Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 07:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы выявление и обоснование приёмов и методов работы по развитию творческого воображения на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте…………………………
6
1.1
Понятие о творческом воображении, его роль в обучении и развитии детей…………………………………………………….........
6
1.2
Развитие творческого воображения у младших школьников………
17
Глава 2.
Специфика уроков изобразительного искусства………………………
24
2.1
Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО…………..
24
2.2
Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства……………
27
Глава 3.
Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития воображения младших школьников на уроках ИЗО………………….
35
3.1
Процедура и методы исследования……………………………………
35
3.2
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению возможностей развития творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО…………………………………
44
Заключение…………………………………………………………………………...
47
Список литературы………………………………………………………………….
49
Приложение………………………………………………………………………….
51

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова Ирина, диплом готовый(2).doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

· Для достижения успеха важна мотивация

· Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

· Организовывать и направлять способности как вид деятельности [24].

Выстраивать систему занятий необходимо таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении учащихся.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

До недавнего времени в практике школы было очень распространенно обучение по образцу. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы у ребят получались аккуратные работы, как можно более похожие на демонстрируемый предмет. Обучение по образцу - это тренировка, при помощи которой ученик может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение тех или иных операций. Однако " механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития воображения".

В самом деле, копируя образец, да ещё зачастую выполняя все действия под диктовку, учащиеся делают работу чисто механически. Внешне такой урок производит впечатление хорошо организованного, чёткого, учителю нетрудно следить за работой каждого ученика, но в сущности это только передача приёмов и способов действий, без развития творческих способностей [20].

Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное развитие воображения ученика возможно лишь в процессе самостоятельного поиска нового способа действия, необходимо и на уроках ИЗО создавать ситуацию поиска [23].

 

2.2 Своеобразие и виды  уроков изобразительного искусства

 

Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.

Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение. Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь - то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности. А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее [16].

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости - все это в совокупности и составляют творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя изобразительного искусства - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности. Именно сейчас, в век научно-технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности повысить интеллектуальный потенциал народа. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства. Суть в том, что роль науки и искусства в воспитании различна. Наука рассматривает сам предмет, искусство - отношение человека к нему. Наука дает знания, искусство наполняет их смыслом, поскольку способно воздействовать на душу людей. Наука обеспечивает человека информацией, развивает логическое мышление. Искусство формирует мышление творческое, учит мыслить образно. В сочетании они позволяют воспитать человека нравственного, который не может стать плохим, бездумным работником и специалистом [21].

Школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот прекрасный и разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький художник поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество - это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу. Как должен доверять маленький художник учителю, чтобы рядом с ним оставаться самим собой! Педагог должен быть профессионалом во всех областях своего предмета, чтобы дети поверили ему. Ведь, именно педагог является инициатором творческих задумок. А любовь к творчеству в целом и к изобразительному искусству в частности начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств, эмоций, где всегда присутствует положительная энергия. Именно эту энергию дети несут в своем творчестве. Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы, повысить уровень их восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А во - вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога - научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А. Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности - вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только тогда станет интересным увлекательным, "если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры". Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческих способностей, фантазии, развивают способность творить что-то новое [9].

Особенностью обучения на уроках творчества является то, что существуют два основных подхода. Их можно определить, как академическое и свободное (творческое). В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают изобразительные, практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики осваивают новую технику - работу красками и кистью, графическими материалами (карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы, пластилин, природные материалы, картон), то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества. Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно. Для того, чтобы маленький художник "вступил во владения" собственным творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение. Мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках. Творческие задания носят открытый характер, и под час, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Роль учителя здесь состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу, и тем самым подстегнуть их интерес к творчеству. Педагог в любой творческой деятельности должен поощрять инициативу детей, обогащать арсенал способов самовыражения, поддерживать первоначальную активность. Развитие интереса к творчеству на уроках проявляется в освоении различных техник, и притом не требующих кропотливых, однообразных движений, которые убивают в эмоциональных, пылких душах творчество. Их нужно менять.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка. Его интересы, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст " верного" решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет сочетания цветов, выражающие определенное чувство или выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно художественно - творческую задачу.

При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках - сказках.

Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход. Часто в начальной школе детей вынуждают рисовать и действовать в рамках установленных схем. Стереотипные представления, шаблоны, не возбуждают фантазию и творческое воображение, а только надоедают и подавляют развитие творческой личности. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы в творчестве не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю [5].

Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Главная составляющая творческой деятельности - умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли, опираясь на собственные ощущения и предпочтения.

Творческая деятельность - это такая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией.

Воображение - есть импульс к творчеству.

  • Творческая деятельность включает в себя следующее:
  • Изобразительное искусство.
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Вышивка, мягкая игрушка.
  • Дизайн, конструирование, моделирование.

Группа искусств, основанных на воспроизведение конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике, получила название изобразительных. К ним относятся - скульптура, живопись, графика. Видимое сходство, подобие образа и реальности - характерная черта этих искусств. Достигается это сходство в каждом искусстве своими особыми средствами: в скульптуре - пластикой объемных форм, в живописи - красками на плоскости, в графике - линиями, штрихом, пятном в условном, чаще всего черно-белом цвете. Предметы, которые употребляются в жизни, и вместе с тем служат украшением, называют декоративно-прикладным. Прикладное - значит, употребляемое в жизни. Декоративное - значит, украшающее жизнь. К этому виду искусства относится: - лепка, керамика

    • различные виды аппликации, коллаж
    • флористика
    • игрушки, куклы
    • костюмы
    • народная роспись, орнамент.

Дизайн - это особая область искусства конструирования, проектирования и моделирования предметного мира, на основе практических и эстетических данных. Аппликация - от латинского слова "applicacio" - прикладывание, широко распространяемая техника декоративно-прикладного искусства. Это разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломки, предметы декора, природный материал нашивают или приклеивают на материал другого цвета, фактуры или выделки. Аппликацию широко использую на своих уроках по технологи. Необычайно интересными получаются детские аппликации, используемые в народном костюме и декоративных украшения, а также при изготовлении поделок из кожи, различных панно, декоративных ковриков, выполненных из разноцветных лоскутков ткани и меха, наклеенных на суровое полотно, аппликации из птичьих перьев, яичной скорлупы, карандашных стружек и ватных, газетных комочков, разнообразные композиции из бумаги, выполненные различными способами. Способы выполнения аппликации также очень разнообразны: обрывная, коллажная, объемная, смешанная. Такое множество разнообразных и оригинальных способов творческой деятельности необычайно развивает ребенка, у него развивается фантазия творческое воображение, появляется эстетический вкус, что важно не только в искусстве, но и повседневной жизни. Разнообразные технологические приемы служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность. Большую роль в развитии креативных способностей занимают занятия по моделированию и конструированию. Это первые попытки знакомства с дизайном. Здесь развиваются пространственное и логическое мышление, художественное видение, композиционное чувство. Ребенок применяет приобретенные практические навыки, умения и вкус для того, чтобы сделать что-то своими руками, проявить свою изобретательность, находчивость, смекалку. А делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению [2].

По характеру того, что и как изображает ребенок можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления, наблюдения. И не случайно, так же, одним из любимых видов творчества является ИЗО деятельность. Как и в декоративно-прикладном искусстве, так и в изобразительном я стараюсь применять различные техники, приемы, рисования. К техническим приемам ИЗО относятся:

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства