Развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: создание системы руководства сюжетно-ролевыми играми детей 5-6 лет.
Гипотеза: мы предполагаем что, сюжеты ролевых игр детей 5-6 лет станут более разнообразными, если воспитатель будет осуществлять руководство этой деятельностью. Объект - сюжеты ролевых игр детей 5-6 лет.
Предмет - развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет. Задачи: Теоретически обосновать проблему исследования развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет. Выявить уровень развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.
Экспериментально проверить развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические основы развития сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 лет--------------------------------------------------------------------------------------------6
1.1. Особенности сюжетно-игровой деятельности детей 5-6 лет----------6
1.2. Структура сюжетно-ролевой игры (роль, сюжет, замыслы, правила)--------------------------------------------------------------------------------------------------10
1.3. Сюжеты детских игр: их разнообразие, связь окружающей действительностью------------------------------------------------------------------------16
1.4. Способы развития сюжетов детских игр----------------------------------20
Глава 2. Экспериментальное исследование развития сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 лет------------------------------------------------------------------------25
2.1 Констатирующий эксперимент----------------------------------------------26
2.2 Формирующий эксперимент-------------------------------------------------30
2.3 Контрольный эксперимент---------------------------------------------------34
Заключение--------------------------------------------------------------------------------38
Литература---------------------------------------------------------------------------------40
Приложение--------------------------------------------------------------------------------42

Вложенные файлы: 1 файл

0611055_41FE8_kursovaya_rabota_razvitie_syuzhetov_rolevyh_igr_detey_5_6_le.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром  называют "ведущей" – именно благодаря  игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.  
После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника проходит несколько стадий.  
      Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д.  
       Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий.  
И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.  
      Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности, последняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социализации.  
       Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют [16]. 
        Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, нескольких детей, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным. 
   В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.  
    Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму.  
Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры y них растягиваются на несколько дней.  
     Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Действия разных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников главное отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок, никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, напpимеp, одного и того же мишкy не бyдyт осматpивать два доктоpа одновpеменно, один поезд не поведyт два машиниста. Дети, включенные в общyю системy отношений, pаспpеделяют междy собой pоли до начала игpы. Для стаpших дошкольников важно подчинение пpавилам, вытекающим из pоли, пpичем пpавильность выполнения этих пpавил ими жестко контpолиpyется.  
Игровые действия постепенно теpяют свое пеpвоначальное значение. Собственно пpедметные действия сокpащаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются pечью ("Hy, я помыла им pyки. Садимся за стол!"). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет

 

Исследование проводилось  на базе МДОУ №73 ЦРР.

На различных этапах исследования было охвачено 26 детей  в возрасте 5 – 6  лет. Дети были разделены  на экспериментальную и  контрольную группы по 13 человек в каждой. Список детей контрольной и экспериментальной и контрольной  групп представлен в приложение 1.

Работа проводилась  с 18.02.08 по 23.05.08.

Психолого-педагогический эксперимент проводился в три  этапа:

  1. Констатирующий эксперимент.
  2. Формирующий эксперимент.
  3. Контрольный эксперимент.

Методы исследования: эксперимент; наблюдение; количественная и качественная обработка результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Констатирующий  эксперимент

 

Цель: выявить уровень развития  сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 лет.

Задачи:

    1. Определить критерии сюжетов ролевых игр детей 5 – 6 лет.
    2. Выявить сюжеты ролевых игр детей 5 – 6 лет.
    3. Провести анализ полученных результатов.

Для проведения эксперимента были взяты 23 детей старшего дошкольного возраста и поделены по 13 детей на экспериментальную (А) и контрольную (Б) группы. Констатирующий эксперимент проводился в обеих группах.

Основной метод исследования данного этапа эксперимента это  открытое, сплошное, не включённое, лангетюдное  наблюдение.

На основе изученной  психолого-педагогической литературы можно выделить следующие критерии сюжетов: частота повторения, длительность, тематика.

 Результаты наблюдения  за экспериментальной и контрольной  группой зафиксированы в  следующей  таблице.

Таблица 1

Результаты наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

 

А

Тематика 

Длительность 

Артём А.

«Семья», «Водители», «Гараж», «Магазин».

Все игры продолжительны по времени (2 – 3 дня).

Вадим Б.

«Водители», «Гараж»,          «День рождения», «Военные».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Марк Г.

«Водители», «Семья»,

Все игры продолжительны по времени (2 – 3 дня).

Саша Г.

«Моряки», «Пожарные», «Военные».

Игры не продолжительные  по времени.

Рита К.

«Семья»,    «Гараж», «Военные».

Игры не продолжительные  по времени.

Саша П.

«Военные», «Пожарные», «Больница».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Вика П.

«Семья»,    «Гараж», «Парикмахерская».

Игры не продолжительные  по времени.

Настя С.

«Семья», «Принцессы»,

Продолжительность 1 – 2 дня.

Артём С.

«Гараж», «Водители», «Пожарные».

Все игры продолжительны по времени (2 – 3 дня).

Саша В.

«Пожарные», «Больница», «Семья».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Даша Л.

«Семья», «Парикмахерская», «Магазин».

Игры не продолжительные  по времени.

Настя В.

«Парикмахерская», «Больница», «Семья».

Игры не продолжительные по времени.

Женя К.

«Гараж»,     «Человек Паук», «Военные».

Все игры продолжительны по времени (3 – 4 дня).


 

Б

Тематика 

Длительность 

Коля А.

«Гараж», «Больница», «Военные».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Настя Б.

«Семья», «Принцессы».

Игры не продолжительные по времени.

Настя Е.

«Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Лена К.

«Семья», «Принцессы», «День  рождения».

Игры не продолжительные  по времени.

Саша К.

«Гараж», «Водители».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Витя М.

«Семья», «День рождения», «Больница».

Игры не продолжительные  по времени.

Коля Р.

«Гараж», «Пожарные», «Больница».

Игры не продолжительные  по времени.

Маша С.

«Семья», «Принцессы», «День  рождения».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Максим У.

«Человек Паук», «Гараж», «Военные».

Игры не продолжительные  по времени.

Серёжа Ф.

«Гараж», «Военные»,

«День рождения».

Продолжительность 1 – 2 дня.

Саша К.

«Военные», «Пожарные», «Семья».

Игры не продолжительные  по времени.

Костя П.

«Семья»,

«День рождения», «Военные».

Все игры продолжительны по времени (2 – 3 дня).

Серёжа П.

«Гараж»,    «Семья», «Военные».

Продолжительность 1 – 2 дня.


 

   На основе полученных  результатов в процессе наблюдения  можно отметить, что тематика  сюжетов в основном бытовая, по продолжительности сюжеты кратковременные.

Таким образом, выводы, сделанные  в результате наблюдения, показали необходимость работы, направленной на обогащение сюжетов ролевых игр  детей 5 – 6 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формирующий  эксперимент

 

Цель: обогатить сюжеты ролевых игр детей 5 – 6 лет.

Для обогащения сюжетов  необходимо отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое  внимание уделять становлению нравственных качеств.

Участвовать в играх  детей в качестве партнера. В игре брать на себя одну из ролей (не обязательно  главную) и выполнять игровые  действия в соответствии с ней. Например: "Я – бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в магазин за продуктами и испечем его…"

Не навязывать детям  свое мнение о развитии сюжета и  поведении героев, но принимать участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. Например: " А можно я буду играть с вами в "больницу". Я буду пациентом. У меня заболит голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку…"

Главным условием проведения формирующего эксперимента явилось руководство игрой со стороны воспитателя и при этом предоставление детям свободы и самостоятельности в игре.

Таблица 2

План работы

 

 

 

 

 

Упражнения 

Цель 

Телефонный разговор персонажей

«Доктор», «Бабушка».

Развить диалог сюжета.

Игра-придумывание

«Что и как придумать?»

Научить  сложному преобразованию знакомого сюжета.

Беседа о шофёре и  пассажирах автобуса.

Активизировать знания для дальнейшего проигрывания.

Сюжетно-ролевая игра  «Зоопарк»

Научить придумывать  сюжет на заданную тему.

Провести   беседу

«Профессия моих родителей».

Активизировать имеющиеся  знания для сюжетосложения.

Сюжетно-ролевая игра «Пароход».

Закрепить знания о капитане и матросах, активизировать их.

Чтение художественной литературы

«Царевна - несмеяна».

Обогатить сюжеты ролевых  игр.


 

Основные трудности  при проведении эксперимента были связаны  с принятием ребенком взрослого  как партнера в деятельности. Так, дети,  участвующие в эксперименте, первоначально недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру, которая скоро закончится. Во время наблюдения дети достаточно часто настороженно воспринимают любого водящего в группу взрослого, а тем более того, который идет на непосредственный контакт с ним. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боясь быть замеченным воспитателем.

Вхождение экспериментатора в детскую деятельность и развертывание  в ней партнерских отношений  постепенно меняло позицию детей. Было замечено, что дети стали часто обращаться к взрослому, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда экспериментатор поддерживал беседу детей, находился в курсе детских интересов, включался в обсуждение детского замысла, считался с мнением других детей, подчеркивал достоинства замысла ребенка. Оказывалась помощь ребенку в случае его затруднений или обращений за советом.

Больших усилий, например, потребовало налаживание контакта с Сашей В., практически не принимавшим, по нашим наблюдениям, участия в совместной с другими детьми деятельности. Стремясь расположить ребёнка к совместной игре, было предложено ему обсуждать иллюстрации книг. Внутри совместной деятельности старших дошкольников с взрослым обращалось внимание на  достоинства Саши, демонстрировались его достижения. Через некоторое время было замечено, что мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, начал самостоятельно подключаться к совместной деятельности, правда, предпочитал те занятия, в которых участвовал экспериментатор.

Для развития сюжетосложения с детьми была проведена игра-придумывание. Было предложено вспомнить известную сказку. Например: «Саша, Вика, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого Волка? Что-то я ее немножко забыла. Давайте вместе ее вспомним: немножко расскажет Саша, потом Настя, потом – я, а затем Саша». Пересказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события.

Затем было предложено этим детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую».

По мере овладения  умением совместно комбинировать  разнообразные события, стимулировали  детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, Баба-Яга звонит продавцу, чтобы узнать, можно ли купить в магазине метлу, так как  ее сломалась).

Информация о работе Развитие сюжетов ролевых игр детей 5-6 лет