Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель работы: определить творческий потенциал различных возрастных групп.
Задачи:
- выявить теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности;
- определить возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика;
- ознакомиться с историей становления системы экологического образования;
- определить творческий потенциал группы школьников.
Введение………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала..5
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития……………………………………7
Экологическое образование и творческий потенциал……....14
История становления системы экологического образования..22
Современные системы экологического образования и воспитания из отечественного и зарубежного опытов………25
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования…………………………………..27
Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностик…31
Исследование развития творческого потенциала в экологическом образовании. …………………………………………………………..33
Диагностика творческого потенциала школьников.………..33
Изучение критериев творческого потенциала и развития интеллекта………………….…………………………………..35
Особенности проявления творческого потенциала школьников различных возрастных групп………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………..52
- Самообразование и самовоспитание;
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают :
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Выделяют:
-урок как традиционная форма ( вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
-специальные уроки (
-внеклассная и внешкольная
-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
-различные виды экскурсий.
-СМИ.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников.
Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Подходы экологического образования
Методологическая основа экологического образования опирается на следующие подходы, исходящие из различий понимания экологического кризиса и путей выхода из него:
естественнонаучный - причина кризиса - в недостатке у людей знаний о природе, природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду. Решение проблемы видится в обучении как можно большего числа людей экологическим знаниям через различные естественно-научные дисциплины : биологию, физику, химию,географию и т.д.;
натуралистический - основная идея может быть сформулирована как "изучение природы на природе, а не через абстрактные теоретические знания";
глобально-биосферный - рассматривает экологический кризис как глобальное планетарное явление. Выход видится в понимании людьми сущности глобальных экологических проблем и политических решений, концентрирующих усилия мирового сообщества;
проблемный - рассматривает кризис как результат совокупного действия уже
существующих экологических
ценностный - рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными. Создание условий для того, чтобы люди нашли свой путь для воссоединения с жизнью и миром - одна из задач нового философского направления -"глубинной экологии";
культурно-цивилшационный - рассматривает проблему как системный кризис цивилизаций для решения которого нужно формировать очаги новой культуры. Он пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование и т.д.). Он перекликается с принципами многих религиозных и философских учений. Констатирует, что решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека и социальной справедливости.
Из всего этого многообразия подходов можно выделить два полярных. Это естественнонаучный подход, в рамках которого обучение проходит через знания по предметам: биология, химия, география и т.д. Этот подход отражает видение экологического кризиса как недостаток знаний об экосистемах разного уровня, о влиянии на них человека, о взаимосвязях. Ценностный подход рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными. "Человек
должен прочувствовать свое родство с природой, умерить свои потребности и развивать духовную сферу" - основная задача этого направления.
1.5. Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования.
Разработка общих стратегий экологического образования и охраны природы, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО и ЮНЕП).
В 1968г. в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы, принявшая обширную программу действий, названную "Человек и биосфера". В этой программе впервые был отмечен глобальный, общечеловеческий характер экологического образования.
Важным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП ("Программа ООН по окружающей среде") в Тбилиси осенью 1977г., которая приняла всеобъемлющую стратегию развития образования в области окружающей среды на национальном уровне, а также выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического (природоохранительного) просвещения, применительно к разным стадиям образования и разным категориям населения. Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено
на конференциях в Найроби (1982г.), Бече (1983г.), Москве (1987г.) и др.
В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание "глобальной сети образования". Необходимо, чтобы все школьные системы включали знакомство с глобальными проблемами, опасностями, которые угрожают человечеству, формировали понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе.
Значительным фактором решения экологических проблем должно стать глобальное воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего экологического образования. "Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим
каждому ребенку простую убедительную мысль: люди -это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь" (Майор Ф.,1990г.).
В вопросах о стратегии экологического образования существует проблема его методической организации. Одни специалисты считают необходимым разработать отдельный предмет "Экология", который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не эквивалентно биологическому, географическому и др., хотя и находится в тесной взаимосвязи. Другие утверждают, что более эффективной является "экологизация" всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер.
Принципиальным является вопрос, что должно стоять в центре внимания: "природная среда" или "мир природы". Без акцентирования экологического образования на "мире природы" не возможно комплексное решение проблемы экологического кризиса.
Существуют различные взгляды в ориентации экологического образования в аспекте приоритета формирования тех или иных подструктур экологического сознания.
