Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально - дидактических игр и упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:36, реферат

Краткое описание

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Определение музыкально-дидактической игры

1.2 Значение развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР

2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности

2.2 Анализ сценарных планов музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

доклад-развитие музыкальных способностей.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

 

Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

 

В качестве творческого  задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.

 

В такой музыкально-дидактической  игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №3

 

«ПРЕДМЕТНО  – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ»

 

- Лесенка – три   ступеньки

- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен, 

   музыкальные   коробочки, молоточки.

- Киндеры  с  зерном  внутри.

- Палочки.

- Настольные  МДИ.

- Магнитофон.

- Кассеты   и диски с записями  детских песен.

- Книжки – песенки.

 

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

 

« ПТИЧКА  И  ПТЕНЧИКИ»

(Трафареты  большой   и  маленькой  птички + лесенка  + описание  настольной  и  подвижной   игры)

« ГДЕ  МОИ  ДЕТКИ?»

(Большие  карточки  (25/15) с  изображением  взрослых  животных :курицы, утки, гуся, птицы и несколько маленьких карточек  (10/15)  их  детенышей + описание)

« ДОЖДИК  ЛЬЕТ  И  КАПАЕТ»

(Палочки + картинка + описание)

« НАУЧИ  ИГРУШКУ  ТАНЦЕВАТЬ»

( Маленькая  игрушка  + описание)

« ЧУДЕСНЫЙ  МЕШОЧЕК»

( Ярко  оформленный   мешочек  в  котором  находятся  маленькие  мягкие  игрушки: кошка, собачка, корова, медведь, зайчик  и  др.)

« КТО  В ДОМИКЕ  ЖИВЕТ»

(Плоскостной  домик   с  шестью  окошками (три   вверху  и  три  внизу), + описание)

« УСТАЛАЯ  И  РЕЗВАЯ  ЛОШАДКА»

(Палочка + картинка + описание) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №4

 

«ПРЕДМЕТНО  – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ»

 

- Лесенка – три   ступеньки

- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,

  музыкальные  коробочки, молоточки, любые звучащие  инструменты.

- Киндеры  с  зерном  внутри.

- Палочки.

- Настольные  МДИ.

- Звучащие  коробочки  (спичечные  коробочки  с   зерном  внутри).

- Магнитофон.

- Набор  кассет  и  дисков  с  записями  детских  песен.

- Книжки – песенки.

- Инструменты  из  бросового  материала.

 

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СРЕДНЕНО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА»

                    

« ПТИЧКА  И  ПТЕНЧИКИ»

(Трафареты  большой   и  маленькой  птички + лесенка  + описание  настольной  и  подвижной  игры)

« УГАДАЙ - КА»

(4 – 6  больших   карточек  (20/10) каждая  разделена   на  две  части. На  первой  половине  изображено  взрослое  животное (гусь, утка, корова, коза, собака, кошка), на  второй  их  детеныши + фишки  по  две на каждую  карточку + описание  игры)

« КТО  В ДОМИКЕ  ЖИВЕТ»

(Плоскостной  домик   с  шестью  окошками (три   вверху  и  три  внизу), + описание)

« КУРИЦА  И  ЦЫПЛЯТА»

(Фланелеграф + изображения   на  фланели: большой  домик,  девочка, курица, цыплята 2 – 3 шт. + описание  игры)

« ЗАЙЦЫ»

( Фланелеграф + изображение   леса  на  фланели + изображение  зайцев  спящих, танцующих, играющих  в  барабан + описание  игры)

« НАМ  ИГРУШКИ  ПРИНЕСЛИ»

(Музыкальные  игрушки:  дудочка, колокольчик, музыкальный   молоточек; кошка (мягкая  игрушка)  коробочка.)

« СОБЕРИ  ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки  с  черно-белым   изображением  инструмента = разрезанные   детали  цветного  изображения   этого  инструмента + кассета   с  записью  звучания  муз.  инструментов  (балалайка, труба,  гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание  игры) 

Приложение  №5

 

«ПРЕДМЕТНО  – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ  ГРУППЕ»

 

- Лесенка – пять  ступенек

- Инструменты: металлофон,  губные  гармошки, баян, барабан,  бубен, 

   колокольчики,  музыкальные   молоточки, любые  звучащие  инструменты,

   детское  пианино  или  его  плоскостное  изображение.

- Портрет  композитора.

- Настольные  МДИ.

- Мини – Фланелеграф  + кружочки – ноты. 

- Магнитофон.

- Набор  кассет  и  дисков  с  записями  детских  песен.

- Инструменты  из  бросового  материала.

 

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА»

 

« МУЗЫКАЛЬНОЕ  ЛОТО»

(Карточки  (4 – 5 шт)  с  изображением  нотного   стана  (30/15) + ноты  кружочки + описание  игры)

« ЛЕСЕНКИ»

(Пятиступенчатые   лесенки – раскладушки  + описание  игры)

« ТРИ  МЕДВЕДЯ»

(Карточки, на  которых   изображены  три  медведя   из  сказки + фишки + палочки)

 « ОПРЕДЕЛИ  ПО  РИТМУ»

(Карточки, на  одной   половине  которых  изображен   ритмический  рисунок  знакомой  детям песни, другая  половина  пуста; картинки  иллюстрирующие  содержание  этой  песни + описание  игры)

« ПРОГУЛКА»

(Палочки + карточки  с  изображением  долгих  и   коротких  звуков + описание  игры)

« СОБЕРИ  ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки  с  черно-белым изображением  инструмента = разрезанные детали  цветного  изображения этого инструмента + кассета с записью звучания  муз. инструментов  (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание  игры) 

«СКОЛЬКО  НАС  ПОЕТ?»

(Карточки  с  прорезями  на  каждого  играющего + изображение  матрешек  вставляющихся  в  прорези + описание  игры)

 

 

 

Приложение  №6

 

«ПРЕДМЕТНО  – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  К  ШКОЛЕ  ГРУППЕ»

- Лесенка – семь  ступенек

- Инструменты: металлофон,  губные  гармошки, баян, барабан,  бубен, 

   колокольчики,  музыкальные  молоточки, любые звучащие  инструменты,

   детское пианино или его плоскостное  изображение.

- Портрет  композитора.

- Настольные  МДИ.

- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты. 

- Магнитофон.

- Набор  кассет  и  дисков  с  записями  детских  песен.

- Инструменты  из  бросового  материала.

 

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА»

 « МУЗЫКАЛЬНОЕ  ЛОТО»

(Карточки  (4 – 5 шт)  с  изображением  нотного   стана  (30/15) + ноты  кружочки + описание  игры)

« ЛЕСЕНКИ»

(Семи ступенчатые   лесенки – раскладушки  + описание  игры)

« ОПРЕДЕЛИ  ПО  РИТМУ»

(Карточки, на  одной   половине  которых  изображен   ритмический  рисунок  знакомой  детям  песни, другая  половина  пуста; картинки  иллюстрирующие  содержание  этой  песни + описание  игры)

« ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»

(Карточки  с  изображением  лиц  человека (солнышка, цветка, звездочки, тучки, колобка   и  т.д.) в  трех  настроениях – веселое, грустное, спокойное + запись  музыкальных  произведений  соответствующих  характеров)

« СОБЕРИ  ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки  с  черно-белым   изображением  инструмента = разрезанные   детали  цветного  изображения   этого  инструмента + кассета  с  записью  звучания  муз. инструментов  (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание  игры) 

«СКОЛЬКО  НАС  ПОЕТ?»

(Карточки  с  прорезями   на  каждого  играющего + изображение   матрешек  вставляющихся  в   прорези + описание  игры)

«УЗНАЙ  И  СЛОЖИ  ПЕСЕНКУ»

(Мини – Фланелеграф  + графическое  изображение   долгих  и  коротких  звуков).

« ПЕСНЯ – ТАНЕЦ  – МАРШ»  (Карточки, разделенные на  три части. В первой  части ребенок поющий, во  второй – танцующий, в третьей – марширующий. +кассета  с  музыкальной  записью + описание  игры

Приложение  №7

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  МДИ

в младшей группе

 
  1. Кв.
  1. Кв.
  1. Кв.
  1. Кв.

ХАРАКТЕР  МУЗЫКИ

«Научи  матрешек  плясать»;

     

«В  лесу»;

     

«Что  делают  зайцы»; 

   

«Солнышко  и  дождик».

ЧУВСТВО  РИТМА

«Усталая  и  резвая  лошадка»;

 

«Дождик  льет  и  капает»;

   

 «Спой  имя»;

     

«Прогулка»;

 

«Кто  идет?» 

   

«Мышки   бегают».

 

 

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ  СЛУХ

«Птичка и птенчики»;

     

«Где  мои  детки?»;

   

«Кто  в  гости  пришел?»;

   

«Курица  и  цыплята»;

 

 

«Кто  в  домике  живет?»;

 

 

«Угадай-ка».

 

ДИНАМИКА

«Тихие  и  громкие  звоночки»  

   

«Веселые  киндеры»      

   

ТЕМБРОВЫЙ    СЛУХ

«Музыкальное окошко» 

 

 

«Угадай на чем играю»

 

«Кто это?»

   

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 

         ПРОЙДЕННОГО 

«Найди  игрушку»;

     

«Волшебный   мешочек»;

   

 

«Веселый   телефон»;

«Музыкальный волчок»;

«Буратино»;

   

«Веселые колпачки».

   

 



 

 

 

 

Приложение №8

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МДИ

в средней группе

 
  1. Кв.
  1. Кв.
  1. Кв.
  1. Кв.

ХАРАКТЕР  МУЗЫКИ

«Отгадай, что кукла  делает» (марш-пляска-колыбельная) ;

   

«Песня – игра –  марш»;

     

«Что  делают  зайцы»; 

 

 

«Солнышко  и  дождик».

     

ЧУВСТВО  РИТМА

«Музыкальные  молоточки»;

«Весёлый  паровоз»;

   

 «Весёлые  подружки»;

 

   

«Кто  едет  в  поезде?»;

«Кто  как  идет?». 

 

 

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ  СЛУХ

«Птичка и птенчики»;

     

«Барабан  и  треугольник»;

 

 

«Три  медведя»;

   

«Куры»;

   

«Качели»;

 

«Ну-ка, угадай-ка».

     

ДИНАМИКА

«Тише – громче в бубен  бей»

   

ТЕМБРОВЫЙ    СЛУХ

«Узнай  по  голосу»; 

   

«День рождение Петрушки»;

 

«Узнай инструмент»;

 

«Колпачки».

   

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 

         ПРОЙДЕННОГО

«До-ре-ми»

   

«Подумай и назови»

     

«Веселый   телефон»;

   

«Буратино»;

   

«Веселые колпачки».

   

Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально - дидактических игр и упражнений