Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:46, дипломная работа
Цель: выявить практические возможности развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть сущность понятия «оценочное отношение к музыке». 2. Выявить психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 3.Определить критерии развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. 4.Выявить формы и методы развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников
1.1.Сущность и структура понятия «оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного возраста.---------------------------------------
1.2.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.-----
Глава 2. Практические возможности развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста------------------------------
2.1.Задачи и организация диагностического исследования----------
2.2. Формы и методы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников----
Заключение --------------------------------------------------------------
Литература----------------------------------------------------------------------------
- сочинение мелодии с определённым эмоционально-образным наполнением при помощи набора детских музыкальных инструментов;
- сочинение ритмических «цепочек» и повторение их друг за другом в разной последовательности.
Все методы включаются в обучение постепенно и последовательно, иногда они могут сочетаться друг с другом. Их сочетание в процессе углублённой работы над музыкальным произведением позволяет не только многократно прослушивать его, но также способствует поддержанию и развитию интереса к слушанию музыки и её оценке. Применение методов зависит от конкретных задач, решаемых на музыкальном занятии, от степени сложности музыкального материала. Усложнение воспринимаемых музыкальных произведений может происходить следующим образом:
- восприятие музыки с одним неизменным образом;
- с одним образом, данным в развитии;
- С двумя контрастными образами;
- с двумя схожими образами;
- с двумя взаимодействующими образами;
- с одним неизменным образом и несколькими другими, сменяющими друг друга.
В работе «Музыкальное развитие ребёнка» (М., 1997г.) О.П.Радынова говорит о том, что успешность музыкального развития ребёнка зависит не только от методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности, но, прежде всего, от содержания музыкального воспитания; от расширения представлений детей о музыке разных времён и стилей, о шедеврах музыкального искусства.
То есть, формирование устойчивого ценностного отношения предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» детьми лучших образцов музыкальной культуры, представляющий собой насыщение детской жизнедеятельности музыкальными впечатлениями, расширение и обогащение интонационного опыта восприятия музыкальной классики.
С целью активизации мыслительной деятельности детей и побуждения их к оценочным проявлениям в процессе обучения могут использоваться различные формы организации музыкальной деятельности которые направлены на формирование оценочных процессов во всех видах музыкальной деятельности и отличаются друг от друга по форме диалога «музыка - ребёнок», а также по степени соотношения различных видов художественно-эстетической и музыкально-творческой деятельности.
Возможные формы организации музыкальной деятельности.
- беседа-концерт «музыкальная гостиная».
- диалог-драматизация «Встреча с королем жанром».
- игротека «музыкальная палитра»
- викторина «музыкальный ринг».
- комплексные музыкальные
Можно предположить, что
использование данных форм и методов позволит
сформировать оценочное отношение
к музыкальной классике у детей старшего
дошкольного возраста, которое проявляется
в эмоциональной отзывчивости на музыку,
в желании слушать музыкальную классику,
в использовании обоснованных эстетических
суждений на базе музыкально-эстетических
знаний, в активизации оценочной деятельности,
в адекватных содержанию музыки творческих
действиях.
Заключение.
Проведённое исследование психолого-педагогической литературы позволило сделать следующие выводы:
2. Здесь должны быть выводы по психофизиологическим особенностям ст. дошкольников
3. Были определены критерии оценочного
отношения к
музыке
детей старшего дошкольного возраста,
которыми являются: эмоциональная отзывчивость
на музыку, желание слушать произведения
музыкальной классики, степень аргументированности
суждений о музыке на основе активного
использования музыкально-эстетических
знаний, наличие творческих оценочных
действий и их адекватность эмоционально-образному
содержанию музыки. Полученные данные показали,
что дети
подготовительной к школе групп не владели
опытом восприятия высокохудожественных
образцов музыкальной культуры, не имели
необходимого запаса знаний о музыке и не могли выразить
отношение к ней.
4. Были выявлены формы и методы, которые, на наш взгляд ,будут способствовать активному развитию оценочного отношения к музыке у старших дошкольников, а именно:
Список литературы.
4.Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.:Музыка, 1974г., 49с-71с.
5.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании:2-е изд. Л.: Музыка, 1973г.- 142с.
10.Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. // Вопр. психол. 1968. № 4.- с.96-104г.
11.Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения
и отношения./ЛВопр.псих.
12.Божович Л.И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте. М: Просвещение. 1966г.-460с.
13.Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972г.-С.45-76.
14.Божович Л.И. Избранные психологические труды // Проблемы
формирования личности. М.: Междунар.пед.академия,
1995г.-209с.
15.Борев Ю.Б. Эстетика: 4-е изд. М.: Политиздат, 1988г.- 495с.
16.Брядов К. Формирование эстетического вкуса в старшей группе детского сада // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991г. - с. 25- 33.
17.Буров А.И. Эмоции, чувства, отношения. // Вопр. психол. 1966г. № 1- 14с-21с.
18.Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975г.-274с.
19.. Буткевич О.А. Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.:
Художник РСФСР, 2-е изд., 1983г. - 438с.
20.Бутник А.Г. Формирование
эстетического отношения подростков
к музыкальному искусству во внеурочной
деятельности:
Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991г.
- 18с.
21.Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 2-е изд., 1983г. - 233с.
22.Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980г.- 192с.
23.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976г.-142с.
24.Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. М.:Изд-воМГУ, 1984г.-287с.
25. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.
М.: Изд-во МГУ, 1990г.-283с.
26.Вишневская О.Б. Роль эстетического мышления в формировании личности: Автореф.дис. ...канд.филос.наук. С.-Петербург, 1991г. -17с.
27.Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. Сб. ст. под ред. А.И.Лентьева, А.В.Запорожца. М.: Педагогика, 1995г. 144с.
28.Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов.
- М.: Музыка,
1980г.-
256с.
29.Выготский Л.С.
Психология искусства. М.: Педагогика,
1987г.-
344с.
30.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: 3-е изд. М.: Просвещение, 1991г.-93с.
31.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. .Педагогика, 1999г. 533с.
32.Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982г.- 63с.
33. Гальперин П.Л. Методы обучения и умственного развития
ребёнка. М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1985г.-85с.
34. Гальперин П.Л. Введение в психологию.
М. Ун-т: 2000г. - 329с.
35. Герман Ш.М., Скатерщиков
В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание,1982г.-223с.
36.Гольдентрихт С.С.. О природе эстетического творчества. Изд-е 2-е, М: Изд-во МГУ 1977г. -246с.
37.Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974г.- 101с.
38.Горский Д.П. Отношения, их логические свойства и их значения в логике. Учёные записки МГУ, 1954г.
39.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.-
М.:МИП «N В
Магистр», 1993г.- 191с.
40.Гордеева И. Развитие
языка эмоций у детей.// Вопр.псих.
1995г.№2.
41.Григорьянц К.С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности: Автореф. канд. ...фил. наук. М., 1991г.-22с.
42.Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. М.: Наука, 1980г.-181с.
43.Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987г.-285с.
44.Гусарова И.Л. Эстетическое воспитание в детском саду. Л.: ЛГПИ, 1974г.-71с.
45.Гусаковская Л.А. Эстетический вкус как средство формирования всесторонне и гармонически развитой личности: Автореф. дис. ...канд. философ, наук. М., 1982г.- 15с.
46.Давыдова С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1991г. - 17с.
47.Джола Д.Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научных трудов. - М: АПН СССР, 1991г.-С. 19-24.
48.Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985г.- 160с.
49.Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М: Политиздат, 1978г.-220с.
50.Додонов Б.И. В мире эмоций. К.: Политиздат, 1987г. - 139с.
51.Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. М: Педагогика, 1984г. - 127с.
52.Егорова Р.А. Воспитание эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся дошкольных отделений педагогических училищ: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1986г.- 25с.
53.Житная И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Р.-на- Дону, 1997г. - 17с.
54.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М: Просвещение, 1967г.- 322с.
55.Запорожец
А.В. Развитие
восприятия и
деятельность//
Хрестоматия по ощущению
и восприятию. М.:Изд-во
МГУ,1975г.-400с
56.Зырянова
О.Ю. Изобразительная деятельность детей
6-8 лет как средство формирования эстетического
отношения к природе:
Автореф. дис. ... канд.пед.наук. М.,2000г. -18с.
60.Ивин А.А. Основания логики оценок. М.: Изд. МГУ, 1970г.- 310с.
61.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение,
62.Иванченко Г.В. Опосредование в восприятии музыки: Автореф.
дис. ...канд. псих. наук. М., 1995г. - 20 с
63.Искусство в системе культур. Под ред. М.С.Кагана,
Наука,1987г.-272с
64.Каган М.С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972г.- 422.
65.Каган М.С. Системный подход к комплексному изучению
искусства // Методологические проблемы современного
искусства. В.З. Л., 1980г.-138ст
66. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе
// Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989г.156с.
67.Каган М.С. Музыка в мире искусств. С.-Петербург, 1995г.
68.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972г. - 383с.
69. Назайкинский Е.В. Оценочная
деятельность и восприятие
музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка,
1980г.- с. 195-228.
70Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988г. -254с.
71.Непомнящяя Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992г. - 160с.
72.Николаев Ю.П. Эстетическое сознание как элемент культуры общества. М, 1994г. - 20с.
73.Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.:Педагогика, 1989г.-278с.
74.Овчинникова А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школ: Дис. ...докт. пед. наук. Елец, 1998г.
75.Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983г.-80с.
76.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М.: Педагогика, 1980г.- 271с.
77.Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. К.: Муз. Украина, 1975г.- 179с.
78.Остроменский В.Д.Формирование музыкального познания. Кишенёв: Штиинца, 1988г. - 154с.
79.Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: Автореф. дис. ...канд. пед наук. М., 1984г. - 19с.
Информация о работе Развитие оценочного отношения к музыке у старших дошкольников