Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта; - рассмотреть особенности проявления, средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - разработать средства и метода по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение 3
1 глава. Теоретическое обоснование проблем развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 116.42 Кб (Скачать файл)

В ходе занятий детям даются знания об эмоциональных эталонах, этических эталонах, а также знания о невербальных средствах общения  и выражаемых с помощью этих средств  настроениях.

Структура метода состоит  из трех разделов, продолжительностью в течение одной недели по темам13:

Раздел 1. «Белоснежка и  гномы в гостях у ребят».

Цель занятий 1 радела:

- познакомить детей с  эмоциями радости, грусти, страха, удивления, гнева, спокойствия;

- расширить представления  детей об эмоциях, предлагая  их сравнивать;

- продолжать развивать  эмпатию, воображение.

Раздел 2. «Передаем свое настроение».

Цель занятий 2 раздела:

- закрепить знания об  эмоциях;

- развивать эмпатию, творческие и артистические способности.

Раздел 3. «В гостях у сказки».

Цель занятий 3 раздела:

- учить детей различать  эмоции по схематическим изображениям;

- учить понимать свои  чувства и чувства других людей  и рассказывать об этом;

- продолжать учить детей  передавать заданное эмоциональное  состояние, используя различные  выразительные средства;

- продолжать учить слушать  и понимать музыкальные произведения;

- развивать эмпатию, коммуникативные способности.

Задачи:

- развивать уверенность  в себе и в своих силах;

- формировать у дошкольников  правила и нормы поведения;

- развивать умения понятно  и социально приемлемым способом  выражать свои чувства, желания,  мнения;

- учить понимать взаимозависимости  людей и их необходимости друг  другу;

- приобщать детей к  театральной культуре;

- расширять и систематизировать  знания об эмоциональной сфере  человека;

- развивать артистические  способности детей.

При реализации данного метода использовались различные технические  средства и оборудование такие как: аудиозапись, литературные произведения, иллюстрации художников, графические изображения, пиктограммы, наглядность с изображениями героев сказок, кубик «эмоций», магнитофон, бумага, карандаши, грим, костюмы, маски героев сказок.

Реализация метода театрализованной деятельности происходила в течении трех недель. Общее количество занятий 20, проводимых в свободное время (продолжительность каждого занятия 20 – 25 минут).

Так, в течении метода проводились следующие занятия:

1 неделя. «Белоснежка и гномы в гостях у ребят».

Занятие 1. Тема: «Белоснежка  и гном Весельчак в гостях у  детей» Цель: познакомить детей с  эмоцией радости, развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное  состояние, развивать способность  понимать эмоциональное состояние  другого человека, эмоционально откликаться  на музыку весёлого характера.

Занятие 2. Тема: «Белоснежка  и гном Грустный в гостях у ребят» Цель: познакомить детей с эмоцией  грусти, развивать умение различать  эмоции по схематическому изображению, развивать чувство эмпатии, эмоционально откликаться на произведение грустного характера.

Занятие 3. Тема: «Я не трус, но я боюсь» Цель: познакомить детей  с эмоцией страха, его схематическим  изображением, различать музыку тревожного и весёлого характера, двигаться  в соответствии с музыкой.

Занятие 4. Тема: «Давайте удивляться чудесам» Цель: познакомить детей с эмоцией удивления, закреплять мимические навыки, способствовать развитию воображения, фантазии детей.

Занятие 5. Тема: «Белоснежка и гном Ворчун в гостях у детей» Цель: познакомить детей с эмоцией гнева, развивать умение соотносить эмоциональное состояние и интонацию, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Занятие 6. Тема: «Спокойствие, только спокойствие!» Цель: познакомить  детей с эмоцией спокойствия, закреплять умение различать эмоции, находить соответствующие пиктограммы, способствовать развитию эмоционально - волевой сферы.

Занятие 7. Тема: «Запомни, настроение бывает разным!» Цель: закрепить  умение различать эмоции, эмоциональные  состояния, называть их, передавать мимически, развивать коммуникативные умения, побуждать работать в подгруппах и парах.

2 неделя «Передаём своё настроение».

Детям предлагается группа игр, направленных на развитие эмоциональной  сферы и на преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания  себя и других, снятие психического напряжения.

«Мама и детёныш» Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности и речи.

«Я и животное» Цель: развитие воображения, выразительности  движения и речи.

«Джунгли» Цель: развитие наблюдательности, выразительности движения, сплочённости.

«Оживи камешки» Цель: развитие наблюдательности, выразительности  движений.

«Хоровод» Цель: развитие чувства  общности, выразительности движений, снятие напряжения.

«Облака» Цель: развитие воображения, выразительности движений.

«Наседка и цыплята» Цель: развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплочённости.

