Развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы развития связной монологической речи детей обусловлена уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социаль-но-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются бла-гоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Одним из важных направлений в реализации целостного подхода в учебно-воспитательном процессе является своевременное освоение ребенком род-ного языка в максимально сензитивные для этого сроки. Развитие связной монологической речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………… 3 - 5
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи.
Понятия: монолог, описание, рассуждение, повествование…………… 6 - 8
Психолого – педагогические исследования по вопросу развития связной монологической речи старших дошкольников…………………9 - 13
Работа в ДОУ по использованию пейзажных картин в развитии монологической речи дошкольников…………………………………………… 14 - 16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа.
2.1. Выявление уровня развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа…………………………17 - 21
2.2. Организация НОД с целью развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа………….22 - 27
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов…………………………………………………………………………………………..28 - 31
Заключение……………………………………………………………………………………………… 32 - 33
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

целая курсовая теория.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

   Сойдов К. Наступила осень. Листья у деревьев стали желтыми и красными. Речка большая. А вода в ней темная. Около речки на берегу растут кустарники. Далеко стоят дома, а рядом с ними зеленое поле. Листья опадают  с деревьев на траву.

     Проанализировав монологи детей, на первый уровень мы отнесли 4 - х детей. Они научились выделять все признаки на картине; структурно и последовательно описывать  её; строить связное высказывание по картине; использовать разнообразные  языковые средства. У детей сформировалась плавная и выразительная речь. На второй уровень  4 – х детей. Они частично допускали ошибки в составлении описательного рассказа по пейзажной картине. На третий уровень мы отнесли 3 – х детей, допустивших большое количество ошибок в составлении рассказа по картине.

    По окончании контрольного эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

      Констатирующий эксперимент

        Контрольный эксперимент

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

     20%

    33,3%

    46,7%

    46,7 %

   33,3 %

     20%


 

    Таким образом, проведенная работа по развитию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста  показала положительную динамику. По итогам опытно – экспериментальной работы,  дети овладели  умениями связно высказываться по пейзажной картине; использовать в речи разнообразные выразительные средства; последовательно  описывать картину. Научились связывать между собой предложения разными способами, а также плавно и выразительно излагаться по картине.

   

 

                                                     

                                                      

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение

    Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.            Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой.

     Целенаправленное формирование  связной речи потребовало от  нас углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

     Проблемой нашего исследования  являлось развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа.

    Гипотеза  нашего исследования заключалась  в следующем: что процесс развития монологической речи детей будет успешным если:

- организуется  НОД   детей в процессе ознакомления  с пейзажной картиной;

- развивается  речевая среда с целью обогащения  речи детей выразительными средствами родного языка.

    В теоретической части мы рассматривали проблему развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описания пейзажа, изучили  психолого – педагогическую литературу  по вопросу развития связной монологической речи старших дошкольников, дали характеристику понятиям: монолог, описание, рассуждение, повествование.      Проанализировали работу в ДОУ по использованию пейзажных картин в развитии монологической речи дошкольников.

     Исследовали навыки развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа, выявили уровни, и критерии по которым определяли состояние связной монологической речи дошкольников. В соответствии с этим, распределили старших дошкольников на уровни по состоянию связной монологической речи  в процессе обучения описанию пейзажа.

     На наш взгляд занятия по  развитию связной речи и ее  понимания являются важным звеном в системе речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в подготовке детей к дальнейшему успешному обучению детей в школе.

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. заведен. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 400 с.

2. Белкина В.Н. Детская психология. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. - 164 с.

3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В.Давыдова /собр. соч. Т.2. – М., 1982.

5. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождения речевого высказывания. - М.: Наука, 1969. - 307 с.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1975. - 209 с.

7. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975

 8. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; Научно-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. – М.: Азъ, 1992. – 400 стр.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.

11. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2001. – 413 с.

12. Словарь – справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. – М.: Просвещение Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., 1976.

13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

14. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с. 

15. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.; 16 с. Ил.

16. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

17. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Уч.пед.гиз., 1954. - 734 с.

18. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. - М.: Наука, 1986.

 


Информация о работе Развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения описанию пейзажа