Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа
В современных условиях множество социально - экономических проблем, с которыми столкнулся Казахстан, в значительной степени явились результатом утраты патриотических чувств у большой части населения нашей страны. Лишь в последние несколько лет, были осознаны значимость патриотизма и патриотического воспитания как факторов, способствующих повышению уровня сознания каждого члена общества, его отношения к стоящим перед страной задачам и развитием самого государства. Стихийные перемены в современном обществе оказывают мощное воздействие на детей, на их несформировавшегося сознания, чувства, неокрепшую волю. Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современном Казахстане[
Занятия развивают у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему его миру, к своему внутреннему «Я». Ненавязчивое, но постоянное предложение правил этикета и приобщения через адаптационные процессы к изменяющимся условиям внешней среды межпредметного общения дают ребенку широкий диапазон навыков для формирования национального самосознания, уважения к себе, родственникам, окружающим людям, родителям, воспитания патриотизма к своей Родине. В данном случае можно рекомендовать занятия по изобразительному искусству приуроченные к праздникам, например 7 мая – День Батыра (Приложение А)
Средства достижения цели были в течении года разнообразны. Это проведение занятий с внедрением элементов этнопедагогики по психологии, валеологии, экологии, занятия по казахскому и русскому языков. Отмечено, что многие дети проявляют большой интерес к казахской и русской культуре.
Патриотизм у детей воспитывается с применением народной педагогики. Одной из характерных черт народной педагогики является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. Отец, мать первые воспитатели в семье, бабушка и дедушка, пожилые люди вообще это неофициальные безымянные народные педагоги-воспитатели. В книге «Приличия» (1907 г.), «Пропаганда казахам». поэта, журналиста, просветителя Мухамматсалима Кашимова вошли сочинения для детей, написанные в форме бесед и советов. «…У нас в народе говорят: «Я до тебя сносил не одну рубаху» А смысл этих слов в том, что он вперед познал мир и достиг большего понимания…» [11, с. 97].
На занятиях по изобразительной деятельности можно знакомить детей с загадками разных народов, проводить народно-дидактические игры «Вершки-корешки», «Съедобное-несъедобное» На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся со сказками тех народов, представители которых есть в детском саду («Алдар-көсе и жадный бай», «Терешечка», «Заюшкина»), потешками (Сидит,сидит зайка и др.), скороговорками.
Через игры реализуется самодеятельность детей: жеребьевки, считалки, пение, декламация.
Немаловажную роль в патриотическом воспитании дошкольников играет знакомство детей с такими замечательными праздниками как «Қыз сыны», «Сиқырлы қазан», «Масленница», которые отражают традиции народов.
Следует подчеркнуть,
что для ребенка дошкольного
возраста характерны кратковременность
интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Поэтому неоднократное
Следует подчеркнуть,
что трудности в ознакомлении
детей с бытом, традициями, отдельными
историческими моментами
2.3 Диагностика
по определению уровня
При диагностике детей дошкольного возраста с целью определения уровня патриотизма можно определить следующие уровни сформированности патриотизма у детей дошкольного возраста: высокий, средний, низкий [12, с. 59].
Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях, проживающих в Казахстане. Дети знают название столицы и других городов Казахстана. Могут определить символику Казахстана, знают текст гимна.
Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых не совсем полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях, проживающих в Казахстане. Дети знают название столицы, но затрудняются с названием других городов Казахстана. Затрудняются определить символику Казахстана, знают текст гимна.
Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях, проживающих в Казахстане. Дети не знают название Столицы, не знают других городов Казахстана. Затрудняются определить символику Казахстана, не знают текст гимна.
Диагностические параметры представляют собой вышеназванные критерии, которые оцениваются по трехбалльной шкале (1-3).
«1» балл выставлялся тогда, когда критерий проявлялся редко или был недостаточно выражен.
«2» балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся часто и был достаточно выражен.
«3» балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся всегда и был ярко выражен.
Каждый из диагностических критериев оцениваетися коэффициентом (К1, К2, К3), который вычисляется по формуле:
После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находится средний коэффициент по формуле
К= К1+3К2+К3
По среднему коэффициенту можно определить три уровня воспитанности патриотизма общения у испытуемых детей. Если К лежит в пределах 0,8-1 баллов, то уровень высокий. Если К лежит в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень средний. Если К менее 0,6 баллов, то ребенок находится на низком уровне воспитанности межнационального общения.
С целью выявления уровня межнационального общения можно использовать следующие диагностические методики.
Методика «Сестренки».
Детям предлагается творческое задание: завершить рассказ педагога. Детям экспериментальной группы было предложено такое начало рассказа: «Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя смуглыми девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие то непонятные слова (оказывается она поздоровалась по-татарски), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Зуля и Ася. Недавно они приехали из Татарстана, и теперь будут ходить в наш детский сад. А дальше вот что произошло…» «Так что же произошло потом?» Дети, придумывая концовку рассказа, прямо или косвенно проявляли уважение к ребятам другой национальности, проявляли разное отношение к детям другой национальности. Благодаря данной методике мы выяснили общее впечатление об отношении детей дошкольного возраста к сверстникам других национальностей, и об уровне сформированности межнационального общения у детей нашей группы.
Контрольный опрос для определения уровня знаний о других нациях и народностях.
Беседа проводится по следующим вопросам:
1.Это красивая
кукла – русская, а этот
нарядно одетый мальчик –
2.На каком
языке мы с тобой
3.Какие народы и национальности живут в нашей стране?
4.Как ты думаешь, чем они отличаются?
5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?
6.Хорошо это или плохо, что в Казахстане живут представители разных народов: казахи, русские, татары, молдаване, украинцы, цыгане, грузины, немцы…? Почему ты так думаешь?
7.Какие страны ты можешь назвать?
Ответы каждого ребенка фиксируется на отдельных карточках.
Таким образом,
своевременная диагностика
Заключение
В ходе исследования мы рассмотрели особенности патриотизма детей в дошкольной организации. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Осуществление патриотического воспитания детей на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов обеспечивает целостность и эффективность данного процесса.
Также мы рассмотрели формы, методы и средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических. Скорее всего, можно говорить об использовании сочетаний традиционных и нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников. В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр.), обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.
Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам.
Например, программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) «Зерек бала» ставит задачей формировать патриотические и гражданские чувства, чувства сопричастности к явлениям общественной жизни, чувство любви к Родине, семье, уважение к старшим.
С целью выявления уровня развития чувства патриотизма и межнационального отношения нужно использовать диагностические методики, например «Сестренки», а также проводить опросы с целью определить знания ребенка о государственных символах и уровень знаний о других нациях и народностях.
.
Список использованной литературы
Информация о работе Развитие патриотизма у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности