Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:04, дипломная работа
Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Поэтому крушение тоталитарной системы в СССР логично повлекло за собой разрушение и забвение прежних моделей коллективного воспитания.
Введение.
Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности в истории педагогической мысли.
1.1 Историко-философский аспект проблемы взаимоотношений личности и коллектива.
1.2 История ученического коллектива.
1.3 Российская традиция коллективного воспитания.
Глава 2. Создание эффективных моделей воспитывающего коллектива.
2.1 Социалистические эксперименты по воспитанию "нового человека"
2.2 Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко.
2.3 "Мудрая власть коллектива" по В. А. Сухомлинскому.
2.4 Коммунарская методика И.П. Иванова.
2.5 Современные модели воспитывающего коллектива.
Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности.
3.1 Понятие коллектива и некоторые теоретические аспекты его формирования.
3.2 Гуманистическая концепция коллектива.
3.3 Оптимальная структура воспитывающего коллектива.
3.4 Воздействие коллектива на личность.
Заключение.
Приложения.
Библиография.
Рисунок № 6 Стадии развития коллектива
F - уровень развития группы
D - период существования
1 - подъём активности, новизна, энтузиазм, положительные эмоции
2
- временный психологический
3 - подъём, но не достигающий той высоты, на которой коллектив, с точки зрения психологической направленности, находится вначале.
рисунок № 7 распределение групп по численности членов
1 collectivus — собирательный
2термин [не: тэ], а, м. [лат. terminus пограничный знак]. Слово или словосочетание, обозначающее определенное понятие какой-н. области науки, техники, искусства.
3 Понятие - представление, сведения (об ученическом коллективе)
4 А.Ф.Лосев, История античной философии, М.: "Мысль", 1989, стр.11-13
5 М.А.Барг, Эпохи и идеи, М.: "Мысль", 1987, стр.203-206
6 Э.Фромм, Искусство любить, Санкт-Петербург, Издательство "Азбука", 2001.
7 Там же, стр. 21-22.
8 Там же, стр. 60-61
9 И.П. Подласый том 2 страница 61-62. ставит равенство между групповыми и коллективными формами обучения.
10 Киевском периоде на Руси (X – XIII вв.)
11 патриархальная семья (большая семья), форма семьи, состоящей из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство.
12 Во Франции: в высшие сословие входили дворянство и духовенство
13 Во Франции в третье сословие входили ремесленники, купцы, крестьяне
14 Сочинения – Том 3. – с 75.
15 Процесс обучения - передача знаний и навыков и их усвоение.
16Эмиль. ДЮРКГЕЙМ (1858-1917), французский социолог, основатель французской социологической школы.
17 А.С. Макаренко Пед. Соч.: В 8 т.-М.: Педагогика 1983
18 Коллектив и личность. «Знание» 1974г. М.:
19Демократия: принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.
20 «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30 года» (1932), «Книга для родителей» (1937), а также педагогические статьи.
21 Трудовая колония для детей-правонарушителей им. М. Горького (1920-28, под Полтавой, с 1926 в Куряже близ Харькова); детская коммуна им. Ф. Э. Дзержинского (1927-35, в пригороде Харькова).
22 О воспитании/ -М.:Политиздат,1988. с-10
23 Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: Книга для учителя С-69
24 Макаренко А.С.Цель воспитания//Пед. Соч.: В 8т – М.Ж Педагогика 1984 – Т.4.-С.47.
25 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: М.: Гуманит.изд.центр Владос, 1999-книга вторая страница 71
26 Педагогический коллектив (по Макаренко) - это коллектив воспитанников и взрослых.
27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.16, с. 197.
28 В.А.Сухомлинский, М.Ю. Красовицкий .и.т.д
29 О воспитании/ -М.:Политиздат,1988. с-14
30 Азаров.Ю. не подняться тебе старик. – М.,1989 с-20
31 Азаров.Ю Радость учить и учиться –М Политиздат 1989г с 29
32 Азаров.Ю. не подняться тебе старик. – М.,1989 с-26
33 Азаров.Ю. не подняться тебе старик. – М.,1989 с-26
34 Азаров.Ю Радость учить и учиться –М Политиздат 1989г с 29
35 Азаров.Ю Радость учить и учиться –М Политиздат 1989г с 161
36 «Сердце отдаю детям» (1969), «Рождение гражданина» (1970), «О воспитании» (1973) «Мудрая власть коллектива».
37 Педагог-коллектив-личность «Литературная газета», 28октября 1970г.
38 Педагог-коллектив-личность «Литературная газета», 28октября 1970г.
39 В.А.Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы. Стр39.
40 Общее собрание – куда входили все члены коллектива
41 www.1september.ru педагогика И.Иванова.
42 приложение (рис 1)
43 «Это - "проверка на вшивость", тренинг на "преодоление", важный момент отбора по нравственным качествам.» www.paco.odessa.ua технология группы (глава 9)
44 www.paco.odessa.ua технология группы (глава 9ть)
45 экстравагантный: Расходящийся с общепринятыми обычаями, слишком своеобразный.
46 Симон Соловейчик. Воспитание по Иванову. Москва «Педагогика» 1989 год.
47 Симон Соловейчик. Воспитание по Иванову. Москва «Педагогика» 1989 год с - 40
48 Симон Соловейчик. Воспитание по Иванову. Москва «Педагогика» 1989 год с - 123
49 Симон Соловейчик. Воспитание по Иванову. Москва «Педагогика» 1989 год с- 155
50 Симон Соловейчик. Воспитание по Иванову. Москва «Педагогика» 1989 год с - 348
51 Симон Соловейчик. Воспитание по Иванову. Москва «Педагогика» 1989 год с-131
52 Симон Соловейчик. Воспитание по Иванову. Москва «Педагогика» 1989 год с - 87
53 главный идеолог одного из объединений кибуцев
54 воспитательница
55 группе равных (дословно) – коллектив при кибуцной форме воспитания.
56 a most noble experiment
57 коллективный сон
58 Сравнимые с кибуцами кооперативные товарищества на базе частного домашнего хозяйства в сельской местности.
59 Л.Д.Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д «Феникс», 1997г. С-276
относя коллектив к внутренне организованной группе, а учебную группу к внешнеорганизованной, а также на с-274 относя коллектив к малой группе не более 15 человек, тогда как современные школьные коллективы нередко достигают 40человек.
60 Л.Д.Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д «Феникс», 1997г. С-277 где признаёт с одной стороны существование ученического коллектива, а с другой стоны называет его как внешнеорганизованной структурой, так и внутреннеорганизованной.
61 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: М.: «Владос» 1999 – Кн2 с-63
62 Рисунок № 5
63 рисунок № 6
64 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: М.: «Владос» 1999 – Кн2 с-65
65 малая группа – немногочисленная группа людей (от3до15) Л.Д.Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д «Феникс», 1997г. С-274
66 рис № 5
67 Школьные технологии №4 В.К.Дьяченко/диалог об образовании с-82
68 333 стр
69Антон Коновалов, Ольга Коновалова\ Коллектив как средство социализации подростка\ народное образование стр37
70 Общие основы психологии 3-е издание М.; ВЛАДОС 1997
71 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М.; 2001 ВЛАДОС
72 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс т 2 ВЛАДОС 1999 с-75
73 Бородкин Ф.М.,Коряк Н.М. Внимание Конфликт 2-е изд., - Новосибирск Наука. 1989 с-86
74 Бородкин Ф.М.,Коряк Н.М. Внимание Конфликт 2-е изд., - Новосибирск Наука. 1989 с-85
75 А.В.Петровский Личность деятельность коллектив Москва.:Политиздат1981
76 Антипина Ф.Н. Проблемы малой группы в эмпирической философии США. Филосовские науки 1965г.№4 с-53
77 Бородкин Ф.М.,Коряк Н.М. Внимание Конфликт 2-е изд., - Новосибирск Наука. 1989 с-75
78 Социальная психология:Учебн.пособие для студентов пед.ин-тов\Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение 1987 с-143
79 Шапиро С.И социально психологические вопросы общественной активности школьников и студентов Курск 1971г
80 Социальная психология:Учебн.пособие для студентов пед.ин-тов\Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение 1987 с-120
81 Антон Коновалов, Ольга Коновалова\ Коллектив как средство социализации подростка\ народное образование стр37
82 Антон Коновалов, Ольга Коновалова\ Коллектив как средство социализации подростка\ народное образование стр38
83 Л.Д.Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс»,1997 г. С - 282
84 84 Антон Коновалов, Ольга Коновалова\ Коллектив как средство социализации подростка\ народное образование стр38
85 Л.Д.Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс»,1997 г. С – 286-287
86 Педагогика под ред С.А. Смирнова 3изд М.: «Академия»1999 с-512
87 Общие основы психологии 3изд М.: «ВЛАДОС»1997
88 Приложение рисунок №3
89 Социальная психология: Учебн.пособие для студентов пед.ин-тов\Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение 1987 с-159
90 Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. внимание: конфликт – Новосибирск.: Наука. 1989 с-76
91 приложение рисунок № 7
92 А.В.Петровский Личность, деятельность, коллектив М.: «Политиздат» 1982 с-153
93 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: М.: «Владос» 1999 – Кн2 с-65
94 Дейл Корнеги девять способов воздействия на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды
Информация о работе Развитие представлений о коллективе и личности в истории