Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:46, курсовая работа
Задачи исследования:
- раскрыть особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- определить содержание работы по развитию мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности;
- выявить уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации воспитателю по развитию мыслительных операций в процессе элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
2. Методика «Времена года».
Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции мышления.
Проведение методики:
Ребенку показывают картинку (Приложение 2) и просят, внимательно посмотреть на это рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.
3. Методика «Найди отличия».
Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.
Проведение методики:
Ребенку показывают 2 картинки (Приложение 3), на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.
4. Методика «Что здесь лишнее?».
Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.
Проведение методики:
В данной методике предлагается серия картинок (Приложение 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
5. Методика «Раздели на группы».
Цель: выявить уровни сформированности мыслительных операций у старших дошкольников: анализ, сравнение, обобщение.
Проведение методики:
Ребенку показывают картинку (Приложение 5) и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:
8-10 – высокий уровень,
5-7 – средний уровень,
0-4 – низкий уровень.
Сформулированные критерии и выделенные уровни сформированности у старших дошкольников мыслительных операций представлены в Таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Уровни и критерии сформированности у детей операций мышления
Уровни |
Критерии |
Баллы | ||||
Анализ |
Синтез |
Сравнение |
Обобщение |
Классификация | ||
Высокий |
За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле |
За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков |
За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал |
Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними |
Ребенок выделил все группы фигур за время до 2,5 мин |
8-10 |
Средний |
Ребенок заметил и
отметил все имеющиеся |
Ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение |
За отведенное время нашел 8-10 отличий |
Ребенок справился с задачей от 1,5 до 2,5 мин |
Ребенок выделил 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин |
5-7 |
Низкий |
За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной |
Ребенок правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и не назвал ни одного признака |
За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий |
Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился |
За время 3 мин выделил меньше чем 5 групп фигур |
0-4 |
В процессе обследования важно было вызвать интерес у каждого ребенка к данной деятельности, привлечь и сконцентрировать внимание на определенном задании. Для этого использовались игровые приемы, индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети охотно выполняли предлагаемые задания, но не все задания дети выполняли с одинаковым интересом. Например, большинство детей с большим удовольствием отнеслись к заданию «Нелепицы». Возможно, повышенный интерес к заданию отразился на результатах констатирующего этапа обследования, это задание дало самый высокий балл оценки. Некоторые дети отнеслись с большим интересом к заданию «Найди отличия», что позволило выполнить его достаточно быстро. С заданием на определение уровня сформированности операции обобщения и классификации дети испытывали трудности, как правило, это было связано с тем, что детям были не знакомы некоторые из представленных предметов. Данила К. успешнее остальных справлялся с предложенными заданиями, это было связано с тем, что он был более инициативен и внимателен. Самый низкий результат, практически по всем видам заданий показала Ангелина О., очень застенчивый и стеснительный ребенок.
Проведенные исследования показали уровни сформированности операций мышления у детей, которые отображены в Таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Уровни сформированности операций мышления у старших дошкольников
№ |
Имя ребенка |
Анализ (методика 1) |
Синтез (методика 2) |
Сравнение (методика 3) |
Обобщение (методика 4) |
Классификация (методика 5) |
Уровень | ||||||
1 |
Даша Д. |
8 |
В |
7 |
С |
8 |
В |
5 |
С |
4 |
Н |
6,4 |
С |
2 |
Рома Г. |
9 |
В |
8 |
В |
7 |
С |
6 |
С |
6 |
С |
7,4 |
С |
3 |
Данила К |
9 |
В |
9 |
В |
9 |
В |
8 |
В |
7 |
С |
8,4 |
В |
4 |
Никита И. |
8 |
В |
7 |
С |
4 |
Н |
3 |
Н |
2 |
Н |
4,8 |
Н |
5 |
Ангелина О. |
6 |
С |
5 |
С |
3 |
Н |
3 |
Н |
2 |
Н |
3,6 |
Н |
6 |
Катя Т. |
6 |
С |
6 |
С |
4 |
Н |
3 |
Н |
3 |
Н |
4,4 |
Н |
7 |
Яна Ш. |
6 |
С |
6 |
С |
4 |
Н |
3 |
Н |
2 |
Н |
4,2 |
Н |
8 |
Олеся О. |
6 |
С |
5 |
С |
3 |
Н |
3 |
Н |
3 |
Н |
4 |
Н |
9 |
Миша С. |
6 |
С |
8 |
В |
7 |
С |
5 |
С |
3 |
Н |
5,8 |
С |
10 |
Лена Д. |
5 |
С |
6 |
С |
7 |
С |
6 |
С |
4 |
Н |
5,6 |
С |
Исследования показали, что на высоком уровне 1 ребенок, на среднем –5 детей, на низком уровне – 4 ребенка.
Результаты отражены на Рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Уровни сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень – 1 человек, что соответствует 10%;
Средний уровень – 5 человек, что соответствует 50%;
Низкий уровень – 4 человека, что соответствует 40%.
Качественный анализ результатов.
Таким образом, из результатов видны различия в уровнях сформированности каждой операции. Операции обобщения и классификации стоят на более низком уровне по отношению к остальным операциям. Результаты свидетельствуют о необходимости проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Рекомендации воспитателям по развитию мыслительных операций посредством элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы предлагаем следующие рекомендации воспитателям по развитию мыслительных операций посредствам элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста рекомендуется провести разные виды трудовых операций, включающие различные занятия:
- «Мы дежурим». Цель этого занятия – закрепить знание детей о значении дежурства, побуждать к самостоятельному и добросовестному выполнению обязанностей дежурного по столовой и в уголке природы; развивать операции анализа и синтеза;
- «Сервировка стола к обеду». Цель занятия – формировать знания о процессе сервировки стола. Развивать восприятие трудового процесса, навыки обобщения и классификации;
- «Как правильно ухаживать
за комнатными растениями».
В деятельности воспитателя необходимо уделить внимание следующим аспектам. Следить за правильностью выполнения и последовательностью действий полива и рыхления растений. Необходимо, чтобы дети могли четко сформулировать и обосновать последовательность этих действий.
Учитывая возросший опыт детей в старшей группе, их знания и умения, рекомендуется реже использовать показ, предоставлять детям большую самостоятельность. Однако при этом необходимо контролировать их действия, повышать требования к качеству выполненной работы, уметь анализировать свою деятельность. Оценку давать доброжелательную и эмоциональную.
Чтение художественной литературы помогает детям способствовать формированию представлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему (М.Б. Улатова «Научись ремеслу», М. Волконский «Кто не работает, тот не ест», В.В. Маяковский «Кем быть», Е.А. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В.Т. Коржиков «Рассказы о таежном докторе», Джани Родари «Чем пахнут ремесла»).
Немаловажную роль играет и работа с родителями воспитанников группы. Для этого подойдут такие формы работы как родительские собрания, консультации (индивидуальные и коллективные), практические рекомендации по привлечению детей к домашним делам (совместным со взрослыми и самостоятельным). Важным моментом является оформление родительского информационного стенда, где можно размещать полезные советы и рекомендации по привлечению детей к труду. Также можно проводить мониторинги родительского мнения о содержании трудовой деятельности старших дошкольников детском саду, а также анкетирование с целью выявления знаний родителей о полезности трудового воспитания в формировании разносторонне развитой личности дошкольника.
Ванную роль играют организованные дежурства, как групповые, так и индивидуальные.
Прежде, чем распределить обязанности дежурных между детьми, надо напоминать, что необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также учить детей некоторым правилам распределения обязанностей.
При распределении между детьми заданий, используется такая последовательность:
1) рассказать детям о пользе труда, так как они должны иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;
2) перечислить детям весь объем предстоящей деятельности и представить его как одно общее задание для всех детей, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.».
Основное внимание во время работы детей надо обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.
Таким образом, мы не только перечислили весь объем предстоящей работы, но и выделили задания, которые стали содержанием труда отдельных дежурных. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», надо ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить свою работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.
Обращать внимание детей на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражали свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.