Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта; - рассмотреть особенности проявления, средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - разработать средства и метода по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение 3
1 глава. Теоретическое обоснование проблем развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 116.42 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

 

Основные компоненты механизма  реализации функций социального  интеллекта в различных сферах общественной жизни 

Этапы функционирования

Типы  социального интеллекта

Художественный  интеллект

Научный интеллект

Интеллект «виртуальности»

Политический  интеллект

Аналитическое описание

Обрисовка образов

Объяснение  частей исследуемого объекта

Интеллектуальный  вызов

Оценка  явлений социального мира с позиций  идеи блага и справедливости

Целостное понимание

Сюжеты  взаимосвязи типажей

Системное понимание исследуемого объекта

Осмысление  задачи, требующей делового решения

Формирование  идей о способах реализации общего блага

Переосмысление

Определение принадлежности произведения течению  или направлению

Включение исследуемого объекта в более  широкую систему понятий

Формирование  мира гипотез и выявление возможного среди них

Формирование  целостного социального идеала

Формализация

Формализация  миром деятелей искусства

Формирование  и включение в научный оборот адекватных научных понятий: создание соответствующей научной парадигмы

Формализация  возможных решений в новых  алгоритмах

Формализация  идеала в теоретико-идеологических формах (крайняя из них – утопия)

Легитимизация

Художественная  легитимация в мире искусства

Легитимация результатов исследования объекта  и

продвижение вперед теории этого объекта: парадигма легитимации

Легитимация новых алгоритмов и программ в  потоке инноваций

Легитимация идеала в форме массовой идеологии

Воплощение

Изменение художественного мира

Перестройка системы науки

Перестройка информационного общества (виртуального мира, инфосферы)

Перестройка политического мира


 

 

Приложение 2

Уровни развития социального  интеллекта детей старшего дошкольного  возраста

Компоненты структуры  социального интеллекта

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Коммуникативно-личностный компонент: коммуникативная контактность, коммуникативная совместимость

Открытость по отношению  к другим людям (взрослым и сверстникам), спокойное вступление в контакт, инициатива, отсутствие отрицательных  установок, умения устанавливать отношения, выраженная потребность в отношении.

Ситуативная открытость по отношению к другим людям (позитив - только к близким взрослым), трудности  вхождения в контакт со значимыми  знакомыми взрослыми, ситуативное  проявление потребности в общении (по инициативе взрослого), экзальтированная (преувеличенная) привязанность к  близким.

Амбивалентность по отношению  к другим людям, особенно ко взрослым, трудности вхождения в контакт, неуверенность, робость, отсутствие коммуникативных навыков, конфликтная потребность в общении

Психологические характеристики самосознания: самоуважение, потребность в уважении; особенности Я-образа и Я-концепции

Обширный опыт общения; наличие  значимых взрослых; ярко выраженная потребность  в признании и уважении; дифференцированный Я-образ; эмоциональная устойчивость, адекватность; склонность к общению на личностные темы; адекватная самооценка

Неустойчивое осознание  Я-образа в общении со знакомым значимым взрослым (особенно у первоклассников); колебания самооценки в зависимости от ситуации; аффективная Я-концепция; в знакомой ситуации наличие потребности в признании

Конфликтное состояние Я-образа, эмоциональная неустойчивость; малый социальный опыт; редкое проявление потребности в уважении; склонность к бессодержательному эмоциональному взаимодействию со значимым взрослым; неустойчивая самооценка

Социальная перцепция: особенности понимания взаимоотношений людей, прогнозирование развития межличностных отношений

Наличие ролевого поведения, определяемого системой отношений  со значимым взрослым, гибкость отношений  в пределах, доступных взрослому, различение деловых и личных отношений, наличие возможности прогнозирования  межличностных отношений

Ситуативное ролевое поведение, преобладание эмоционально-личностных контактов, адекватное восприятие межличностных  отношений людей с помощью  взрослого, наличие интереса к анализу  особенностей межличностных отношений  и отсутствие необходимых социальных перцептивных действий

Недифференцированное поведение, явное преобладание эмоциональных  контактов, объяснение особенностей отношений  людей исключительно эмоциональными привязанностями, узость социального  опыта, трудности построения социального  портрета отношений людей


 

 

 

Приложение 3

 

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей

 

№ ребенка

Вопросы

Как ты думаешь, почему детям  больше нравятся книги с картинками?

Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

Что ты чувствуешь, когда  ешь любимую конфету?

Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

Что чувствует кошка, когда  за ней гонится собака?

Что чувствует собака, когда  другая собака утащила у нее кость?

Что чувствует мальчик, если ему подарят машинку?

Что чувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

1

Яркие

Упадет

Сладко

Стыдно

Испугается

Зло

Радость

Искать будет

2

Красочные

Удивится

Шоколад

Стесняется

-

Злость

Радость

Грусть

3

Потому что яркие

Удивление

Вкусная

Испугалась

Испуг

-

Нравится

Заплачет

4

Интереснее

Задумается

Нравится

Обиду

Боится

Злость

Обрадуется

Грусть

5

Они интереснее

Удивится

Сладость

Заплачет

Испуг

Грустно

Радость

Заплачет

6

Посмотреть можно

Сорвет

Вкусно

Покраснеет

Злость

Заберёт

Радость

Грусть

7

Интересно

Закричит

Нравится

-

Испугается

Ничего

Обрадуется

Заплачет

8

Мне не нравятся

Удивится

Вкус

Стыдно

Испугается

Зло

Радость

Заплачет

9

Они яркие

Обрадуется

Вкусно

Испугается

Не знаю

Обидно

Радость

Грусть

10

Интересные

Удивится он

Нравится

Испугалась

<p class="Table_0020Grid" style=" text-align: center; line-height: 18


Информация о работе Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста