Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:32, курсовая работа
Актуальность исследования проблемы развития связной монологической речи детей обусловлена уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социаль-но-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются бла-гоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Одним из важных направлений в реализации целостного подхода в учебно-воспитательном процессе является своевременное освоение ребенком род-ного языка в максимально сензитивные для этого сроки. Развитие связной монологической речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Введение……………………………………………………………………………………………………… 3 - 5
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи.
Понятия: монолог, описание, рассуждение, повествование…………… 6 - 8
Психолого – педагогические исследования по вопросу развития связной монологической речи старших дошкольников…………………9 - 13
Работа в ДОУ по использованию пейзажных картин в развитии монологической речи дошкольников…………………………………………… 14 - 16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа.
2.1. Выявление уровня развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа…………………………17 - 21
2.2. Организация НОД с целью развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа………….22 - 27
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов…………………………………………………………………………………………..28 - 31
Заключение……………………………………………………………………………………………… 32 - 33
Список литературы……………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина
Факультет педагогики и психологии (дошкольной)
Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики
Курсовая работа
На
тему: «Развитие связной
группы ЛГ - 31
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи.
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа.
2.1. Выявление уровня развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа…………………………17 - 21
2.2. Организация НОД с целью развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа………….22 - 27
2.3.
Сравнительный анализ результатов констатирующего
и контрольного экспериментов……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Актуальность исследования проблемы развития связной монологической речи детей обусловлена уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются благоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Одним из важных направлений в реализации целостного подхода в учебно-воспитательном процессе является своевременное освоение ребенком родного языка в максимально сензитивные для этого сроки. Развитие связной монологической речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Характеристика связной монологической речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме основываются на рассмотрении в разных аспектах онтогенеза развития связной речи: взаимосвязь речи и мышления (Ш. Бутон, К. Бюлер Л.C. Выготский, А. Валлон, М. Доналдсон, Ж. Пиаже, СЛ. Рубинштейн), механизмы порождения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), речь как средство общения (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина). Психолингвистические исследования раскрывают закономерности усвоения детьми лексического разнообразия родного языка, норм и правил построения синтаксических конструкций (М. М. Бахтин, А. Н. Гвоздев, Н.И.Лепская, A.M. Шахнарович, Л.В. Щерба, С.Н. Цейтлин, Л.П. Якубинский) [1, с.25 ].
Монологическая речь (монолог) понимается
как связная речь одного лица, коммуникативная
цель которой — сообщение о каких-либо
фактах, явлениях реальности. Это форма речи,
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
- эмоционально-оценочная.
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему), составить рассказ;
2) логически
последовательно раскрыть
3) обосновать
правильность своих суждений, включая
в свою речь элементы рассужден
Цель исследования: изучить особенности развития связной монологической речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования – мы полагаем, что процесс развития монологической речи детей будет успешным если:
- организуется НОД детей в процессе ознакомления с пейзажной картиной;
- развивается
речевая среда с целью
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить психолого – педагогические исследования по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе описания пейзажа.
3.Разработать содержание и методику развития монологической речи в процессе описания пейзажа.
1.1 Понятия: монолог, описание, рассуждение, повествование
Монолог (от греч. monos ‘один’ + logos ‘речь’) – форма речи, обращенная говорящим к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица. В данном случае роли адресанта и адресата информации остаются постоянными, а в качестве реципиента (принимающего) информации может выступать как один человек, так и группа людей [18, с.205]
Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Это приводит к тому, что монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания[12, с. 58].
Различают два основных типа монолога.
1. Внешний монолог: эта разновидность речи представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (учебной лекция или доклад), судебная речь, художественная речь, устная публичная речь (например, парламентская).
2. Внутренний монолог: это речь наедине с самим собой, которая не адресована непосредственно слушателю и соответственно не рассчитана на его ответную реакцию.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речь служит для передачи знаний.
Убеждающая речь обращена прежде всего к логике и эмоциям слушателя.
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям.
Характерным признаком монологической речи является смысловая завершенность. Монолог может быть как неподготовленным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
Монолог представляет собой искусственную форму речи, поэтому он всегда стремится к естественной форме общения – к диалогу, что приводит к тому, что в монологической речи могут быть использованы обращения, риторические вопросы, «вопросно-ответный ход», то есть все то, что может повысить коммуникативную активность собеседника-адресата, вызвать его ответную реакцию.
Выделяется три логико-смысловых и структурных типа монологических высказываний, которые являются моделями в процессе обучения старших дошкольников: описание, повествование, рассуждение.
Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности и постоянства признаков, называется описанием.
Временные признаки показывают то, что наблюдается в этот момент. Постоянные же признаки показывают то, что свойственно, например, тому или иному времени года, местности. Постоянные признаки в объекте могут обозначать как внешние черты (размер, цвет, форму и т.д.), так и внутренние его качества (характер человека, его увлечения, повадки животного и т.д.)
Описание отличается:
- статичностью (единый временной план);
- констатацией (утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета);
-
перечислительной структурой
- перечислительной интонацией.
Наличием объекта описания (картины природы, какая-либо обстановка или человек, животное, неопределенный предмет)
Повествование – особый вид монологического высказывания со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях природы, сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности.
Повествование отличается:
- динамичностью (действительность воспринимается в процессе изменения и развития;
- последовательностью событий;
- повествовательной интонацией.
Наличие композиционной структуры (введение, основная часть, заключение)
Рассуждение – особый вид высказывания, отражающий причинно – следственную связь каких-либо фактов (явлений).
В структуру монолога-рассуждения входят:
- исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать);
- аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса);
- выводы.
Это самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированного логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства [11, с.39].
1.2. Психолого – педагогические исследования по вопросу развития связной монологической речи старших дошкольников
Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, и др.).
Связная монологическая речь, представляет собой многоаспектовую проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики[2, с. 153].
В отличие от диалога монолог как длительная форма воздействия на слушателя впервые был введен Л.П. Якубинским. В качестве дифференциальных признаков этой формы общения автор называл обусловленную длительностью говорения связанность, «построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера; наличие заданности, предварительного обдумывания» [18, с. 46 ]
Все последующие исследователи связной монологической речи, обращаясь к выделенным Л.П.Якубинским признакам, акцентировали внимание или на лингвистических, или на психологических характеристиках монолога.
Принимая положение Л.П.Якубинского о монологе как особой форме общения, Л.С Выготский характеризовал монологическую речь как высшую форму речи, исторически развивающуюся позднее, чем диалог. В специфике монолога Л.С.Выготский усматривал его особую структурную организацию, композиционную сложность, необходимость максимальной лабилизации слов.
Уточняя мысль Л.П. Якубинского о наличии заданности и предварительного обдумывания, свойственных монологической форме речи, Л.С.Выготский особо подчеркивал ее сознательность и намеренность[3, с.23 ].