Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:57, курсовая работа
Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знании предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.
Введение..........................................................................................стр.2
Глава I. Теоретические основы проблемы математического развития детей на современном этапе…………….………………………...........стр.6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей дошкольного возраста………....стр.6
1.2. Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике ………………………………………………………….….стр.11
1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста………………………………………….…………....................стр.15
Выводы по I главе .…………………………………………………….... стр.21
Глава II. Проект работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...............стр.22
2.1.Изучение опыта работы воспитателей МБДОУ по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста………………………стр. 22
2.2. Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..................стр.26
Выводы по II главе…………………….………………….………………стр.30
Заключение………………………………………………………………. стр.31
Список литературы……………………………………………………..стр.32
Задачи:
1. Упражнять в решении
задач на сложение и вычитание,
самостоятельном составлении
2. Проверить правильность
изображения геометрических
3. Развивать внимание, сообразительность.
Оснащение: силуэты двух домов: четырехэтажного и пятиэтажного. Два набора карточек с цифрами: от 0 до 5 и от 0 до 6. Квадратный лист бумаги, фломастеры. Мяч. 10 кругов – "кочки". Два набора бумажных "лепестков" и "серединок" ромашек.
Непосредственная образовательная деятельность.
Воспитатель: Ребята, скоро вы станете первоклассниками. Сегодня мы узнаем, как вы готовитесь к школе. Для этого мы собрались в Клубе Веселых и находчивых. Вы будете решать задачи, выполнять задания на смекалку. В заседании Клуба принимают участие две команды: "Знайки" и "Почемучки".
В состав жюри входят заведующий, старший воспитатель и воспитатель старшей группы.
В наш Клуб мы пригласили клоунов Лепу и Клепу, но прийти они не смогли, так как у них сейчас идут занятия в цирковой школе. Но они заранее подготовили для вас задание. Чтобы успешно его выполнить, проведем разминку. Отгадайте загадки и ответьте на вопросы.
1. Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (Ноты)
2. Две-в руках, две-в ногах,
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда-
Только лягут два следа. (Лыжи)
3. В одном аквариуме 4 рыбки,
А в другом – ни одной.
Сколько рыбок в двух аквариумах? (4)
4. На столе 4 яблока.
Одно из них разрезали пополам.
Сколько яблок на столе? (4)
5. Курица, стоящая на двух ногах, весит 2 кг.
Сколько весит курица, стоящая на одной ноге? (2 кг)
6. Три человека ждали поезд 3 часа.
Сколько ждал каждый? (3 часа)
В.: Молодцы! Теперь вы без труда сможете выполнить задание клоунов. В нем говорится, что Лепа и Клепа живут на улице Веселых Человечков: Лепа в доме № 5, Клепа в доме № 6(прикрепить дома). В эти дома собираются вселиться числа. Клоуны просят расселить числа по этажам так, чтобы на каждом этаже дома № 5 жили числа, составляющие число 5, а в доме №6 жили числа, составляющие число 6. (Работа у доски по 2 человека от каждой команды). Проверка детьми.
А сейчас конкурс капитанов. Сейчас мы проверим, дружите ли вы с геометрическими фигурами. Нужно нарисовать на квадратном листе белой бумаги разные геометрические фигуры, закрасить их, назвать и описать расположение фигур на квадрате.
В.: Пока капитаны выполняют задание, команды вспомнят загадки и загадают их своим соперникам.
1. У кого одна нога,
Да и та без башмака? (У гриба)
2.Два близнеца – два братца
На нос верхом садятся. (Очки)
3. Пять братьев - у всех одно имя,
Годами равные, ростом разные. (Пальцы)
4. Четыре, а ходить не может. (Стол)
5. В году у дедушки - четыре имени.
Что это? (Зима, Вена, Лето, Осень)
6. Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков.
Как рада, что уже нашла
Себе таких, как вы, дружочков. (Цифра 8)
7. Братцев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом.
Попрощается последний-
Появляется передний. (Дни недели)
8. Четыре ушка, два брюшка. Что это? (Подушка)
Проверка задания у капитанов.
Результат жюри.
В.: Давайте поиграем в игру "Дни недели". Я буду бросать мяч и называть вам какой-нибудь день недели. Вы должны поймать мяч и назвать все дни, которые идут вслед за этим днем. (В кругу)
Вход клоуна Лепы.
Физ. минутка. Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим,
Девять, десять – работаем вместе.
В.: Лепа, что случилось? Ведь ты же в цирковой школе должен быть? И что ты ищешь?
Лепа: Я и был в коле. Сейчас идет урок математики, и учитель дала задание найти смешные числа. Вот я и ищу.
В.: Ты все перепутал. Не смешные, а смежные числа.
Лепа: Да не все ли равно-смешные, смежные.
В.: Ребята, объясните Лепе, пожалуйста, что такое смежные числа.
Дети: Это соседи заданного числа.
Лепа: Ничего не понял. Объясните как-то по-другому.
Игра "Назови соседей" (воспитатель называет числа)
В.: Ты понял, Лепа, какие числа называются смежными?
Тепа: Теперь понял.
В.: Наши дети умеют считать в прямом и обратном порядке и знают цифры.
Игра "Не промочи ноги"
Лепа: Ой, умеют они считать, нашли, чем хвалиться! Мы в школе уже задачи решаем.
В.: Сейчас мы проверим, как ты задачи решаешь. Представь, что тебе дали пять конфет. Одну конфету ты отдал Клепе. Сколько конфет у тебя осталось?
Лепа.: Пять.
В.:Пять?
Лепа: Пять.
В.: Ну почему пять, ведь ты отдал одну?
Лепа: Никому не отдам, я сам конфеты люблю!
В.: Дети, правильно Лепа решил задачу?
Дети: Нет!
В.:Сколько конфет у него должно остаться?
Дети: Четыре.
В.: Правильно! Лепа, с друзьями надо делиться. Тебе не стыдно?
Лепа: Стыдно.
В.: Ладно, поверим тебе. Слушай задачу. У тебя два воздушных шара и у Клепы – один. Сколько шаров у вас обоих вместе?
Лепа: А что мы будем делать с этими шарами?
В.: Зачем тебе это нужно знать?
Лепа: Надо!
В.: Представь, что вы пойдете с ними на парад.
Лепа: А ветер на улице будет?
В.: Допустим, будет.
Лепа: Сильный?
В.: Сильный.
Лепа: Тогда у нас не будет ни одного шара.
В.: Почему?
Лепа: Потому что ветер унесет в небо.
В.: Дети, правильно Лепа решил задачу?
Дети: Нет!
В.: Скажите, сколько всего шариков у Лепы и Клепы?
Дети: Три.
В.: Лепа, ты нас, конечно, развеселил, но эту задачу ты не решил.
Лепа: Какие-то задачи у вас неправильные. Пусть дети сами придумают задачи (диаграммы на сложение и вычитание) (по три задачи от каждой команды, решение у доски по 1 задаче).
После решения. Из чего состоит задача?
Результат жюри.
Лепа: Хвалит детей. Я хочу посмотреть, как вы из бумажных лепестков цветы умеете собирать. Одной команде состав числа 7, а другой -8 (по 2 человека от команды).
Игра «Собери цветок».
Проверка задания. Клоун хвалит детей.
Лепа: Я понял, что мне еще надо учиться и учиться, чтобы стать таким же умным и сообразительным, как вы. До свидания!
В.: Молодцы, ребята! Вы все старались не подвести свою команду. Хорошо придумывали и решали задачи, считали, располагали геометрические фигуры на листе и описывали их расположение. Вы уже знаете, что такое смежные числа, умеете составлять число из двух меньших. Каждый из вас может с гордостью носить звание члена Клуба Веселых и Находчивых.
Слово жюри.
Конспект развлечения по развитию математических представлений в подготовительной группе
Задачи:
1. Закреплять знания о геометрических фигурах, о составе числа из двух меньших;
2. Упражнять в ориентировке по плану, в счете до 10;
3. Развивать глазомер, мышление,
сообразительность.
Ход развлечения
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поиграть в игру «Что? Где? Когда?»
Итак, представляем участников игры:
1. Снегирева Ксения – мечтает стать зубным врачом.
2. Иванов Андрей – хочет стать машинистом.
3. Титова Оля – любит
делать прически и будет
4. Ледовских Катя – будущий кондитер.
5. Снегова Алина – хочет работать в детском саду.
6. Съедин Алеша – будущий водитель.
7. Афанасов Саша – любит
хоккей, и хочет стать
8. Капитан команды –
Шилов Коля – будущий
Послушайте правила игры:
Капитан команды крутит волчок. На какую цифру укажет стрелка, на тот вопрос и будет отвечать команда. На обдумывание вопроса дается 2 минуты (ставлю песочные часы). За 2 минуты высыпается песок.
А теперь мы начинаем игру.
1 раунд.
Против знатоков играет заведующий детским садом "Василек" Бабушкина Светлана Викторовна.
Внимание, вопрос: Вы должны сложить 4-х этажный дом с четырьмя окошками на каждом этаже. Окошки должны быть закрыты. (Д/игра "Рамки и вкладыши Монтессори").
А теперь расскажите, какой формы окошки получились у вас на каждом этаже.
2 раунд.
Против знатоков играет старший воспитатель детского сада"Василек" Глазкова Лидия Владимировна.
Внимание, задание: Перед вами фигура, состоящая из 9 квадратов. Нужно убрать 4 палочки так, чтобы осталось 5 квадратов. В фигуре, похожей на грибок, переложить три палочки, чтобы получилось 4 треугольника. (Упражнения на выкладывание из палочек)
3 раунд.
Супер – блиц. Против знатоков играет воспитатель подготовительной группы Хамидуллина Гуля Захаровна.
Играет капитан команды.
Внимание, вопрос: На таблице нарисованы домики, но в одном ряду домика не хватает. Его надо дорисовать. Почему ты дорисовал такой домик? Какой формы окошко? Какой формы крыша?
4 раунд.
Сектор № 4. Против знатоков играет музыкальный руководитель Пригоннова Наталья Геннадьевна. Она прислала вот такой дом. Сколько в нем этажей? Кто живет в доме? Одинаковое количество жильцов на каждом этаже? Сколько мишек живет на 1 этаже? (и т.д.). Какой № дома?
Внимание, задание: На каждом этаже должно жить столько зверюшек, какой № дома (7).
Как вы расселили их? Расскажите.
Например: 7 – это 6 мишек и 1 белочка. 7 – это 6 и 1 (Игра «Рассели зверюшек»).
5 раунд.
Сектор № 3. Против знатоков играет руководитель физической культуры Егорова Раиса Григорьевна.
Она прислала вам игру "Кто первый?" (по 1 комплекту на 2-х детей).
Внимание, задание: Вам надо подобрать из частей полосок мостик, веревочку, лестницу, чтобы добраться до флажка. Там вы найдете сюрприз. Играете вы по двое. Если 1 играющий ошибается, то ход переходит к другому игроку. Ваш путь обозначается фишками разного цвета.
Следующий сектор – музыкальная пауза.
Дети выполняют разминку ("Танец маленьких утят").
6 раунд.
Против знатоков играет воспитатель средней группы Королева Альфия Камильевна.
Она передала вам вот этот план. (Игра "Как найти дорожку").
В этом лесу растет елочка, под которой живут 3 поросенка. Вот вам небольшая подсказка (схемы). Даю по 1 плану на 2-х детей. Расскажите, как вы будете идти. Все нашли эту елочку?
Ну, вот все задания выполнены.
В конце победители – знатоки награждаются призами – оригами и памятными дипломами.
НОД по ФЭМП "Сокровища Старого Замка"в подготовительной группе
Обучающие задачи:
Уточнить и закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные.
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Закрепить знания о составе чисел 4, 5, 6, 7, из двух меньших чисел.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математической деятельности.
Демонстрационный материал: модели дней недели, времен года, картинки с изображением месяцев домика для заселения цифр.
Оборудование: магнитная доска, корабль, игры Воскобовича.
Ход деятельности:
Заходим в групповую комнату. Приветствуем приглашенных гостей. Рассаживаются на ковре перед ними лежат матросские шапки или воротники.
Воспитатель: Ребята я сегодня читала газету и увидела одно объявление, которое меня заинтересовало. Вот оно послушайте. "Фея Математики приглашает умных, внимательных и сообразительных на поиски клада".
Ребята я предлагаю воспользоваться предложением нашей Феи и отправиться в морское путешествие. Поскольку в пути нас будет ждать много заданий, то и наша команда должна уметь справляться со всеми заданиями какими трудными они не были, и поэтому я устрою вам небольшую проверку.
Воспитатель: Если мы завтракаем утром, то ужинаем…
Дети: вечером.
Воспитатель: Если сегодня вторник, то завтра будет …
Дети: среда.
Воспитатель: Если сейчас декабрь, то следующий месяц будет…
Дети: январь.
Воспитатель: Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа …
Дети: позже Саши.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?
Дети: Младше сестры.
Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся на остров?!
Воспитатель: Я предлагаю вам из геометрических фигур построить нам транспорт.
Воспитатель: Приступайте к строительству.
Дети работают за столом.
- Я предлагаю вам разбиться на пары о из геометрических фигур, которые находятся на столе построить нам трнаспорт.
- Из каких геометрических фигур он состоит?
- Какого они цвета?
Воспитатель: Вот и все готово. У нас есть машина на которой мы доедем до порта. А я слышу гудок парохода и предлагаю добраться на остров на корабле. Ну, вот мы и готовы ну что отправляемся.
Воспитатель: Итак, отправляемся. Приготовьте пульт управления. Начинаем отсчёт.
Вы сейчас должны сосчитать до 10 и обратно.
И вот мы уже в море.
Воспитатель: – Ой, а на море опустился туман времени. Я думаю, что это Фея усложняет нам путь. А на нашем корабле появилась доска с заданием. Нам надо его выполнить. А туман рассеется только после того как мы выполним задние и соберем модель дней недели.
- Ребята, а что означает этот круг? Это модель обозначает дни недели. По стой модели Фея узнает какой сегодня день недели.