Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:05, контрольная работа
Цель - проанализировать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в семье.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить теоретические концепции развития связной речи у детей с ОНР II уровня в трудах отечественных специалистов.
2. Обосновать специфику старшего дошкольного возраста как сенситивного периода развития связной речи ребенка.
3. Определить способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
1.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.2 СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ КАК СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА
1.3 СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Непреднамеренные разговоры родители не планируют, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр. Для разговоров с детьми родители должны использовать все моменты жизни.
В целом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип "от простого к сложному". Объем и степень разнообразия вспомогательного материала - вербального и наглядного должен быть "комфортным", то есть не загружать внимание ребенка и не становится его предметом.
Эмоциональная сторона материала (вербального и невербального) должна создать благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать у детей положительные эмоции, снимать напряжение. О.А. Карабанова говорит о том, что успешность развития связной речи в условиях семьи обеспечивается с помощью соблюдения принципов системности, наглядности и непрерывности49.
Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это "адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя".
Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Знание специфики развития диалогической и монологической речи и особенностей ее развития у детей старшего дошкольного возраста позволяет определить задачи и содержание обучения детей основам связной речи.
Ведущей задачей для воспитателей и родителей при работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.
Работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип "от простого к сложному". Объем и степень разнообразия вспомогательного материала - вербального и наглядного должен быть "комфортным". Эмоциональная сторона материала (вербального и невербального) должна создать благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать у детей положительные эмоции, снимать напряжение.
Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.
1. Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. - СПб., 1996. - C.47-55.
2. Арушанова А. Сценарии активизирующего общения в семье: [развитие речи] / А. Арушанова, Т. Юртайкина // Дошк. воспитание. - 1994. - № 12; 1995. - № 2, 4, 5.
3. Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду и семье / Т.Н. Доронова [и др.]. - М.: Просвещение, 2005. - 174 4. Главтузова О.П. Рекомендации по развитию речи на седьмом году жизни [Электронный ресурс] // Mother ru / Oltri Trading. - 2000-2004. - URL: http://www.mother.ru/logoped/? m=0&a=1&t=a3 (18.05.06).
6. Груба Г. Развиваем речь с раннего возраста: по прогр. "Кроха" // Ребенок в дет. саду. - 2002. - № 2. - C.24-31.
7. Психическое развитие ребенка седьмого года жизни [Электронный ресурс] // Психологический центр "Адалин": [сайт]. - URL: http://adalin. mospsy.ru/l_03_00/l_03_05c. shtml (18.05.06).
8. Развитие и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 0 до 10 лет): библиогр. указ. рус. и иностр. лит. за 1970-1975 гг.: [в 3 ч.] / сост. М.Д. Смородинская; НИИ педагогики. - Таллин, 1980.
9. Гарамова И. Речевая активность малыша: есть ли резерв?: [особенности овладения дошкольником вторым яз.] // Учитель. - 1998. - № 1. - C.54-58.
10. Герасимова А.С. Уникальная методика развития речи дошкольника: формирование произношения всех звуков рус. яз. / А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова. - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2002. - 687 с.:
11. Занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]
12. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи: развитие интеллекта, улучшение координации движений, тренировка памяти, закрепление правильн. произношения: для детей 4-6 лет: пособие по логопедии для детей и родителей / О.И. Крупенчук. - СПб.: Литера, 2003. - 63 с.
13. Рылеева Е.В. Вместе веселее!.: игры и рабочие материалы к ориг. авт. прогр. развития самосознания в речевой активности дошкольников "Открой себя" / Е.В. Рылеева. - М.: Линка-пресс, 2000. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с.
14. Формы совместной деятельности воспитателя и родителей с детьми по развитию речи [Электронный ресурс]
15. Программа игровых тренинговых занятий с детьми, способы оказания психолого-педагогической и методической помощи педагогам детского сада и родителям в воспитании мальчиков и девочек с учетом их половых различий. Для педагогов и психологов ДОУ, для родителей и студентов средних и высших педагогических учебных заведений.
16. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: тесты, игры, упражнения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 299 с.
17. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и воспитателей: для занятий с детьми от рождения до семи лет. - Изд.2-е. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 107 с.
18. Медико-психолого-
19. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: ТЦ "Сфера", 2006. - 120 с. - (Библиотека практического психолога).
20. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ "Сфера", 2006. - 206 с. - (Программа развития).
21. Смирнова Е.О. Развитие общения у дошкольников. - М., 1994.
22. Бородич А.Н. Методика развития речи детей. - М., 1989.
23. Леонтьев Л.Н. Психологическое исследование речи. - М., 1982.
24. Выготский Л.С. Мышление и речь.М., 1991.
25. Общение и речь: развитие речи в общении со взрослыми / Под ред.М.И. Лисиной.
26. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. - М., 1968.
27. Максаков А.И. Воспитание диалогической речи. - М., 2000.
28. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми разговорной речи. - М., 1999.
29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
30. Петровский А.В. Психология воспитания. - М., 1989.
31. Фесюкова Л. Словарная работа в старшей группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1991. № 12.
32. Эльконин Д.Б. Психическое развитие детей дошкольного возраста - М., 1991
Размещено на Allbest.ru
1 Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1991, С. 56
2 Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и воспитателей: для занятий с детьми от рождения до семи лет. - Изд. 2-е. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, С. 123
3 Там же, С. 122
4 Там же, С. 123
5 Психическое развитие ребенка седьмого года жизни [Электронный ресурс] // Психологический центр "Адалин": [сайт]. - URL: http: //adalin. mospsy.ru/l_03_00/l_03_05c. shtml (18. 05. 06).
6 Там же
7 Там же
8 Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1991, С. 45
9 Леонтьев Л.А. Психологическое исследование речи. - М., 1982, С. 78
10 Выготский Л.С. Мышление и речь.М., 1991, С. 47
11 Выготский Л.С. Мышление и речь.М., 1991, С. 43
12 Там же, С. 44
13 Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1991, С. 49
14 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986., С. 45
15 Там же, С. 46
16 Там же, С. 47
17 Эльконин Д.Б. Психическое развитие детей дошкольного возраста - М., 1991, С. 20
18 Там же, С. 21
19 Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1991, С. 25
20 Там же, С. 23
21 Эльконин Д.Б. Психическое развитие детей дошкольного возраста - М., 1991, С. 67
22 Гвоздев А.Н. Усвоение детьми разговорной речи. - М., 1999, С. 67
23 Гвоздев А.Н. Усвоение детьми разговорной речи. - М., 1999, С. 69
24 Гвоздев А.Н. Усвоение детьми разговорной речи. - М., 1999, С. 70
25 Гвоздев А.Н. Усвоение детьми разговорной речи. - М., 1999, С. 113
26 Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и воспитателей: для занятий с детьми от рождения до семи лет. - Изд. 2-е. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, С. 113
27 Там же, С. 114
28 Там же, С. 115
29 Эльконин Д.Б. Психическое развитие детей дошкольного возраста - М., 1991, С. 56
30 Эльконин Д.Б. Психическое развитие детей дошкольного возраста - М., 1991, С. 45
31 Там же, С. 46
32 Там же, С. 47
33 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986., С. 78
34 Там же, С. 79
35 Там же, С. 80
36 Общение и речь: развитие речи в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. - М, 2001, С. 67
37 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986, С. 113
38 Там же, С. 114
39 Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и воспитателей: для занятий с детьми от рождения до семи лет. - Изд. 2-е. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, С. 112
40 Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и воспитателей: для занятий с детьми от рождения до семи лет. - Изд. 2-е. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, С. 67
41 Там же, С. 68
42 Арушанова А. Сценарии активизирующего общения в семье: [развитие речи] / А. Арушанова, Т. Юртайкина // Дошк. воспитание. - 1994. - № 12; 1995. - № 2, С 12
43 Там же, С. 14
44 Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и воспитателей: для занятий с детьми от рождения до семи лет. - Изд. 2-е. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, С. 34
45 Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду и семье / Т.Н. Доронова [и др.]. - М.: Просвещение, 2005, С. 76
46 Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. - СПб., 1996. - C. 47
47 Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и воспитателей: для занятий с детьми от рождения до семи лет. - Изд. 2-е. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, С. 78
48 Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. - СПб., 1996. - C. 50
49 Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду и семье / Т.Н. Доронова [и др.]. - М.: Просвещение, 2005, С. 74
Информация о работе Развитие связной речи старшего дошкольного возраста