Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:02, курсовая работа
Цель: изучить развитие речи у детей с ОНР 3 уровня с использованием чистоговорок.
Объект исследования – речевое развитие детей с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – чистоговорки как средство развития речи у детей с ОНР 3 уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Характеристика общего недоразвития речи 11
1.3. Характеристика видов нарушения речи у детей при общем недоразвитии речи 3 уровня 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧИСТОГОВОРОК 25
2.1. Чистоговорки как жанр устного народного творчества 25
2.2. Анализ диагностических методик по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
У детей 3 уровня речевого развития фразовая речь в целом сформирована, остаются лишь элементы аграмматизма в виде неправильного употребления существительных и прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неправильного согласования существительных и прилагательных с числительными. Словарь близок к возрастной норме. Остается несформированной связная речь.
К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; не различение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов.
Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов21.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны22.
Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей смазанности речи. Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков свидетельствуют о низком уровне дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера у детей этой группы обнаружены отдельные нарушения смысловой стороны языка. Например, несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, птиц (филин, кенгуру), растений (кактус, вьюн), профессий людей (экскурсовод, пианист), частей тела (пятка, ноздри). Отвечая на вопросы, дети смешивают родовые и видовые понятия: деревья – березки, елки, лес.
При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети используют типовые и сходные названия: прямоугольный – квадрат, перебежал – бежал. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению (мальчик чистит метлой двор вместо мальчик подметает);, в неточном употреблении и смешении признаков (высокий дом – большой; смелый мальчик – быстрый).
При наличии определенного запаса слов, обозначающих профессии, дети испытывают большие трудности при назывании лиц мужского и женского рода: одни одинаково называют и женщин и мужчин значительные трудности у детей этого уровня вызывает образование слов с помощью увеличительных суффиксов: дети или повторяют названное логопедом слово (домище – большой дом), или называют произвольную форму (домуща вместо домище).
Стойкими остаются ошибки при употреблении:
1) уменьшительно-ласкательных существительных (гнездко – гнездышко);
2) существительных с суффиксами единичности (чайка – чаинка)23.
На фоне пользования многими сложными словами, которые часто встречаются в речевой практике (листопад, снегопад, самолет, вертолет и т.д.), у детей отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов (ледка вместо ледокол, пчельник вместо пчеловод).
Что касается сформированности лексических средств языка и умения устанавливать системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп, то дети, отнесенные к четвертому уровню речевого развития, достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой – маленький), пространственную противоположность (далеко – близко), оценочную характеристику (плохой – хороший). Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – хождение, бежать, ходить, набег; жадность – нежадность, вежливость; вежливость – злой, доброта, невежливость. Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов. Так, совсем невыполнимым является задание на подбор слов, противоположных по значению следующим словам: молодость, свет, румяное лицо, передняя дверь, разные игрушки. В ответах детей чаще встречаются исходные слова с частицей «не» (нерумяный, немолодость, несвет, неразные), в отдельных случаях называются варианты, не свойственные русскому языку (передняя дверь – задок, задник, не передничек).
С дифференциацией глаголов, включающих приставки ото-, вы– также справляются не все дети. Чаще подбираются слова, близкие к синонимам (выдвинуть – подвинуть, отодвинуть – двинуть)24.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проступает в понимании и употреблении детьми фраз, пословиц с переносным значением. Например, румяный как яблоко трактуется ребенком как много съел яблок.
В грамматическом оформлении речи данной категории детей отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (дети увидели медведев, воронов; выполз из шкафа вместо из-под шкафа).
Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными, если в одном предложении встречаются существительные мужского и женского рода (я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой), единственного и множественного числа (я раскладываю книги на большом столах и маленьком стулах вместо я раскладываю книги на больших столах и маленьких стульях). Обнаруживаются нарушения в согласовании числительных с существительными (собачка увидела две кошки и побежала за двумями кошками).
Нельзя сказать, что лексико-грамматические формы языка у всех детей несформированы одинаково. У одних отмечается незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан верный выбор. Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме. У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже выбрав правильный образец, спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему будут пользоваться ошибочными формулировками25.
Таким образом, речь детей с ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. 3-й уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных) звуков. Чистоговорки повторяются в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.
Развитие речи особенно быстро происходит у детей младшего возраста: быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Поэтому, именно на данном возрастном этапе нужно учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка. Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения26.
Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.
[АРЬ]АРЬ-АРЬ-АРЬ На стене висит фонарь
[БА]БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два...горба
[БЕ]БЕ-БЕ-БЕ! БЕ-БЕ-БЕ! Объявленье на...столбе
[БЫ] БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! Самбо – это вид...борьбы
БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! В лес с корзиной по...грибы
[ВА]ВА-ВА-ВА! ВА-ВА-ВА Во дворе растет… трава
[ГА]ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Форма радуги –...дуга
ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! У козла на лбу...рога
ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Есть у речки...берега
ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка...Яга
[ГИ]ГИ-ГИ-ГИ! ГИ-ГИ-ГИ! Чертят циркулем...круги
[ДА]ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА В доме кончилась …вода
[ЖА]ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! В нашем торте три...коржа
ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! Низкий дом в два...этажа
[ЖЕ]ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! Спят машины в...гараже
[ЖИ]ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! В прорубь прыгают...моржи
ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Змеи добрые –...ужи
ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Затупились все...ножи
[ЖУ]ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Я от холода...дрожу
ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Волк не страшен лишь...ежу
[ЗА]ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА На лугу стоит …коза
[ЛА]ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Есть у птицы два...крыла
ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Подметать нужна...метла
ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Над цветком жужжит...пчела
ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Нам забили два...гола
[ЛО]ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Едем к бабушке в...село
ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В телефон кричим...«алло!»
ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Снег прошел, вокруг...бело
ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В шубе мне всегда...тепло
[ЛУ]ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Кто наказан, тот в...углу
ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Пальцы белые в...мелу
ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Нитку вдели мы в...иглу
[ЛЫ]ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! В небесах парят...орлы
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! Шваброй мыли мы...полы
[РА]РА-РА-РА! РА-РА-РА! День вчерашний звать... вчера
РА-РА-РА! РА-РА-РА! Мышкин домик звать... нора
РА-РА-РА! РА-РА-РА! Кожа дерева –... кора
РА-РА-РА! РА-РА-РА! Словно в Африке,.. жара
РА-РА-РА! РА-РА-РА! Дым поднялся от... костра
РА-РА-РА! РА-РА-РА! Стук в лесу от... топора
РА-РА-РА! РА-РА-РА! Детям спички – не... игра
[РО]РО-РО-РО! РО-РО-РО! У меня в руке …ведро
РО-РО-РО! РО-РО-РО! У ореха есть...ядро
РО-РО-РО! РО-РО-РО! Эскалатор есть в...метро
РО-РО-РО! РО-РО-РО! У Мальвины друг –...Пьеро
РО-РО-РО! РО-РО-РО! Потерял павлин...перо
[РУ]РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Сосны стройные в...бору
РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Флаги вьются на...ветру
РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Скачет с сумкой... кенгуру
[РЫ]РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Рубят бревна...топоры
РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Надуваем мы...шары
РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Шприц в руках у мед...сестры
[ЦА] ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у палки два...конца
ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у ножниц два...кольца
ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Птица вывела...птенца
[ЦЫ]ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! Солим в бочках...огурцы
[ЧА]ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Птицы нет черней...грача
ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Строим дом из...кирпича
[ЧИ]ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Отопрут замки...ключи
ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Полотно соткут...ткачи
ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! В трубы дуют...трубачи
[ЧУ]ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Болит зуб – иди к...врачу
ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Свет потух – возьми...свечу
ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Футболист бьет по...мячу
[ША]ША-ША-ША! ША-ША-ША! С ложки свесилась...лапша
ША-ША-ША! ША-ША-ША! Спеленали... малыша
ША-ША-ША! ША-ША-ША! Нет в кармане ни...гроша
ША-ША-ША! ША-ША-ША! Точим нос...карандаша
[ЩА]ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА! Стебель вьется у...плюща
[ЩИ]ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! В дождь наденем мы...плащи
ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! Борщ без свеклы – это...щи27.
Чтобы эффективнее использовать средства развития речи и скорректировать содержание занятий необходимо проверить уровень речевого развития ребенка на текущий момент. Для исследования уровня речевого развития дошкольников используется методика изучения речевого развития А.Р. Лурия28.
Методика изучения уровня речевого развития (А.Р. Лурия). Цель: определение уровня речевого развития.