Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа
Цель – определить систему педагогических условий по развитию познавательной активности и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1). рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых
2). определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых
3). выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых
4). методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности обучающихся….7
1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»……………………...7
1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых ………………………………………………………..11
1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся ………………….15
Глава 2. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам……………………………………………………………………..19
2.1 Сущность активных методов………………………………………………..19
2.2 Особенности активных методов…………………………………………....23
2.3 Виды методов активного обучения………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………
4. Обеспечение направленности
5. Обеспечение регулярности и
повышения эффективности
6. Комплексное, педагогически
7. Использование системы
8. Обеспечение эмоциональности
Эмоциональность изложения учебного материала должна сочетаться с атмосферой доброжелательности, творческого настроя. Формирование познавательной активности обучаемых в процессе профессиональной подготовки в вузе является первостепенной задачей профессорско- преподавательского состава. Познавательная активность основана на глубоком интересе к будущей профессии, к изучаемым дисциплинам. Познавательный интерес к будущей профессии у обучаемых может быть сформирован путем раскрытия содержательной стороны деятельности, творческой ее сущности, а также широкого использования в обучении методов, активизирующих познавательную деятельность.
Известно, что познавательный интерес
по учебным дисциплинам
2.3 Виды методов активного обучения
При активном обучении педагог
выполняет функцию помощника
в работе, одного из источников
информации. Центральное место в
его деятельности занимает не
отдельный учащийся как
Активные методы обучения
1. Проблемное обучение
2. Игровые формы обучения
3. Дискуссия
Проблемный метод обучения
Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [5, с. 46].
Можно указать следующие общие
функции проблемного обучения на занятиях
по экономическим дисциплинам:
Кроме этого, проблемное
Проблемное обучение строится
на основе принципа
Поскольку мышление начинается
при столкновении человека с
проблемой, основу
· возникновение и создание проблемной ситуации
· осознание сущности
· нахождение способа решения путём догадки или выдвижение предположений и обоснования гипотез
· доказательство гипотезы, проверка правильности решения.
Познавательная деятельность
Однако возникновение
Поэтому создание
Поскольку показателем
возникновение проблемной
выдвижение предположений и
доказательство гипотезы;
проверка правильности решения проблемы
Таким образом, структура
На основании обобщения
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
Использование учебных и
Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным предметам.
Побуждения учащегося к
Выдвижение предположений (
Побуждение учащихся к
Побуждение учащихся к
Ознакомление учащихся с
Организация межпредметных
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
1. Задание должно
2. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
Проблемными заданиями могут быть:
усвоение;
формулировка вопроса;
практические здания.
Проблемное задание может
3. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
4. Очень трудную проблемную
Подготовленность учащегося к
проблемному учению
Из проблемной ситуации может быть 4 выхода:
Таким образом, проблемное