Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:11, курсовая работа
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о пред¬метах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.
В дидактической игре используются картинки. Всем известны «Игры парами», созданные Е. И. Тихеевой, разрезные картинки, игры с картинками типа лото.
Желательно в детском саду иметь серии картинок в соответствий с программой ознакомления детей с окружающий:
Желательно, чтобы картинки изображали не только то или иное живое существо, но и среду обитания или условия его жизни. Картинки должны быть достаточно крупными (примерно 15— 20 см), наклеенными на паспарту. Некоторые воспитатели используют настенное полотно, которое выполняет роль карты лото, заполняемое детьми по ходу игры.
В дидактической игре могут широко использоваться и обычные предметы обихода, а также природный материал: листья, цветы, плоды, семена, камни, песок, вода и т. д.
Но многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры-загадки, игры на противопоставление, на классификацию и др.
Дидактические игры проводятся в часы игр и используются как форма и прием обучения во время занятий. Игры могут быть проведены со всей группой детей, с небольшими группами и с отдельными детьми.
Руководство игрой требует большого педагогического мастерства, и такта, потому что, решая в игре и через игру ряд задач, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их. В руководстве дидактической игрой центральное место занимает определение содержания и тех задач, которые хочет разрешить воспитатель.
Планируя работу с детьми, воспитатель предусматривает и те дидактические игры, которые он применит на занятиях, и те игры, которые проводятся в часы игр. Следует также продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей:
Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, воспитатель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить средствами дидактической игры, потому что от этого часто зависит оформление замысла игры, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры. Например, в игре для младшей группы «Кто как кричит» может стоять задача выяснить, знают ли дети голоса животных. Ее содержание явится интересным поводом узнать о животных. Игра в этом случае используется воспитателем в целях возбуждения интереса детей. Но воспитатель может поставить и другую задачу — проверить, как дети усвоили голоса животных и различают ли они животных, по голосу. Эта же игра может иметь и частную задачу: поупражнять детей в звукопроизношении. Следовательно, одна и та же по содержанию игра может служить для решения разнообразных задач, причем новая задача придает ей новый смысл, делает игру новой и интересной для детей. Таким образом, можно проводить игры в разных вариантах [16, с.102].
Определив основные задачи и программное содержание, воспитатель придает игре игровой, замысел, намечает игровые действия, т. е. делает игру игрой. Через игровой замысел вызывается активный интерес детей к игре, личное отношение ребенка. Как только у детей возникает личная заинтересованность, появляются и активность, и творческие мысли, и действия, и переживания — все те проявления, без которых невозможна игра как специфическая деятельность.
Маленьких детей влечет само действие, торможение у них слабее, чем возбуждение, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово, и поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом действия— «пробным ходом». Правила игры малышам не сообщаются все сразу, они чередуются с действиями детей, и воспитатель продумывает их последовательность.
Правила игры для детей старших групп носят уже более обобщенный характер, но и они должны быть четко сформулированы, и ясно раскрывать заключенное в них содержание. Если в младшей группе правило непосредственно связано с показом действия, то для старших детей это необязательно, потому что дети способны запомнить правило и перспективно представить его роль в игре. Дети старшей группы способны к торможению непосредственного интереса, поэтому им можно одновременно сообщать ряд взаимно связанных правил. Если в младшей группе одно правило регулирует поведение и способ действия всех детей, то в старших группах в одной игре могут быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Например, в играх типа загадок одни правила для детей, загадывающих загадки, и другие — для детей, отгадывающих их. Но те и другие, вместе взятые, организуют поведение всех детей в игре.
По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей:
При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому — легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.
Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других. В ходе игры, которая развертывается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а между тем он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре. Руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей, но не навязчивым [7, с.81].
Маленькие дети сами не могут провести дидактическую игру, они не могут реализовать замысел в игровые действия, придерживаться содержания, самостоятельно следовать правилам и руководствоваться ими. Воспитатель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть
Уже в самом начале игры, в сообщении замысла, содержания игры очень важны образность и краткость речи воспитателя, скупой и выразительный жест, чуткое внимание к детям.
Сообщая правила
игры, он формулирует их кратко, отчетливо
и живо. Воспитатель проводит «пробный
ход» игры, т. е. показывает, как играть.
В играх со старшими детьми, когда
они имеют элемент соревнования
В процессе игры большое значение имеет темп, ритм игры. Замедленный темп вызывает утомление, так как медленные игровые действия задерживают ход игры, вызывают длительные ожидания очереди. Слишком быстрый темп возбуждает детей, вызывает суетливость, неотчетливость игровых действий, иногда споры. Воспитатель, участвуя в игре, устанавливает тот живой темп, который не вызывает торопливости и вместе с тем неутомителен для детей [2, с.58].
В ходе игры воспитатель, выступая в роли участника игры, не перестает быть педагогом: он направляет игру репликами, вопросами, незаметно поддерживает инициативу детей, усилия более слабых и поощряет их успехи, создает условия для проявления самостоятельности. Своими действиями, выполнением правил он подает пример детям, дает оценку неправильным поступкам и предупреждает их. Однако не каждая игра требует оценки, так как она заключена в самом результате. Анализ же игры, ее хода может разрушить настроение детей, снять игровой интерес. Дети играют ради игры. Особенно нужно быть осторожным в оценке игры, если она имеет сюжетный характер и дети выступают в какой-то роли. В оценке игры воспитатель поддерживает радость от игры всем коллективом или группой детей.
Оценка хода и результата игры, т. е. анализ того, правильно ли дети играли, отчего зависел их результат, возможна с детьми старшей и подготовительной групп, когда дидактическая игра носит спортивный характер или похожа на такие игры, как «шашки», «гуськи». Воспитатель, заканчивая игру, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующий раз будем играть еще интереснее...». Каждая игра может иметь несколько постепенно усложняющихся вариантов, в зависимости от разрешаемых задач.
Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные требования, своеобразие дидактической игры, воспитатель творчески создает новые игры, включаемые в фонд педагогических средств.
Каждая игра, повторенная несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые игры воспитатель поощряет, незаметно оказывая детям помощь.
Следовательно,
руководство дидактической
В практике работы с детьми (методика И.Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской) игры и игровые приемы используются для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами воздействия: режима относительного молчания; воспитания правильного речевого дыхания; общения короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения, развития познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности.
Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Найди свою игрушку
Цель. Та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.
Оборудование. Сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные свойства (цвет, форму, величину), по одной на каждого ребенка.
При первом проведении игры у всех детей должны быть игрушки, разные по своему назначению (например, машина, кукла, мишка, коляска, мячик). В дальнейшем они могут быть одинаковыми, но отличаться по отдельным признакам (например, две машины: одна большая, другая маленькая; две куклы: одна в красном, другая в желтом платье и т. п.).
Ход игры (проводится с подгруппой из. 4–6 детей). Педагог раздает игрушки, записывает, кому какую дал, и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время педагог собирает все игрушки, накрывает их салфеткой и предлагает всем найти свои игрушки. Дети по одному подходят к столу, ищут. Воспитатель либо одобряет действия ребенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не его игрушка, и спрашивает: «Чья она?» – затем помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Вновь педагог предупреждает, что скоро соберет игрушки и их надо будет опять искать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.
Найди свое место
Цель. Та же, учить ориентироваться в пространстве, создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке.
Оборудование. Игрушки по числу детей (разные по предметному назначению или по величине, цвету), бубен или барабан.
Ход игры (проводится вначале небольшими подгруппами из 4–6 детей, по мере усвоения – со всей группой). Участники игры рассаживаются на стулья, стоящие посреди комнаты. Каждому ребенку педагог дает какую-либо игрушку (кукла, мишка, собачка, кошка, погремушка, птичка, лошадка и др.) и показывает, как играть с ней (например, куклу и мишку можно укачивать, с собачкой и кошкой выполнять имитационные звуки «мяу», «ав-ав», птичку покормить с ладошки и т. п.). По сигналу барабана дети должны положить игрушки на стулья и побегать по комнате под звуки барабана (бубна). Когда звучание прекратится, им надо быстро прибежать к своим стульям и сесть. Чтобы найти свое место, ребенок должен опознать свою игрушку. Педагог следит за правильным выполнением действий, при необходимости помогает детям.
По мере усвоения игры во время бега детей можно переложить игрушки на другие стулья.
Будь внимательный!
Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание.
Оборудование. Шкафчик, выполненный из небольших по размеру коробок (выдвижные ящички), мелкие игрушки (бирюльки, элементы мозаики или пуговицы и др.), ширма.
Шкафчик состоит из трех коробок, которые образуют 3 ящичка: два – внизу, один – наверху, в дальнейшем количество ящичков увеличивается до 4–9, а расположение их варьируется.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога, педагог ставит на стол шкафчик, рассматривает его, открывает ящички. Достает мелкую игрушку, показывает ее и говорит: «Я ее спрячу, а вы запомните, в какой ящик я ее положила». Все действия педагог выполняет медленно. Затем закрывает шкафчик ширмой и 10 раз отстукивает ладонью по столу. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо показать, в каком ящичке спрятана игрушка.
Игра повторяется 2–3 раза. В дальнейшем число ударов по столу (отсрочка действия) увеличивается до 15–20 раз, увеличивается и количество ящичков, меняется их расположение.
Не зевай!
Цель. Развивать элементы
произвольного внимания, продолжать
создавать у детей
Оборудование. Яркие цветные платочки.
Ход игры. Дети сидят на стульях, поставленных в ряд. Педагог встает перед ними, в руках у него платочки. Приплясывая, помахивая платочками, зовет к себе детей, предлагая поплясать вместе. Каждого ребенка педагог поочередно называет по имени. Ребенок, услышав свое имя, должен встать, подойти к воспитателю, получить платочек и присоединиться к пляске. По окончании игры педагог хвалит всех детей.