«Берёзки» Цель: развитие выразительности  движений, наблюдательности, воображения.

3 неделя «В гостях у сказки».

Занятие 1. Тема «Радость».

1. Прослушивание пьесы  П. И. Чайковского «Новая кукла». Вопросы задаваемые детям:

- О чём вы думали, когда слушали музыку?

- Что чувствовали?

- Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное прослушивание  музыкального произведения. Детям  предлагается представить, что  им подарили новую куклу или  другую игрушку, и потанцевать  под эту музыку. По окончании  музыки обратить внимание детей  на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить,  что так они выражали радость.

3. Беседа. Сделать акцент  на том, что все дети во  время танца выражали свою  радость по-своему. Спросить, от чего  зависит, как человек выражает  свою радость. Во время беседы  подвести детей к выводу о  том, что степень выражения  радости зависит от человека, его особенностей и от самого  события.

4. Рисование на тему  «Радость». Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

5. Ответы детей на вопрос «Что такое радость?».

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые  дали их ровесники:

- Радость - это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая - когда у всех.

- Радость - это когда праздник.

- Радость - когда никто не плачет. Ни один человек.

- Радость - когда нет войны.

- У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

- Радость - это я! Потому что мама говорит: «ты моя радость!»

6. Хоровод. Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать…» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Занятие 2. Тема: «Горе».

1. Прослушивание двух  музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье». Вопросы задаваемые детям: Каков характер этих пьес? Похожи ли они между собой? Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем – второе.

2. Беседа по сказкам:  «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».

Предлагается вспомнить: Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с горем?

3. Чтение отрывков из  сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем - заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

4. Драматизация ситуации  «Пропала собака». Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по - своему. После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

- Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?

- Кто лучше всех тебя успокоил?

Занятие 3. Тема: «Гнев».

1. Чтение отрывков из  произведения К. И. Чуковского  «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Вопросы задаваемые детям: Почему рассердились Умывальник и Крокодил? Как описал автор гнев Умывальника? Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций  художника А. М. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил. Также детям предлагается рассказать, как художник предал гнев героев.

2. Драматизация отрывка  из сказки Л. Н. Толстого  «Три медведя». Дети разыгрывают  эпизод, где описывается, как сердятся  медведи, узнав о том, что  кто-то пользовался их вещами. Обращается внимание детей на  то, как по-разному выражают гнев  медвежонок, медведица и медведь.

1. Рассказы детей о  ситуациях, когда они сердились,  гневались, злились.

2. Упражнение «Зеркало».  Детям предлагается изобразить  перед зеркалом свой гнев.

3. Рисование гнева. Предложить  детям цветовым пятном изобразить  свой гнев. Рассмотреть с детьми  рисунки. Обратить внимание на  цветовую передачу гнева, отметить  схожесть и отличия в изображениях  гнева детьми.

Занятие 4. Тема: «Страх».

1. Игра «Гуси-лебеди» Дети  гуляют по помещению, представляя,  что они находятся на цветущей  полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики. (Игра повторяется несколько раз.)

2. Упражнение «Найди пиктограмму». Дети выбирают пиктограмму страха  из заранее подготовленных. Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей. Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми  поговорки «У страха глаза  велики». Отметить прямой и  скрытый смысл поговорки .Задать вопрос «Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?».

4. Чтение отрывка из  сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).

Почему Наф-Наф не боялся страшного волка? 1)Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка». 2)Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова «Три поросенка». Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

Занятие 5. Тема: «Удивление».

1. Чтение отрывка из  сказки А. С. Пушкина «Сказка  о царе Салтане…» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона). Вопросы задаваемые детям: Какие чудеса описывает автор? Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать  князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

2. Упражнение «Зеркало».  Предложить детям посмотреть  в зеркало, представить себе, что  там отразилось что-то сказочное,  и удивиться. Обратить внимание  детей на то, что каждый человек  удивляется по-своему, но, несмотря  на разницу, в выражениях удивления  всегда есть что-то похожее. Вопрос « Что общего в том, как вы изображали удивление?».

3. Игра фантазии. Предлагается  детям продолжить начало удивительных  приключений:

- К нам пришел слон…

- Мы оказались на другой планете…

- Внезапно исчезли все взрослые…

- Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах…

Таким образом, методика театрализованной деятельности вместе со сказкотерапией является частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (театром, литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Таким образом, можно говорить о важности организации работы в детском саду по формированию социального интеллекта детей, предусматривающей решение таких задач как обучение ребенка ориентированию в межличностной ситуации, развитию способностей понимать свои и чужие психические состояния, оценке взаимосвязанности своих действий и действий других людей, аргументированию и предвосхищению своего поведения.

Информация о работе Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста