Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:13, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния позиции партнёра как условия ролевой игры, обеспечивающее развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные умения» в научных исследованиях и определить его сущность относительно структуры коммуникативной деятельности.
2. Выделить коммуникативные умения, складывающиеся на различных этапах дошкольного детства.
3. Изучить условия ролевой игры, обеспечивающие развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое изучение развития коммуникативных умений детей в период дошкольного возраста.
Сущность понятия «коммуникативные умения» в научных исследованиях…………………………………………………………………......8
Динамика развития коммуникативных умений детей в период дошкольного детства…………………………………………………………….15
Партнёрские отношения в ролевой игре как условие развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях организации ролевой игры.
2.1. Изучение уровня развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста……………………………..…………………………….36
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений детей в условиях организации ролевой игры…………………………………………..48
2.3. Оценка динамики развития коммуникативных умений детей………………………..…………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………..71
Список литературы…………………………………………………………
25% детей (Б.С., В.Р., Г.Д., Л.Д., Ч.С.) составляет высокий уровень развития коммуникативной компетентность, что указывает на осознание ребёнком конфликтной ситуации в целом, за счёт чего дети пытались самостоятельно, без помощи взрослого, найти наиболее подходящий способ решения, например, «Ну и пусть играет я же не жадный, потом возьму да поиграю, у меня ещё дома такая же есть», «Я уйду играть вон туда (показывает) и всё, он же маленький ещё совсем, его потому что, нельзя ругать». На наш взгляд, описанное выше понимание изображённых событий средними дошкольниками и характер предложенного ими решения проблемы, выражающейся в негативной оценке по отношению к другим, являются показателями характерных проблем во взаимоотношениях с партнёром.
По результатам проведения методики 6 (см. сводн. табл. 2) «Закончи ситуацию» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (см. приложение №5), выявлено, что дошкольники группы предпочитают либо находиться в стороне, либо используют достаточно агрессивные действия по отношению к своему партнёру: «Пойду и отберу игрушку». Кроме того, у детей при выполнении данной методике возникали сложности в плане оказания помощи сверстнику. Дети не понимали эмоциональное состояние своего партнёра и, в связи с этим, не могли более детально рассказать о том, как они отреагировали бы на то, если с ними случилась подобная ситуация, то есть кто-то из них упал, или ударился.
Сводная таблица 2.
Эмпирические данные по констатирующему этапу эксперимента по показателям методик 5, 6.
1 |
2 |
3 |
4 |
№ п/п |
Код имени |
Методика 5 |
Методика 6 |
Балл | |||
1. |
Б.Д. |
2С |
Преобладают достаточно агрессивный характер по отношению к окружающим. |
2. |
Б.С. |
3В |
Затруднения вызвали вопросы, касающиеся собственного отношения ребёнка к конкретной ситуации, например, как поступать в случае агрессии со стороны другого. |
3. |
Б.Н. |
2С |
Адекватно оценивает действия, связанные с оказанием помощи сверстнику, стремится привлекать к игре других детей. |
4. |
В.Р. |
3В |
Затруднения вызвали вопросы, касающиеся оказания помощи сверстнику, поэтому точный ответ не последовал, так как ребёнок сомневался в правильности ответа. |
5. |
Г.Н. |
2С |
Предпочитает выбирать методы, связанные с уходом от конкретной проблемы, тем самым оградить себя от ненужных последствий. Затрудняется в объяснении своих действий по отношению к другим. |
6. |
Г.Д. |
3В |
Может объяснить причину того или иного действия, направленного на сверстника, поэтому сложностей в выполнении задания не возникали. |
7. |
Ж.Е. |
2С |
Негативно настроен по отношению к окружающим, в связи с чем, предпочитает агрессивные методы воздействия на других. Затруднения вызывали объяснения своих действий по отношению к другим. Отсутствует желание прибегать к взаимопомощи, оказывать поддержку маленьким детям. |
8. |
Ж.П. |
2С |
Положительно настроен на взаимодействие с окружающими. Затруднения вызвал вопрос касающееся оказание помощи и поддержки своёму партнёру. |
9. |
З.Н. |
2С |
Адекватно оценивает действия, связанные с оказанием помощи сверстнику, стремится привлекать к игре других детей. |
10. |
К.Н. |
1Н |
Выявление отношения ребёнка к другим детям было несколько осложнено, так как она затруднялась в объяснении причин тех или иных действий со своей стороны. |
11. |
Л.Д. |
3В |
Затруднялся ответить на вопросы, связанные с действиями, направленными на агрессивного ребёнка, адекватного способа решения конфликтной ситуации. |
12 |
Л.С. |
1Н |
Затруднения вызвали вопросы касающееся оказание помощи и поддержки своёму партнёру. |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. |
П.К. |
2С |
Затруднялась ответить на предложенные вопросы. |
14. |
С.М. |
2С |
Выражается стремление помочь, а также оказать помощь в затруднительных ситуациях другим детям. |
15. |
С.А. |
2С |
Может объяснить причину того или иного действия, направленного на сверстника, поэтому сложностей в выполнении задания не возникали. |
16. |
С.Е. |
2С |
Затруднения вызвали вопросы, касающиеся собственного отношения ребёнка к конкретной ситуации. |
17. |
Т.Н. |
1Н |
Затруднялась ответить на предложенные вопросы. |
18. |
Т.Д. |
2С |
Адекватно оценивает действия, связанные с оказанием помощи сверстнику, стремится привлекать к игре других детей. |
19. |
Ч.С. |
3В |
Адекватно оценивает ситуацию в целом, поэтому особых затруднений выявлено не было. Способен посочувствовать, оказать помощь, если это необходимо. |
20. |
Ч.И. |
2С |
Затруднялась ответить на предложенные вопросы. |
∑ |
41 |
||
Ср.зн. |
2,05 |
Для проведения следующего этапа экспериментального исследования, учитывая результаты констатирующего этапа, мы сформировали контрольную и экспериментальную группы.
