Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Понять возможности музыкальной деятельности дошкольников по средствам народных музыкальных игр
Объект исследования: Процесс музыкального народного воспитания
Предмет исследования: Развитие и приобщение детей дошкольного возраста к народным музыкальным играм
Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Музыка для детей: от народной музыке к мировой классике и современным музыкальным произведениям
1.2. Психолого-педагогические основы развития у детей дошкольного возраста музыкально ритмических движений
Психологические основы музыкально-игровой деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
2.2. Анализ программ занятий у детей дошкольного возраста в ДЦ «Алые паруса»
2.3. Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Выводы по второй главе
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

•В области исполнительской деятельности - от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.

2.2. Анализ программ  занятий у детей дошкольного  возраста в ДЦ «Алые паруса»

   Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, в современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи.

Основные задачи воспитателя:

1. Развитие координации  слуха и голоса детей, приобретение  детьми певческих навыков;

2. Освоение детьми приемов  игры на детских музыкальных  инструментах;

3. Освоение элементов  танца и ритмопластики для  создания музыкальных двигательных  образов в играх и драматизациях;

4. Стимулирование желание  детей самостоятельно заниматься  музыкальной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методические  рекомендации по развитию музыкальных  способностей  у детей дошкольного возраста

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

    Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

 «Музыкальные игрушки»

 Динь-динь-динь-динь колокольчик 

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам - барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

 Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству  детей в группе).

   Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

 « Погремушка»

  Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми! 

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

   Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

 Пальчиковые и жестовые игры

 «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Также можно предложить детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные  движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг  к другу. Переворачиваем их с  боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть  округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - ладони кладём под  щёчку (рыбка спит). 

6 - быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - запястья соединены. Ладони  раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за  спину, педагог старается их поймать.

 

«Мой зонтик»

Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

А вот моя книжка, могу почитать,

Могу вам картиночки в ней показать.

Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

Его я бросаю над головой.

А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик?  Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку  над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами  левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони  открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем  кистью руки 

6 – «Мячик прыгает»  над головой, ударяясь о ладонь  другой руки 

 Упражнение «Природный оркестр»

   Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

   Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.  

   Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

 Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

   Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

 Музыкально-дидактические игры

 «Повтори звуки» 

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.  Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно. Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом  случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать. Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми. Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

  Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой. По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).  Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих).  На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.  Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке.  Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками.  Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

   Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).  Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор). Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

             Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:   

Рекомендации музыкальному руководителю:

1.Обогащать музыкальные  впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2.Приобщать к различным  видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

3.Формировать певческие  голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности.

4.Стимулировать творческие  проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации  несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

5.Познакомить с музыкальными  инструментами и приемами игры  на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

Рекомендации к педагогу:

1.Побуждать активный интерес  к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости;

2.Побуждать к самостоятельным  действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности;

3.Воспитывать музыкальный  вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.;

4.Развивать у детей чувство уверенности в себе;

5.Развивать коммуникативные функции речи у детей;

6.Формировать у детей  чувство коллективизма и ответственности.

Рекомендации для родителей:

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности;

2.Поощрять творческие способности детей; 

3.Развивать у детей  эстетическое отношение к музыке;

4.Привлекать внимание  детей к богатому и разнообразному  миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

 Наиболее сложно развиваются  у детей музыкально-слуховые представления, способность воспроизводить мелодию голосом, точно интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствием способностей (Б.М. Теплов) [25].

Для развития у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – мы рекомендуем:

- отбирать такой музыкальный  материал, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

- использовать приемы, методы  и формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

- разрабатывать и проводить  серии творческих заданий;

- устанавливать наиболее  рациональные пути взаимодействия видов музыкальной деятельности на каждом занятии.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Изучив музыкально-педагогическую, методическую, справочную литературу по проблеме особенностей развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, проанализировав особенности каждой музыкальной способности и видов музыкальной деятельности, используя различные методы исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Успешное развитие музыкальных  способностей дошкольников, как одной из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации;

Информация о работе Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий