Развитие музыкульного творчества детей младшего школьноговозраста на уроках хора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к музыкальному творчеству детей, как к одному из ведущих методов воспитания, возник еще в начале ХХ века. Можно заметить, что программы по развитию творческих способностей разрабатываются медленно. Те программы, которые существуют в большей мере ориентированы на уроки музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальная грамота. В то же время такой предмет как хор, обойден вниманием.

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество на уроках хора.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)


ГОУ СПО КОМУ

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ХОРА

 

 

 

 

 

 

Составила: Большакова Елена  Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

2006г.

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития общества одной из главных задач воспитания становится выявление и развитие творческих способностей каждого растущего человека. Поскольку увеличение числа «творческих детей» решает задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального, научно-технического прогресса, развития культуры.

До ХХ века исследованиям  творчества не придавалось существенного  значения, поскольку темп развития общества в целом совпадал со стихийным  появлением открытий и изобретений  в области техники, науки и искусства. На рубеже Х1Х ХХ веков начала складываться психология творчества как специальная область исследований. Особое внимание ученые обращали на особенности формирования творческого мышления и воображения в детском возрасте. С точки зрения многих психологов, в частности В.Давыдова, становление личности ребенка и формирование всех познавательных процессов тесно связаны с развитием его творческих возможностей; с умением находить нестандартные, оригинальные решения задач в интеллектуальной, нравственной и художественной сферах.

Наиболее продуктивные виды творчества связаны с художественной

деятельностью: рисованием, лепкой, танцем и музицированием. Каждый из видов искусства специфически влияет на формирование творческих способностей детей. При этом большинство искусствоведов и педагогов указывают на особую роль музыки в становлении человека, объясняя это некоторыми характерными особенностями воздействия мелоса на индивида, а также уникальностью и высокой степенью обобщенности музыкального языка. Музыка, как искусство, чрезвычайно благоприятна для формирования личности в целом и развития творческих способностей, творческого мышления и воображения в частности. Л.С. Выготский писал, что «музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки.

Интерес к музыкальному творчеству детей, как к одному из ведущих методов воспитания, возник еще в начале ХХ века. Можно заметить, что программы по развитию творческих способностей разрабатываются медленно. Те программы, которые существуют в большей мере ориентированы на уроки музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальная грамота. В то же время такой предмет как хор, обойден вниманием. На современном этапе развития музыкальной педагогики и психологии проблема формирования творческого музыкального мышления не утратила своей актуальности, что и побудило нас к рассмотрению данной темы применительно к детям младшего школьного возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить необходимость развития музыкального творчества на уроках хора.

Объект исследования: музыкальное творчество детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – процесс развития музыкального творчества на уроках хора.

Гипотеза: для повышения уровня развития музыкального творчества детей младшего школьного возраста необходимо использовать творческие задания на уроках по хору.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить литературные источники, посвященные проблемам детского творчества в целом и музыкального творчества в частности; осуществить теоретический анализ понятий «творчество», «творческая деятельность», «воображение», «музыкальное творчество», «музыкальная деятельность», «комплекс музыкальности».
  2. Исследовать влияние активности музыкальной деятельности, направленной на развитие некоторых компонентов комплекса музыкальности, на формирование музыкального творчества у детей младшего школьного возраста.
  3. Разработать систему заданий, связанных с творчеством для уроков по хору.
  4. Обосновать значимость использования данных заданий для развития музыкального творчества в целом.
  5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по методике развития музыкального творчества у детей младшего школьного возраста на уроках по хору.

В процессе экспериментального исследования по теме работы мы столкнулись  с проблемой недостаточного количества научных методик, направленных на изучение формирования музыкального творчества. В связи с этим потребовалась разработка критериев для оценки качества творческого мышления детей младшего школьного возраста, выдвинутых на основании научных трудов Б.Теплова, Н.Ветлугиной и К.Тарасовой, анализирующих становление комплекса музыкальности в целом. Следует указать на практическую значимость разработанных критериев, которые могут быть использованы в дальнейшем для диагностики музыкально-творческих способностей детей в качестве дополнения к уже существующим методам изучения творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ  ВОПРОСЫ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

1.1. Проблемы  психологии творчества в историческом  аспекте

 

 

Понятие «творчество» в широком  смысле слова выходит за рамки  психологической проблематики и рассматривается на стыке философии, эстетики, социологии, культурологии и других наук. Изначально ученые, художники, поэты, музыканты в процессе самонаблюдения пытались познать закономерности и механизмы, обуславливающие возникновение определенного нового психического продукта. По мере появления теоретических концепций творчества, по-разному трактующих одни и те же явления, возникла потребность в дефинициях таких понятий, как «творчество», «фантазия», «воображение».

В философии сложился гносеологический подход к теории творчества (Аристотель, Ламетри,. Кант). Ведущим понятием становится воображение, отождествляемое с фантазией. В большинстве теорий воображение представляет собой одну из разновидностей непосредственно чувственного познания. Тогда творчество понимается как психический процесс создания новых образов на основе переработки восприятия и представлений.

Несколько отличная точка  зрения связана с именем В.Вундта, - воображение есть особая форма  мышления. В этом случае творчество предстает как процесс создания новых представлений и мыслей на основе предыдущего опыта.

К началу ХХ века психология творчества выделяется как специальная  область исследования. Западные ученые углубились в изучение взаимосвязи  творчества с важнейшими психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением. Обобщение различных взглядов зарубежных психологов можно найти в работах Холмена, который раскрывает понятие «творчество» как «сплав восприятий, осуществленный новым способом ( Маккелар ), способность находить новые связи ( Кюби ), возникновение новых отношений ( Роджерс ), появление новых сочинений ( Меррей ), предрасположение совершать и узнавать новшества ( Лассуэль ), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям ( Жерар ), трансформацию опыта в новую организацию ( Тейлор ), воображение новых констелляций значений ( Гизелин )"»

Интерес к исследованиям  детского творчества обнаруживается к  середине ХХ века. Главный вопрос: является ли целью воспитания развитие творческого  потенциала личности, необходимо ли руководство в творческом развитии ребенка? Большинство зарубежных теоретиков провозглашают идею о биологической и средовой обусловленности творческой компоненты. Соответственно, целенаправленное воспитание вступает в конфликт с саморазвитием ребенка и нивелирует детей с задатками творческой деятельности. Согласно М.Монтессори, З.Фрейду, проф. Вейсмантелю, Д.Дьюи, в человеке все уже заложено от природы. Роль педагога сводится к тому, чтобы раскрыть и выявить то, что имеется в ребенке, создать среду для его саморазвития.

В США, Германии, Швейцарии, и Франции были разработаны специальные  учебные программы креативного  воспитания. Главная их задача - способствование  творческой деятельности. Основным критерием  творчества становится сам процесс, а не его конечный продукт. По мнению американского психолога Э.Фромма , творчество – «это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Американский психолог-гуманист Дж. Смит предложил 4 группы социальных условий, способствующих творческому развитию детей:

  1. Физические условия, то есть наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту с ними действовать.
  2. Социально-эмоциональные условия, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
  3. Психологические условия, у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
  4. Интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Своеобразная, рефлексологическая, точка зрения на творчество представлена в трудах отечественного физиолога  В.М. Бехтерева. Творческую ситуацию, по его мнению, является раздражителем, соответственно творчество есть нечто иное, как реакция на раздражение. Особое внимание Бехтерев уделяет вопросу формирования творческой личности. «Для всякого творчества, - писал он, - необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой деятельности. Непосредственным же определением ее задач является окружающая среда в форме данной природы, материальной культуры и социальной обстановки, - последней в особенности».

В советской психологии происходит окончательное формирование категориального аппарата психологии творчества. В целом можно сказать, что советские психологи, Л.С.Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, обобщили исследования своих западных коллег. Все эти авторы определяют творчество как целенаправленную деятельность человека по созданию общественно значимых, новых материальных и духовных ценностей. Наиболее, с нашей точки зрения, значительную роль в становлении современной российской психологии творчества сыграл Л.С.Выготский, взглядов которого мы будем придерживаться в данной работе.

Л.С. Выготский выделяет два вида творческой деятельности:

  1. Воспроизводящая или репродуктивная деятельность связана с работой памяти, сохранением и воспроизведением прежнего опыта индивида. Ее главная функция - облегчение адаптации человека к окружающей среде. Примера подобной деятельности  - срисовывание с натуры, фиксация воспоминаний об уже минувших событиях. Данный вид творческой деятельности играет немалую роль для познавательных процессов, обеспечивая мысленное воссоздание образов, осознание абстрактного материала, запоминание с помощью аналогий.
  2. Творческая или комбинирующая деятельность, основой которой является воображение или фантазия (Выготский отождествляет эти два понятия). Продуктом непосредственно творческой деятельности является создание новых образов, нового поведения в результате комбинирования элементов прежнего опыта человека.

Таким образом, во всех взглядах на проблему творчества отмечается, что  это прежде всего деятельность, в  результате которой создается новый  продукт. Проанализировав положения о детском творчестве таких авторов как Г.В. Лабунская, В.С. Кузина, И.Я. Лернер, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, мы пришли к пониманию термина «детское творчество» как:

  • Создание ребенком субъективно нового, значимого для ребенка продукта (в нашем исследовании – песни)
  • Придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ (аккомпанемент, подголоски и т.п.)
  • Применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (выразительность исполнения песни, инсценировка песни и т.п.)
  • Проявление ребенком инициативы во всем, поиск в процессе деятельности способов, путей решения задачи (в данном случае – музыкальной)

Из вышесказанного становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослого овладеть не могут, т.е. необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

Сложность проблемы развития творчества обусловлена большим  числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Эти факторы  объединяются в три группы:

  1. Природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
  2. Формы влияния социальной среды на развитие и проявление творчества.
  3. Зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.

В своем исследовании мы больше будем апеллировать к влиянию  на развитие музыкального творчества среды и деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности  формирования музыкального творчества.

 

Источником музыкального творчества выступает сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел  ребенок. То есть, важным психологическим  механизмом, регулирующим музыкальную творческую деятельность, многие исследователи считают восприятие. Как отмечал Л.С. Выготский, творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Информация о работе Развитие музыкульного творчества детей младшего школьноговозраста на уроках хора