Первая тенденция характеризуется на формировании экологических представлений через экологическое просвещение населения, через усвоение экологических знаний.
Вторая тенденция характеризуется ориентацией на формирование экологических отношений.
Третья тенденция характеризуется ориентацией на формирование подструктуры стратегий и технологий, человек должен уметь решать экологические проблемы в процессе практической деятельности.
Также следует выделить различия в тенденциях экологического образования в сильно индустриализированных и менее экономически развитых странах. Так, молодые люди в Англии, Голландии, Германии и др. странах Европы практически не представляют жизни вне городов: природа как таковая занимает очень мало места в их жизни. Соответственно,
стали создаваться специфические программы, занимающиеся обучением на природе, где дети узнают как пахнет. трава и что под пеньками есть специфическая жизнь насекомых и простейших. Здесь упор идет больше на прочувствование и ощущение, нежели на специфические биологические,
географические или экологические знания. Это не касается подготовки специалистов- естественников. Здесь большой упор делается на знания и практическую работу. Еще один компонент экополитический, где управленцев различных уровней учат принимать эколого-сбалансированные решения, учитывающие систему экологических рисков. В некоторых странах Запада науки об окружающей среде включают в себя не только понятия об охране природы, но и об охране исторического наследия .
Другая особенность экологического образования в США и странах Европы - это существование научных лабораторий на базе университетов, наличие механизмов реализации научных идей и их разработок в жизнь. На базе работающего экологического законодательства, привлечение студентов к исследованиям и современным достижениям экологической науки.
В Нидерландах, например, разработаны специальные экологические
программы, предусматривающие информирование, обучение и совместные действия по охране окружающей среды таких групп населения, как потребители, производители, политики, гос. служащие, исследователи, которые направлены на улучшение экологической обстановки.
1.6. Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика
Особенности развития психики человека и сформированность отношения к себе, другим людям и природе; возрастные особенности становления типов экологической культуры; методы диагностики; значимость личностных качеств при становлении типов экологической культуры.
Закономерное развитие типов экологической культуры связано с закономерными возрастными изменениями, характеризующими личность. Психологические характеристики школьников являются основой их развития. И знание учителями возрастных психологических особенностей детей повысит эффективность экологического воспитания.
Период младшего школьного возраста занимает особое положение в становлении экологической культуры. Многие исследователи определяют его как сенситивный период для развития экологической культуры, хотя он имеет бессознательно-сознательную основу.
У них происходит активное развитие осознания себя как субъекта деятельности. Образование системы «Я» рождает тягу к самостоятельности, но пока это происходит на фоне недостаточной саморегуляции.
Осознание собственных качеств не всегда оценивается, а складывается из оценок взрослых. Развивается способность осознавать не только себя, но и другого. Появляется умение мысленно ставить себя на место другого, эмоционально сопереживать. Но они еще не воспринимают и не осознают свои мысли и чувства как нечто объективно-сопутствующее действиям и предметам. Возникает потребность оценивать не качество, а личность целиком. Вырабатывается идеал понятия о психологических свойствах человека. Их переживания, даже без целостности на уровне эмоций, очень важны для дальнейшего развития. К 10-летнему возрасту складывается определенная структура знаний о себе, аргументированно и разносторонне оцениваются собственные возможности, умения и личные качества как со своей точки зрения, так и с точки зрения других.
Для детей характерно безграничное доверие к взрослым и, как следствие, подражание им. Безоговорочно принимаются оценки взрослых, что напрямую влияет на формирование самооценки, а также доверительности, открытости к внешним воздействиям, послушания и исполнительности. Многим детям свойственна сознательная постановка цели и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться задуманного (цели, своего). Особенно, если дети делают что-то своими руками.
Основными мотивами в этот период являются: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Формирование второго не дает возможности адекватной оценки своих способностей и самооценки, снижает уровень притязаний. Система взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах формирует представление о том, что недостаток способностей можно компенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий.
Самостоятельность детей сочетается с зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным для формирования данного качества. Самостоятельность развивается на основе доверия к ребенку.
Возникает новый вид общения — деловое. Постепенно общение с учителем становится для детей менее значимо, чем со сверстниками. Основное отношение к людям — равенство, хотя начинает меняться внутреннее содержание общения (темы и мотивы). Увеличивается личная оценка в выборе партнеров по общению. Это возраст применения предъявляемого ребенку социального ожидания ответственности.
Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании