и прощаться, доброжелательно высказывать свои просьбы и предложения, благодарить за помощь, угощенье, за то, что сверстник уступил игрушку, приветливо откликаться на просьбу товарища, спокойно выслушивать ответ, выражать несогласие в приемлемой форме, не обижая другого)». [22; с.97]
В связи с этим, на начальных этапах работы с детьми по развитию партнёрских отношений, Р.С. Буре, Г.Н. Година [6; с.15] и др. рекомендуют прибегать к их личному опыту, то есть на основании тех умений, которыми они располагают в данный момент. Поэтому целесообразно проводить беседу со средними дошкольниками, для того, чтобы выяснить отношения детей к тому, что обсуждается и наметить основные направления, по которым необходимо осуществлять дальнейшую работу. При этом не менее эффективным методом является наблюдение за тем, как дошкольники взаимодействуют между собой (проявление внимательности друг к другу, установление контакта в совместных играх и т.д.), какие возникают проблемы, препятствующие нормальным доверительным партнёрским отношениям.
Того же мнения придерживаются И.А. Бурлакова и Е.О. Смирнова, предлагающие использовать наблюдение за свободной деятельностью детей как метод оценки коммуникативных умений. Однако Т.А. Репина и Р.Б. Стёркина также указывают на использование в качестве основного метода наблюдение за дошкольниками в естественных условиях с целью выявления представлений о содержании и эмоциональной окрашенности общения детей, характере их отношений в различных видах самостоятельной совместной деятельности, а также на выявление устойчивых объединений в группе детского сада принадлежности к ним ребёнка. Авторы предлагают проводить наблюдения в течение 15-20 минут, при этом необходимо фиксировать все действия, относящиеся к сфере общения.
Кроме того, исследователи вопроса Т.А. Репина и Р.Б. Стёркина говорят о необходимости использования метода экспериментальных ситуаций, направленных на изучение роли общения ребёнка-организатора в возникновении и поддержании у сверстников интереса друг к другу [33; с.58]. Важным моментом является создание коммуникативных трудностей в работе со средними дошкольниками, преодоление которых и должно способствовать развитию коммуникативной компетентности.
Другие авторы Ю.В. Филиппова, Г.А. Широкова [51] среди прочего указывают на использование проблемных ситуаций, c которыми ребёнок сталкивается в реальном взаимодействии, например, это может быть конфликт из-за понравившейся роли и т.д. Такое рассмотрение проблемных ситуаций помогает сформировать и закрепить у ребёнка навыки эффективного коммуникативного поведения. В связи с этим Ю.В. Филиппова для развития партнёрских отношений посредством ролевой игры предлагает использовать такие ситуации, как, например, ссора с другом и последующее примирение, или знакомство с другими детьми и т.д. Проигрывание подобных ситуаций способствует не только закреплению, но и дальнейшему использованию полученных коммуникативных умений в налаживании контакта со сверстником, а также решению педагогом главной задачи, касающейся развития партнёрских отношений между дошкольниками [48; с.80]. При этом все действия ребят должны быть ориентированы на поиск партнёра, который является, по мнению М.И. Лисиной, помощником и участником совместной деятельности, то есть на данном возрастном этапе проявляется сотрудничество ровесников.
Однако, как утверждает А.В. Печерога, не следует вмешиваться в процесс самостоятельной игры детей, необходимо положиться на их умения, выработанные в ходе совместных игр. Более пристальное внимание следует уделять детям менее общительным, неуверенным в своих силах, плохо владеющих тем или иным способом взаимодействия с партнёром. Поэтому педагогу, важно оказывать постоянную поддержку таким дошкольникам для того, чтобы в последствии они научились самостоятельно устанавливать контакт с другими детьми, учитывать позицию сверстника в различных коммуникативных ситуациях [30; с.92].
В руководстве ролевой игрой необходимо акцентировать внимание на положительных сторонах во взаимоотношениях с детьми, например, педагог может похвалить ребёнка за то, что он послушался своего товарища, выполнявшего ведущую роль в игре. Всё это организует и дисциплинирует поведение средних дошкольников. В связи с этим, по нашему мнению, 4-5-летние дети учатся договариваться между собой, учитывая не только свою, но и позицию сверстника. Помимо этого, положительная оценка со стороны педагога подчёркивает значимость правильного поведения во взаимоотношениях с партнёром.
Необходимо также обращать внимание на факты дружеских взаимоотношений и взаимовыручки в совместной игровой деятельности, используя при этом следующие высказывания: «Как вы сегодня дружно играли! Всем было так весело, интересно! Я рада, что у меня такие дружные ребята». Этими фразами можно заканчивать ролевую игру, акцентируя внимание средних дошкольников на основное правило – это правило дружной совместной игры, в которой дети объединяются, например, вместе отправляются в путешествия, строят, лечат кукол, готовят для них обед.
Вместе с тем, в связи с недостаточностью опыта партнёрских взаимоотношений в совместных играх у детей 4-5 лет могут возникать споры, иногда переходящие в конфликты. Поэтому задача педагога как указывает А.В. Печерога [30; с.63] – вовремя заметить подобные ситуации, возникающие между детьми и помочь им найти правильный выход, не нарушая при этом нормы и правила поведения, не обидев друг друга. Важно выяснить причину конфликта, объективно и убедительно доказать детям правоту одних и неправоту других. Тем самым педагог показывает образец поведения в подобных ситуациях, регулируя взаимоотношения дошкольников.
Согласно Е.Е. Кравцовой сотрудничество детей друг с другом в ролевой игре помогает ребёнку встать на позицию другого, проанализировать ситуацию как бы со стороны.
Следует обратить особое внимание на тот факт, что умение принимать, встать на позицию другого человека, является главной составляющей партнёрских взаимоотношений, так как именно взгляд со стороны позволяет дошкольнику увидеть все положительные и отрицательные моменты в отношениях со сверстниками. Однако, по мнению Е.Е. Кравцовой, сделать подобный анализ для детей 4-5 лет вызывает большие затруднения в силу недостаточности опыта взаимоотношения с другими детьми. Поэтому педагог в данном случае выполняет главную роль в развитии благоприятных дружеских доверительных партнёрских взаимоотношений [14; с.65].
С этой целью она предлагает организовать ролевую игру, в которой решаются подобного рода задачи. В соответствии с этим, организуя работу со средними дошкольниками, следует обратить особое внимание на пять ступенек, предложенной Е.Е. Кравцовой [14; с.74].
На первой ступеньке педагог подводит детей к совместному придумыванию какой-либо истории или рассказа, ярких событий, произошедших с ним. Всё это позволит обратить внимание ребёнка на других детей в группе, а также выявлению общих интересов, способствует сплочению детского коллектива. Воспитатель акцентирует внимание детей на умение в доброжелательной форме находить общую тему для разговоров, умение выслушать другого, а также принять во внимание позицию сверстника, его взгляды, потребности, интересы и т.д. Поэтому в данном случае возникает необходимость в организации беседы, например, о парикмахерской или проведение экскурсий. Предлагаемые виды работы, на наш взгляд, позволяют не только приблизить детей друг к другу, но и увидеть взаимоотношения взрослых, их обязанности, которые впоследствии находят своё воплощение в ролевой игре.