В экспериментальной группе мы планируем организацию формирующей работы с использованием приёмов руководства ролевыми играми. См. таблица 6. Данные группы формировались таким образом, что в них вошли дети с примерно одинаковым уровнем развития коммуникативных умений. См. таблица 3.
На основе полученных нами данных было установлено, что различия в особенностях развития коммуникативных умений во взаимоотношении со сверстниками детей среднего дошкольного возраста нет. Данное обстоятельство указывает также на тот факт, что дети приблизительно с одинаковой вероятностью включались в сам процесс обследования, в частности, многие их них не всегда стремились выполнить задание совместно с партнёром, что обусловлено низким уровнем развития коммуникативной компетентности.
Обобщая всё выше сказанное, есть основания предполагать о наличии следующих проблем в развитии коммуникативных умений детей исследуемой группы на этапе констатирующего эксперимента. У таких детей как П.К., Б.С., Т.Н., С.Е., Г.Д., Ч.И., С.А возникают проблемы в умении распознавать эмоциональное состояние партнёра, и тем самым заинтересовать собеседника своей деятельностью. У дошкольников Б.Д., Л.С. и С.М. в недостаточной степени развито умение в доброжелательной форме высказывать своё мнение, а также умение договариваться с другими по поводу ролевых взаимоотношений.
Таблица 3.
Состав экспериментальной и контрольной группы
№ п/п |
Экспериментальная группа «А» |
Пол |
Возраст |
№ п/п |
Контрольная группа «Б» |
Пол |
Возраст |
Б.Д. |
М |
4,4 |
1. |
Б.Н. |
М |
4,1 | |
Б.С. |
Ж |
4,3 |
2. |
В.Р. |
Ж |
4,5 | |
Г.Д. |
М |
4 |
3. |
Г.Н. |
М |
4,5 | |
Л.С. |
М |
4,5 |
4. |
Ж.Е. |
Ж |
4,1 | |
П.К. |
Ж |
4,5 |
5. |
Ж.П. |
Ж |
4,3 | |
С.М. |
М |
4,5 |
6. |
З.Н. |
Ж |
4,5 | |
С.А. |
Ж |
4,2 |
7. |
К.Н. |
М |
4 | |
С.Е. |
Ж |
4,1 |
8. |
Л.Д. |
Ж |
4,4 | |
Т.Н. |
Ж |
4,4 |
9. |
Т.Д. |
Ж |
4,2 | |
Ч.И. |
Ж |
4,1 |
10. |
Ч.С. |
М |
4,4 | |
Ср. возр. детей |
4,5 |
Ср. возр. детей |
4,5 |
Обобщённые показатели уровня развития коммуникативных умений детей, вошедших в контрольную и экспериментальную группы, представлены в таблице 4 и 5.
Таблица 4.
Уровни развития коммуникативной компетентности детей экспериментальной группы
Показатели развития коммуникативной компетентности |
Уровни | ||
В |
С |
Н | |
1.Свободная коммуникативная деятельность детей |
4 (40%) |
1 (10%) |
5 (50%) |
2. Поведенческие особенности в отношениях со сверстниками |
4 (40%) |
- |
6 (60%) |
3. Общение со сверстниками |
2 (20%) |
6 (60%) |
2 (20%) |
Таблица 5.
Уровни развития коммуникативной компетентности детей контрольной группы
Показатели развития коммуникативной компетентности |
Уровни | ||
В |
С |
Н | |
1.Свободная коммуникативная |
4 (40%) |
1 (10%) |
5 (50%) |
2. Поведенческие особенности в отношениях со сверстниками |
5 (45%) |
- |
6 (60%) |
3. Общение со сверстниками |
3 (30%) |
6 (60%) |
1 (10%) |
Формирующий этап экспериментально исследования осуществлялся в течение трёх месяцев, в период с 13 февраля по 12 апреля 2013 года.
Целью второго этапа нашего эмпирического исследования является апробация методики руководства ролевыми играми, направленные на создание партнёрских отношений и развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
В нашей исследовательской работе, считаем необходимым, рассматривать одним из главных условий ролевой игры партнёрские отношения, поскольку именно сверстник выступает в качестве равного партнера, в процессе общения с которым ребенок может апробировать знания и социальные нормы, данные взрослым, а также усвоить коммуникативные умения необходимые для благоприятных взаимоотношений с другими детьми.
В связи с этим нами были использованы следующие приёмы руководства ролевыми играми: показ образца действия; объяснение; распределение ролей по считалочки, по-очереди, по жребию; поощрение; похвала, поручение главной роли ребёнку и т.д. Тематика ролевых игр представлена в таблице 6.
Таблица 6.
Тематика ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста
1 |
2 |
3 |
4 |
Дата проведения |
Тема |
Цель |
Приёмы руководства |
13.02.13г 15.02.13г 20.02.13г 22.02.13г 27.02.13г |
«Семья» |
Развитие умения учитывать эмоциональное состояние партнёра. |
Распределение ролевых функций по считалочки, показ образца правильного отношения к партнёру посредством игрушки, объяснение, поощрение, похвала, раскрытие перед детьми лучших положительных качеств каждого ребёнка, вопросы. |
01.03.13г 04.03.13г 06.03.13г 13.03.13г 15.03.13г |
«Больница» |
Развитие умения в доброжелательной форме высказывать своё мнение партнёру. |
Поручать распределение ролей ребёнку, поощрять активность в становлении доброжелательного отношения друг к другу (оказание помощи), поддержка предложений детей по ходу игры, создание проблемных ситуаций, способствующие проявлению чувства ответственности за выполнение роли, доброту, знание нравственных норм поведения. |
1 |
2 |
3 |
4 |
20.03.13г 22.03.13г 27.03.13г 29.03.13г |
«Магазин» |
Развитие умения заинтересовать собеседника. |
Поручать распределять роли безынициативным детям, поощрять их активность, использование похвалы, создание проблемных ситуаций, способствующие проявлению чувства ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения, поддержка предложений детей по ходу игры. |
03.04.13г 05.04.13г 10.04.13г 12.04.13г
|
«Парикмахерская» |
Развитие умения договариваться по поводу ролевых взаимоотношений. |
Поручать распределять роли по желанию, поощрять активность детей в умении договариваться кто, что будет делать на основе выбранной роли, использование похвалы, создание проблемных ситуаций, способствующие проявлению чувства ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения, поддержка предложений детей по ходу игры. |
В нашей выпускной работе методика руководства в развитии партнёрских отношений детей среднего дошкольного возраста осуществлялась по нескольким направлениям:
На основе взглядов Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. в начале формирующего эксперимента с целью заинтересовать дошкольников, привлечь их внимание, был использован сюрпризный момент, то есть к детям в группу «приходит» сказочный персонаж – «Медвежонок» и знакомится со всеми детьми, затем от лица этого персонажа была организована предварительная работа с детьми экспериментальной группы (упражнение «я знаю», беседа «моя семья»), направленная на установление доверительных отношений, создание благоприятной атмосферы в группе, которые затем помогут ребятам найти к друг другу индивидуальный подход и благоприятно повлиять на партнёрские взаимоотношения при организации ролевой игры «Семья».
При организации ролевой игры «Семья» (1-5-ю неделю) нами было тщательно спланировано необходимое оборудование, а также продуманы игровые роли (мама, папа, дочка, бабушка). На первых этапах организации данной игры нами были распределены роли по считалочки, так как возникали ситуации, когда в роли «мамы» хотели быть сразу три девочки.
А также в качестве варианта нами было предложено организовать две семьи, на что дети были согласны. Надо сказать, что при распределении ролей учитывались пожелания всех детей, то есть, кто какие хочет выполнять обязанности в соответствии с принятой ролью, а также желания детей, касающиеся выбора места для игры.
Для регулирования отношений между детьми нами была выбрана роль «бабушки», так как по утверждению А.В. Печерога не следует вмешиваться в процесс самостоятельной игры детей, а также с тем, чтобы показать образец правильного отношения к партнёру. От лица «бабушки» перед детьми раскрывались положительные качества каждого ребёнка, например, в умении поддержать, прочувствовать эмоциональное состояние своего партнёра, то есть то, что на данный момент ему требуется и в связи с этим оказание помощи, например «папа» помогает «маме» приготовить еду и т.д.