Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта; - рассмотреть особенности проявления, средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - разработать средства и метода по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
Введение 3
1 глава. Теоретическое обоснование проблем развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение 1
Основные компоненты механизма реализации функций социального интеллекта в различных сферах общественной жизни
Этапы функционирования |
Типы социального интеллекта | |||
Художественный интеллект |
Научный интеллект |
Интеллект «виртуальности» |
Политический интеллект | |
Аналитическое описание |
Обрисовка образов |
Объяснение частей исследуемого объекта |
Интеллектуальный вызов |
Оценка явлений социального мира с позиций идеи блага и справедливости |
Целостное понимание |
Сюжеты взаимосвязи типажей |
Системное понимание исследуемого объекта |
Осмысление задачи, требующей делового решения |
Формирование идей о способах реализации общего блага |
Переосмысление |
Определение принадлежности произведения течению или направлению |
Включение исследуемого объекта в более широкую систему понятий |
Формирование мира гипотез и выявление возможного среди них |
Формирование целостного социального идеала |
Формализация |
Формализация миром деятелей искусства |
Формирование
и включение в научный оборот
адекватных научных понятий: создание
соответствующей научной |
Формализация возможных решений в новых алгоритмах |
Формализация идеала в теоретико-идеологических формах (крайняя из них – утопия) |
Легитимизация |
Художественная легитимация в мире искусства |
Легитимация результатов исследования объекта и продвижение вперед теории этого объекта: парадигма легитимации |
Легитимация новых алгоритмов и программ в потоке инноваций |
Легитимация идеала в форме массовой идеологии |
Воплощение |
Изменение художественного мира |
Перестройка системы науки |
Перестройка информационного общества (виртуального мира, инфосферы) |
Перестройка политического мира |
Приложение 2
Уровни развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Компоненты структуры социального интеллекта |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Коммуникативно-личностный компонент: коммуникативная контактность, коммуникативная совместимость |
Открытость по отношению к другим людям (взрослым и сверстникам), спокойное вступление в контакт, инициатива, отсутствие отрицательных установок, умения устанавливать отношения, выраженная потребность в отношении. |
Ситуативная открытость по отношению к другим людям (позитив - только к близким взрослым), трудности вхождения в контакт со значимыми знакомыми взрослыми, ситуативное проявление потребности в общении (по инициативе взрослого), экзальтированная (преувеличенная) привязанность к близким. |
Амбивалентность по отношению к другим людям, особенно ко взрослым, трудности вхождения в контакт, неуверенность, робость, отсутствие коммуникативных навыков, конфликтная потребность в общении |
Психологические характеристики самосознания: самоуважение, потребность в уважении; особенности Я-образа и Я-концепции |
Обширный опыт общения; наличие значимых взрослых; ярко выраженная потребность в признании и уважении; дифференцированный Я-образ; эмоциональная устойчивость, адекватность; склонность к общению на личностные темы; адекватная самооценка |
Неустойчивое осознание Я-образа в общении со знакомым значимым взрослым (особенно у первоклассников); колебания самооценки в зависимости от ситуации; аффективная Я-концепция; в знакомой ситуации наличие потребности в признании |
Конфликтное состояние Я-образа, эмоциональная неустойчивость; малый социальный опыт; редкое проявление потребности в уважении; склонность к бессодержательному эмоциональному взаимодействию со значимым взрослым; неустойчивая самооценка |
Социальная перцепция: особенности понимания взаимоотношений людей, прогнозирование развития межличностных отношений |
Наличие ролевого поведения,
определяемого системой отношений
со значимым взрослым, гибкость отношений
в пределах, доступных взрослому,
различение деловых и личных отношений,
наличие возможности |
Ситуативное ролевое поведение, преобладание эмоционально-личностных контактов, адекватное восприятие межличностных отношений людей с помощью взрослого, наличие интереса к анализу особенностей межличностных отношений и отсутствие необходимых социальных перцептивных действий |
Недифференцированное |
Приложение 3
Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей
№ ребенка |
Вопросы | |||||||
Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками? |
Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши? |
Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету? |
Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание? |
Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака? |
Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость? |
Что чувствует мальчик, если ему подарят машинку? |
Что чувствует человек, если у него пропадет любимая собака? | |
1 |
Яркие |
Упадет |
Сладко |
Стыдно |
Испугается |
Зло |
Радость |
Искать будет |
2 |
Красочные |
Удивится |
Шоколад |
Стесняется |
- |
Злость |
Радость |
Грусть |
3 |
Потому что яркие |
Удивление |
Вкусная |
Испугалась |
Испуг |
- |
Нравится |
Заплачет |
4 |
Интереснее |
Задумается |
Нравится |
Обиду |
Боится |
Злость |
Обрадуется |
Грусть |
5 |
Они интереснее |
Удивится |
Сладость |
Заплачет |
Испуг |
Грустно |
Радость |
Заплачет |
6 |
Посмотреть можно |
Сорвет |
Вкусно |
Покраснеет |
Злость |
Заберёт |
Радость |
Грусть |
7 |
Интересно |
Закричит |
Нравится |
- |
Испугается |
Ничего |
Обрадуется |
Заплачет |
8 |
Мне не нравятся |
Удивится |
Вкус |
Стыдно |
Испугается |
Зло |
Радость |
Заплачет |
9 |
Они яркие |
Обрадуется |
Вкусно |
Испугается |
Не знаю |
Обидно |
Радость |
Грусть |
10 |
Интересные |
Удивится он |
Нравится |
Испугалась |
<p class="Table_0020Grid" style=" text-align: center; line-height: 18 |
Информация о работе Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста