Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 04:57, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.
Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.1. Способности. Творческие способности младших школьников
1.2 Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1 Диагностический инструментарий (тест Торренса)
2.2 Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников
Заключение
Список литературы
Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:
Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.[16]
Под творческими (креативными)
способностями учащихся понимают комплексные
возможности ученика в
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Опыт творческой деятельности,
по мнению исследователей В.В. Давыдова,
Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера,
М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является
самостоятельным структурным
Эффективность проводимой работы
во многом определяется характером взаимоотношений
как между учащимися, так и
между учащимися и педагогом.
Одним их педагогических условий
эффективности системы
При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Таким образом, под личностно-деятельностным
взаимодействием учителя и
Накопление каждым учащимся
опыта самостоятельной
Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.
Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия.
Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим. [17]
Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.
В тактике творческого
стиля преподавания просматриваются
следующие линии поведения
Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях.
Атмосфера творчества создается путем:
При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я. [4]
Продолжить эту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий на понимание друг друга «с полуслова», разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения». А в четвертом классе в разделе «Качества творческой личности» предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.
При выполнении серии заданий
на познание объектов с помощью анализаторов
показать несовершенство органов чувств
человека, его воображения, мышления
и способности к творчеству. Опытным
путем учащиеся должны прийти к выводу,
что для осуществления
Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:
Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом.
Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.
Задание «Закончи рисунок». Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Не следует проводить одновременно тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т.е. не более одного класса.
Для младших детей размер группы следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.
Время выполнения теста 10 минут.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст:
«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравиться».
Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:
«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».
Затем определяются баллы
за РАЗРАБОТАННОСТЬ каждого
Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках математики