Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Содержание

Введение
Глава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.1.1.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
1.1.2.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства
1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
1.3.Диагностика творческих способностей и роль влияния на музыкальные способности
Глава II Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности
2.2.Содержание и сравнительная характеристика некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников
2.2.1.Анализ программы М.А.Васильевой «Развитие индивидуально - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства»
2.2.2Роль воспитателя в организации музыкально- театрализованной деятельности дошкольника
2.3.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей
3.1.Констатирующий эксперимент
3.2.Формирующий эксперимент
3.3.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

В ходе занятий применялось  чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в  развивающие игры “Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали  мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, а также привлекала родителей к изготовлению костюмов и декорации для спектаклей, в которых их дети принимали участие.

Постоянно знакомились с  произведениями детских  писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто. После их прочтения  проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев, положительный  или отрицательный, и как можно  его показать, проиграть.

Часто проводились развивающие  игры “Что ты слышишь  за окном?”, “Передай позу”, “Летает - не летает”, “Растет - не растет”, “Живой телефон”, которые  развивают у детей  память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и  фантазию. Применялись упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер” и др. И на развитие фантазии “Продолжи сказку…”.

Большую роль уделялась работе над самим спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказки, которые  хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей. Готовые сценарии  старалась брать  из книг только в  стихах, или переделывала сказки на новый лад - на стихотворную форму. Так из простых русских народных сказок “Колобок”, “Теремок” происходило превращение в новую, более интересную сказку. Дети с удовольствием заучивали свои, иногда даже большие роли в стихах. Затем работа шла над отдельными эпизодами с текстом. Проигрывая каждую роль, показывала детям, какие при этом надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение героев. Потом подбирали с музыкальным руководителем сопровождение. Соединяли различные эпизоды сказки с сопровождением музыкального инструмента. Заключительный этапом подготовки спектакля было повторный показ и генеральная репетиция. Вместе с родителями изготовляли костюмы и декорации к постановкам.

В подготовительной группе были поставлены сказки на новый (стихотворный) лад, - это и “Колобок”, “Маша и медведь”, “Теремок”, “Гриб-боровик”, “Снежная королева”, “Кошкин дом”. И все, кто видел спектакли, это и сотрудники детского сада и особенно родители - давали им положительную оценку. По словам родителей, после занятий в кружке их дети стали более эмоциональны, более раскрепощенные и выразительные.

Показывали  свои сказки и детям младших групп, а однажды в литературной викторине в роли “Сказочника” играла мама одного ребенка, и ей самой это тоже очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций. Вместе с детьми подготовили и показали театрализованные спектакли по сказкам “Волк и семеро козлят” “Репка”, “Рукавичка”, “Кто сказал МЯУ?”, “Лесной пожар”, в которых играли сами малыши, что вызывало у них большой восторг от игры. 

 

3.3.Контрольный  эксперимент

 

На  этом этапе используются те же диагностические  методики,что и в констатирующем эксперименте,чтобы сопоставить результаты обследования исспытуемых или условий их музыкального развития.На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.

      Цель:

Задание№1

1)Прослушать  музыку П.И.Чайковского  «Подснежник».

Детям дана прослушать музыку П.И.Чайковского «Подснежник».Музыку прослушали до конца все дети,некоторые дети попросили еще раз прослушать музыку. После прослушивания  воспитатель  попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыки и выразительности музыки смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. Спластикой справились все десять человек.  

Задание№2

1)Прослушать  музыку Г.Свиридова  «Тройка»

Детям дана прослушать музыку Г.Свиридов «Тройка». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания  воспитатель  попросила мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном ин струменте,с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. Спластикой справились все десять человек. 

Задание№3

1)Прослушать  музыку Е.Тиличеевой  «О чем плачет  дождик»

Детям дана прослушать музыка Е.Тиличеевой «О чем  плачет дождик». Музыку прослушали до конца  все дети. После  прослушивания  воспитатель  попросила мысленно нарисовать картину по произведению и прохлопать, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

 

Задание№4 

1)Прослушать  музыку Э.Григ "Кобольд".

Детям дана прослушать музыка Э.Григ «Кобольд». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания  воспитатель  попросила мысленно нарисовать картину по произведению   прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек. 

Задание№5

1)Прослушать  музыку Е.Тиличеевой  «Котик и козлик» 

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Котик и козлик». Музыку прослушали до конца  все дети. После  прослушивания  воспитатель  попросила мысленно нарисовать картину  по произведению   прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие способности – далеко не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

В заключение следует  отметить, что воспитание творческих способностей детей  будет эффективным  лишь в том случае, если оно будет  представлять собой  целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной  работе мы, на основе изучения литературы  по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность  в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей,чем-либо,взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На взгляд,необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.

 

Список литературы

 

  1. «Синтез»  программа  развития музыкального восприятия у  детей на основе синтеза искусств (6-й  год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой М.: 1998
  2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей Л:1961;
  3. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984
  4. Березина В.Г.,  Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
  5. Богат В.,  Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 1. стр. 17-19.
  6. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 11. стр. 32-38.
  7. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 4. стр. 5-9.
  8. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду  - М.: Просвещение, 1981
  9. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.
  10. Годфруа Ж., Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.
  11. Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
  12. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 12. стр. 73-75.
  13. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
  14. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 2. стр. 54-58.
  15. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 № 7,8. стр. 11-20.
  16. Кудрявцев В.,  Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 9 стр. 52-59, 10 стр. 62-69.
  17. Левин В.А., Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
  18. Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
  19. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. М, 1982
  20. Мурашковская И.Н., Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
  21. Нестеренко А. А., Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.
  22. Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
  23. Никитин Б., Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.
  24. Палашна Т.Н., Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1989 6. стр. 69-72.
  25. Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
  26. Полуянов Д., Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985. 50стр.
  27. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 5. стр. 21-27.
  28. Халабузарь П., Методика музыкльного воспитания М., 1989
  29. Шустерман М.Н., "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 1994. 50стр.

 

Приложение.

 

Сценарий  сказки “Кто сказал “ Мяу”?

ля детей старшей группы).

Цель:познакомить со сказкой В.Сутеева "Kто сказал "мяу"?";учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;сформировать представления детей о животном мире и местах обитания животных;развивать воображение при работе с символами;формировать умения имитировать движения,характерные для различных животных,под музыкальное сопроваждение;развивать мыслительные операции анализа (установление различий,исключение лишнего и т.п.).

Музыкальный репертуар: В.Шаинского.

Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела.

(В  центре зала стоит  домик с окном.  На полу возле  дома лежит коврик.)

Ведущий:

Жил в домике Щенок

Веселый, озорной.

Он  поиграть бы мог

С тобою и со мной.

Он  лаял очень звонко,

Нисколько не скучал

И мамочку родную

Совсем  не огорчал.

(Появляется Щенок с мамой Песенка Щенка Муз.В.Шаинского)

Щенок:

Гав, гав, гав! Давайте  же будем

Вместе  весело играть.

Вместе  бегать, вместе прыгать.

Кто же будет начинать?

(Танец  Щенка с мамой  Муз.В.Шаинского ).

Вед:

Наш Щенок был очень  весел,

Очень боек, очень скор,

Но  устал. И вот, зевая,

Спать улегся на ковер.

(Мама  укладывает Щенка  спать. Он сворачивается  клубочком на коврике  возле домика. Вбегает  Кошка, подкрадывается  к Щенку).

Кошка:

Спать улегся без обеда…

Разбужу-ка я соседа.

Погоди-ка милый мой,

Пошучу  я над Тобой

Мяу-мяу! (убегает).

Щенок: (просыпается)

“Мяу!”  кто сейчас сказал?

Кто поспать Щенку  не дал?

Вед:

Выглянул  во двор Щенок,

Видит: Петя-Петушок.

В красных новеньких  сапожках

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности