Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить систему педагогических условий по развитию познавательной активности и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1). рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых
2). определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых
3). выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых
4). методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности обучающихся….7
1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»……………………...7
1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых ………………………………………………………..11
1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся ………………….15
Глава 2. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам……………………………………………………………………..19
2.1 Сущность активных методов………………………………………………..19
2.2 Особенности активных методов…………………………………………....23
2.3 Виды методов активного обучения………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

     а). Осуществление творческого сотрудничества  в процессе преподавания экономических  дисциплин достигается созданием  в каждом занятии атмосферы творчества, поддержкой, помощью обучаемым в преодолении познавательных трудностей, совместным исследованием изучаемых вопросов.

     б). Широкие возможности создания  творческой атмосферы на занятиях  по экономическим дисциплинам  представляют сочетание фундаментальности и профессиональной направленности обучения в высшей школе.

     в). Способствуют осуществлению творческого  сотрудничества на занятиях совместное  исследование учебных вопросов  и проблем преподавателем и  обучаемыми.

     г). Создание на занятиях атмосферы творчества достигается в том случае, если преподавателю удается привлечь обучаемых к открытию новых для них знаний, когда большую или меньшую часть пути к новым знаниям обучаемый проходит сам.

     д). Творческое обучение возможно  тогда, когда определено, что именно нового для обучаемых будет дано в материалах занятия, и когда удается избрать путь к этому знанию, позволяющий обучаемым самим сделать открытие.

     е). Осуществление творческого сотрудничества  на занятиях достигается поддержкой  обучаемых в преодолении познавательных трудностей, воодушевлением их, помощью в проявлении познавательной активности.

     ж). Стимулирует сотрудничество с  обучаемыми на занятиях обращение  преподавателя к применению средств  наглядности.

     з). Одно из направлений создания на занятиях по экономическим дисциплинам атмосферы творческого сотрудничества - всесторонний учет личностных качеств, индивидуальности обучаемых.

     Познавательная активность как  качество личности развивается  у обучаемых и в ходе диалогов  и дискуссий при изучении различных дисциплин. Плюрализм мнений, расширение гласности подняли значение умения полемизировать, культуры дискуссий на новую высоту. На семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы, во время дискуссий, как планируемых заранее, так и возникающих спонтанно, во время "круглых столов", пресс-конференций, в дискуссионных клубах преподаватели помогают обучаемым преодолевать трудности в доказательстве своей точки зрения, в подборе аргументов в пользу правильности своих утверждений, в соблюдении правил полемики.

   При изучении особенностей функционирования познавательной активности отмечаются:

    -уровень развития внимания, памяти, воображения;

    - успешность преодоления познавательных  трудностей;

    - частота выступлений на занятиях  и постановки вопросов перед преподавателем;

    - развитие навыков самостоятельного  познания;

    - умение выделять главное, доказывать, излагать знания;

    - участие в научной работе;

    - помощь товарищам по учебе  [7, с. 17]. 

     Таким образом, познавательная  активность в ее конкретном проявлении сугубо индивидуальна.

     Эффективное развитие творческой  познавательной активности у  обучаемых на занятиях по экономическим  дисциплинам, обеспечивается их  совместной с преподавателем  деятельностью в ходе учебного  процесса через целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых, творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на занятиях, широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализацию работы по развитию познавательной активности. Определение особенностей познавательной активности обучаемых осуществляется преподавателем в процессе беседы, в ходе наблюдений на занятиях, с помощью развернутой оценки познавательной активности. 
 
 

 

    Глава 2.Использование  активных методов  на занятиях по экономическим дисциплинам

    2.1 Сущность активных  методов

     Несмотря на то, что о методе  обучения накоплены обширные  знания, существуют значительные  расхождения в его определении  и теоретическом осмыслении.

     Наиболее устоявшееся современное  определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».

     В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы как объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские.

     В литературе можно встретить  деление методов обучения на "активные" и "пассивные", хотя психология  не признает такого сочетания:  в человеческой деятельности  активным или пассивным, может  быть сам человек, а не метод.

     Именно активные методы обучения, используемые при преподавании экономических дисциплин, помогают учащемуся раскрыться как личности

     Активные методы обучения- методы  обучения, позволяющие вовлечь учащихся  в конкретную ситуацию, погрузить  их в активное контролируемое  общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми [9, с. 28].

     К методам активизации учебного процесса относятся методы проблемного обучения, методы деловой игры и дискуссии. Они предполагают такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит относительно самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

     Современные педагогические технологии  акцентируют педагога на умения  конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую  среду, в которой возможна реализация  активных методов обучения. Но  особое внимание уделяется, интерактивным методам - методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт.

     Являясь одними из наиболее  эффективных методов группового  взаимодействия, активные методы  усиливают развивающие и воспитательные  эффекты обучения, создают условия  для открытого выражения учащимися  своих мыслей, позиций, обладают  возможностью воздействия на их взгляды.

     При этом создаются условия,  в которых учащиеся вынуждены  оперировать понятиями разного  масштаба, включать в решение  проблемы информацию разного  уровня, знания, относящиеся к разным  наукам и дисциплинам. Соединение  в сознании человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию - новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

     В профессиональном обучении  активные методы могут применяться  на тех занятиях, когда обмен  знаниями, мнениями и убеждениями  может привести к новому взгляду  на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих  людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.

     Выбор активных методов обучения  должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

     · освоение предметных знаний;

     · умение применять эти знания  на практике (в контексте учебной  дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

     · овладение междисциплинарными  умениями;

     · коммуникативными умениями;

     · умениями работать с информацией,  представленной в различном виде;

     · овладение информационными  технологиями и их использование  при решении различных задач;

     · умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы [6, с. 29].

     Активная мыслительная и практическая  деятельность обучаемых в учебном  процессе является важным фактором  повышения эффективности усвоения  и практического освоения изучаемого материала на уроках экономики.

     Существуют различные классификации  методов активного обучения.

     Так некоторые исследователи  относят к ним игровое проектирование, имитационный тренинг, разыгрывание  ролей, анализ конкретных ситуаций, проблемный метод и т.д.

     Специалисты по активным методам  по-разному оценивают их эффективность  в усвоении учебного материала.  Так, если при ле-ционной форме  изучения материала усваивается  не более 20% информации, то в деловой игре - до 90%.

     Сторонники когнитивной психологии выделяют так называемые "интерактивные методы", использование которых они соотносят с перечнем характеристик, позволяющим определить когнитивный стиль каждого обучаемого и, в итоге, подобрать наиболее эффективную технологию обучения. К интерактивным относятся как традиционные методы (лекция, открытая дискуссия), так и инновационные (рефлексия, имитация, дебаты, мозговой штурм). Реализация активных методов в подготовке будущих специалистов повышает интерес к учебным занятиям и будущей профессии учащихся. 

 

    2.2 Особенности активных  методов

     Активное обучение повышает мотивацию  и вовлеченность учащихся в  решение обсуждаемых проблем,  что дает эмоциональный толчок  к последующей поисковой активности  учащихся.

     Эффективность обеспечивается за  счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы активного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

     Отличительной особенностью всей  группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится  в ситуациях, максимально приближенных  к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном учебном процессе.

     Одним из важных требований  к выбору методов обучения  является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.

     Непосредственное вовлечение обучаемых  в активную учебно-познавательную  деятельность в ходе учебного  процесса связано с применением  соответствующих приемов и методов,  получивших название активных  методов обучения. 

     Выделяются следующие особенности  использования методов развития познавательной активности обучаемых:

    1. Комплексное использование основных  принципов дидактики. Они должны  применятся в обучении не всегда  последовательно, а зачастую взаимодополняя  друг друга. Только в этом  случае они действительно способствуют развитию познавательной активности и творчества.

    2. Обеспечение единства образовательной,  воспитательной и развивающей  функции обучения. Обучение - накопление  знаний неразрывно связанное  с воспитанием. Подлинная познавательная  активность не мыслима без высокой ответственности, сознательного овладения знаниями, навыками и умениями. Обучение одновременно является и развивающим.

    3. Ориентирование обучаемых на  систематическую и плановую самостоятельную  работу.

Информация о работе Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО