Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель работы: определить творческий потенциал различных возрастных групп.
Задачи:
- выявить теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности;
- определить возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика;
- ознакомиться с историей становления системы экологического образования;
- определить творческий потенциал группы школьников.
Введение………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала..5
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития……………………………………7
Экологическое образование и творческий потенциал……....14
История становления системы экологического образования..22
Современные системы экологического образования и воспитания из отечественного и зарубежного опытов………25
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования…………………………………..27
Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностик…31
Исследование развития творческого потенциала в экологическом образовании. …………………………………………………………..33
Диагностика творческого потенциала школьников.………..33
Изучение критериев творческого потенциала и развития интеллекта………………….…………………………………..35
Особенности проявления творческого потенциала школьников различных возрастных групп………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………..52
Грубо говоря, все возможные способы можно разделить на три основных направления. Первое, научное, предполагает углубленное изучение биологии, проведение самостоятельных полевых наблюдений и исследований, написание научных работ. При втором дети, не особо углубляясь в научные дебри, занимаются очисткой городов, лесов и рек от мусора. Наконец, третье направление – это разнообразное творчество на экологические темы: театры и газеты, стихи, рассказы и фотографии о природе. Представители различных направлений нередко вызывают друг у друга раздражение. С точки же зрения людей науки различные представители экологического творчества наименее понятны и нужны. Они не совершают реальных научных открытий и не спасают реальный лес от реального мусора. Они – развлекаются. Играют. Кому и зачем нужны их игры? Какой толк от них природе? Понять это помогает Х Фестиваль «Экология. Творчество. Дети», который прошел в Московском зоопарке с 20 по 27 марта 2004 г.
Для ученых скептиков
«Не только образование, получение конкретных знаний, помогает спасению и сохранению окружающей среды. Творческое осмысление мира, стремление к гармонии взаимоотношений в природе – вот основа тех творческих задач, которые ставит перед собой фестиваль». (В.Спицин, директор Московского зоопарка.)
Уже десять лет назад первый фестиваль «Экология. Творчество. Дети» вызвал интерес и привлек участников не только из столицы, но и из Рязани, Волгограда, Нижнего Тагила и других больших и малых городов России. За прошедшие годы география фестиваля еще более расширилась, а общее количество участников достигло нескольких тысяч. Сюда приезжают и присылают свои работы жители больших городов и крохотных поселков, учащиеся школ и детских садов, станций юных натуралистов и детских экологических центров. Дети работают в самых разнообразных жанрах. На фестивале представлены спектакли и сказки, стихи и сценарии, рисунки и поделки, фотографии и видеофильмы. Их художественные достоинства неравнозначны, но все они свидетельствуют о глубине восприятия окружающего мира, о тревоге за этот мир и чувстве личной ответственности за него. И все они гораздо убедительнее теоретических споров, показывают: творчество тоже может быть путем в экологию.
Специалисты утверждают: «Экология как школьная дисциплина – чрезвычайно благодатная область для развития творческой личности. С другой стороны, изучение экологии без применения творческих алгоритмов вряд ли приведет к повышению уровня экологического образования. Это связано с интегративным характером самой экологии. Вся система формального обучения основана на логике сознания, и лишь творчество имеет непосредственную связь с подсознанием»
(Т. Кожина, учитель биологии и экологии «Развитие творческого мышления при изучении экологии»).
А.А. Александров, художественный руководитель театра «Тик-Так», директор Фестиваля, будучи человеком искусства, выражает свою точку зрения более эмоционально: «У современных детей потребность в творческой деятельности и тяга к природе гораздо сильнее, чем раньше. В нашей тяжелой жизни им нужно опираться на что-то красивое и нравственное. Посмотрите на детские работы, рисунки – это абсолютная необходимость для них!».
В единстве с миром
«Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом». (Средневековый китайский художник.)
Работы юных художников, в некотором отношении, – наиболее показательная часть фестиваля. Поставить спектакль или снять фильм далеко не всем детям по силам и по средствам. Отдельная проблема – приехать со своим спектаклем из дальнего города в Москву. Но рисовать и присылать свои рисунки доступно практически всем. И они рисуют, и присылают. Детские рисунки, представленные на фестивале, прекрасны. Они привлекают внимание, даже будучи выставленными в зоопарке, среди живых зверей, с которыми, казалось бы, конкурировать бесполезно. Такая привлекательность не случайна.
Практически любому ребенку знакомо чувство единства с природой. Он умеет видеть мир глазами цветов и знает, о чем думает ворона. Но если у многих детей с возрастом это умение, к сожалению, пропадает, то у детей рисующих оно поддерживается и развивается. Умение видеть природу изнутри ее собственными глазами, ищет своего выражения, которым становится рисунок. Рисуя, ребенок учится вниманию к миру, обнаруживает, что в природе нет двух одинаковых объектов. В строении, цвете и форме каждого пера птицы, каждого листа на дереве множество неповторимых признаков. Более того, обнаруживается, что невозможно нарисовать мир без способности переживать глубинное единство с ним. А у погруженного в это переживание человека исчезает психологическая преграда, отделяющая от природы, рождается новое отношение к действительности. Пережив хоть раз чувство единства с миром, человек уже не может относиться к нему как к чему-то утилитарному, он всегда ощущает, что другая жизнь имеет собственную, независимую от него, ценность. Не это ли понимание и принятие другого, признание ценности существования всего живого и есть конечная цель экологического воспитания? И, наверное, именно эти, глубоко нравственные, качества придают такую неповторимую прелесть присланным на фестиваль работам и находят отклик у зрителей, написавших в книге отзывов: «Остались в большом восхищении, что наши дети еще могут и хотят зажигать звезды на этом небе!»
Спектакли
«Одним из самых эффективных путей формирования экологического сознания является Детский экологический театр – соединение экологического образования с творчеством и экологическое воспитание по обе стороны рампы – и для самих юных актеров и для почтеннейшей публики». (О.А. Сиваченко, руководитель Детского экологического театра «Несмотря ни на что».)
В детстве мы почти каждый день воображаем себя кем-нибудь, придумываем себе игры и роли в них. Но чтобы сыграть роль, необходимо почувствовать, как говорит, двигается, видит то или иное существо, чего оно боится, чему радуется и какими средствами это выражает. Роли меняются, развивая способность быть другим и понимать другого. Ребенок готов и хочет наделить жизнью, характером и судьбой все в окружающем мире. Эту способность использует, развивает и направляет экологический театр.
Что важнее в экологическом театре – Экология или Театр? Что более необходимо: хорошая дикция, четкие мизансцены, богатые декорации, музыка, подсветки? Или глубокое освещение экологических проблем, изобилие фактов, терминов, цифр? Такой вопрос может возникнуть лишь у того, кто не видел спектакли детских экологических театров. Работы ребят из Новочеркасска, Твери, Владимира, Кирова и Москвы, представленные на фестивале, доказывают, что театр и экология не только вполне совместимы, но и обогащают и помогают друг другу. Информация об актуальных экологических проблемах, поданная в театрализованной форме, не только запоминается, но и становится живой и насущной, «одушевленные» цифры, факты, процессы и термины легко и непринужденно проникают в умы и души зрителей. И, кстати, именно экологический театр дает прекрасную возможность объединения всех направлений экологического образования. И научные работы, и акции по уборке мусора вполне могут стать темой новых спектаклей, обогатить их яркими живыми эпизодами из практики.
1.3. История становления системы экологического образования
Экологическое образование становится приоритетным направлением государственной стратегии устойчивого развития России. Оно должно способствовать решению экологических проблем населением страны в быстро меняющихся условиях окружающей среды. Такое образование призвано формировать общественно-экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом; поднимать уровень культуры человека и общества в целом, совершенствовать моральные качества людей. Экологию должен отличать нравственный аспект, что потребует пересмотра современного состояния педагогической системы.
Сегодня необходимо включить рассмотрение экологических проблем во все учебные программы, так как эти проблемы становятся настолько серьезными и конкретными, что должны быть задействованы все каналы воздействия на личность. В осуществление постановленной задачи обязаны включиться педагоги независимо от специальности: экологи, биологи, географы должны принять участие в передаче экологических знаний, умений и навыков, а в формировании отношения к природе, целей взаимодействия с ней - все педагоги. В период экологического кризиса, когда в биосфере происходят необратимые изменения, ограничивающие жизненные возможности человека, экологическое образование приобретает еще и особый социальный смысл. Экологическое образование в свете Концепции устойчивого развития становится систематизирующим фактором образования в целом, определяющем его стратегические цели и ведущие направления, закладывая интеллектуальную основу школы будущего.
Термин "экология", предложенный более 100 лет назад выдающимся
естествоиспытателем Эрнстом Геккелем, в настоящее время приобрел иное значение. В современном мире экология -это междисциплинарное системное научное направление. Поведение человека, его культура во многом определяет состояние биосферы, а вместе с ней и судьбу человеческой цивилизации. Экология приобретает черты всеобъемлющего и
современного мировоззрения, превращаясь в учение о путях выживания человечества. Новое мировоззрение не может родиться само собой. Экологическое сознание каждого гражданина республики в дальнейшем может статься не безразличным для жизни природы, просто если даже он (гражданин) не станет руководителем, принимающим ответственные решения, а станет педагогом, фермером, инженером или врачом. В
современном обществе сложилось мнение, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Однако даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами развития природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а следовательно, здоровью человека. Возникло понимание того, что без преодоления только потребительского отношения к природе не решить экологических проблем, не уберечь общество от физической и духовной деградации. Необходим переход к экологизации экономики и производства, постиндустриальной экологически ориентированной цивилизации, что обуславливает
формирование системы знаний, построенной на единой теоретической основе и выходящей за традиционные рамки дифференцированных наук о природе. Требования такой идеологии сложнее задач охраны окружающей среды и сокращения потока загрязнений. Новая система экологических знаний должна помочь настоящим и будущим специалистам организовать человеческую деятельность в условиях жесткого экологического императива.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей
Экологического образования и воспитания - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности . Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников. Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней
ценности природы как
- овладение прикладными
знаниями, практическими умениями
и навыками рационального приро
- выработка умений
предвидеть возможные
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе,
взаимосвязях в природе,
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности
в природе гуманистические,
Принципы организации экологического воспитания:
1. Процесс формирования
ответственного отношения к
3. В основе формирования
бережного отношения к природе
лежит единство
4. Процесс формирования
экологической культуры
Систему экологического воспитания составляют звенья:
- Экологическое воспитание в семье;
- Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях;
- Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе);
- Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях;
- Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха;
Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании