Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить творческий потенциал различных возрастных групп.
Задачи:
- выявить теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности;
- определить возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика;
- ознакомиться с историей становления системы экологического образования;
- определить творческий потенциал группы школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала..5
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития……………………………………7
Экологическое образование и творческий потенциал……....14
История становления системы экологического образования..22
Современные системы экологического образования и воспитания из отечественного и зарубежного опытов………25
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования…………………………………..27
Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностик…31
Исследование развития творческого потенциала в экологическом образовании. …………………………………………………………..33
Диагностика творческого потенциала школьников.………..33
Изучение критериев творческого потенциала и развития интеллекта………………….…………………………………..35
Особенности проявления творческого потенциала школьников различных возрастных групп………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МПЭ.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Формируется внутренняя позиция, характеризуемая осознанным отношением ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Это отношение выражается делами и словами. Ж.Пиаже указывает на то, что в этот период для ребенка характерна тенденция разделения всего существующего на две категории — хорошее и плохое, не усматривающая никаких полутеней в нравственных оценках. Ребенок младшего школьного возраста мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены раз и навсегда, что они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. О делах судят по результату, а не по намерениям.

В этот период детям не требуется обязательного  общения со сверстниками и взрослыми. Они способны подолгу заниматься в одиночку.

Таким образом, развитие именно младшего школьника наиболее зависит от воздействия на него взрослого человека, от характера этого воздействия. Полученный человеком в этот период опыт непосредственно связан с качествами, свойственными взрослым людям.

Для младшего школьного  возраста характерны резервы развития. Эффективность развития во многом зависит от адаптивных процессов, сформированности умения учиться, не требующего лишних физических усилий, внимательности и усидчивости. Особенно трудно в этом возрасте осуществлять саморегуляцию поведения. Поэтому важно не подавлять эмоциональную сферу ребенка. Надо правильно использовать требование сидеть тихо, реализовывать потребность сообщения своих мыслей, проявления эмоций; всегда объяснять положительные оценки, не ставить отметку по предмету за поведение на уроке, за подчинение (или неподчинение) требованию и т.п.

Репродуктивные образы — представления о событиях и  явлениях — должны заменяться продуктивными. Процесс мышления изменяется от доминирования наглядно-действенного и бедного логикой размышления до словесно-логического на уровне конкретных понятий. В этом возрасте хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности. При этом важно, чтобы все, что сообщается детям, доказывалось, аргументировалось. Важной является аргументация не только знания, но и требования к поведению.

Выделенные возрастные особенности играют важную роль в  развитии экологической культуры школьника.

Для периода 9-13 лет характерно возникновение условий для становления сознательного взаимодействия с природой и людьми на базе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Интенсифицируется количественный и качественный рост организма, развиваются все сущностные силы человека, стремление самоопределиться за счет личностных качеств.

Особенно  активно на подростка воздействует среда, что связано с недостаточностью личного опыта для критического анализа поведения окружающих. Чаще всего у него развита потребность нравиться другим, заслужить их одобрение.

Подростки очень  чувствительны к похвале. Они  склонны оправдывать свои поступки и неудачи, слишком категоричны в оценке поведения других.

Значимым становится осознание своей непохожести  на других. Развивается потребность и умение самопознания. Оно опосредуется познанием эталонных качеств взрослого человека или сверстника. Формируется устойчивая потребность оценки событий и людей; проекция личностных качеств своего идеала на себя. Свойства, характеризующие данный идеал, чаще всего определяют линию поведения подростка. Он нацелен на других людей, но через себя. Основной вопрос, который решается им, «Кто я?».

Активно совершенствуется самоконтроль деятельности. Именно в  этот период складываются отношения к себе, к людям, к обществу. Развиваются логическая и опосредованная память, интеллектуальная активность. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.

В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Это период активного самосовершенствования через самопознание, самовыражение и самоутверждение. В начале подросткового периода возникает стремление быть похожим на взрослых. Но подражание характеризуется копированием внешнего проявления взрослости. Самосознание направлено на осознание своих личностных качеств, а особенное внимание привлечено к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых достоинств других людей.

Для подростков характерна повышенная познавательная активность. Потребность познать многое его интересующее удовлетворяется через самообразование и самообслуживание. Друзей выбирают по совместным интересам.

Отношения к предмету часто определяется отношением к учителю. Интересы выходят за пределы школы. Мотивы обучения связаны с интересными делами, самостоятельным творчеством. Знания, умения становятся для подростка критериями ценности окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.

Происходит  формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности ребенка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, их оценку и самооценку. Дифференцированно оценивают людей, соотнося их с идеалами, ценностями и нормами. Взаимоотношения со сверстниками строятся на основе товарищества, которое включает в себя уважение личного достоинства другого, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. В группах подростков устанавливаются отношения лидерства.

Для детей в возрасте 10-13 лет наиболее типичными являются особенности, определяющие у них тип экологической культуры, личной достаточности или экологического оптимизма. Нет вопросов, которые бы не затрагивали самого человека. Из того, что его касается, наиболее важными являются его деятельность и интерес к нему со стороны других людей. То есть, чаще он выступает как потребитель материальных и духовных ценностей, он ждет и эмоциональной насыщенности от окружающих в большей степени, чем может отдавать сам. Таким образом, можно отметить направленность на самого себя, и при этом надо учитывать ее при организации работы по формированию экологической культуры школьников.

Третья возрастная группа — 14-17 лет — характеризуется способностью осознавать субъективность свою и субъективность природы, других людей. Они, как считает Б.Т.Лихачев, могут распространять на них свои чувства любви. Устанавливаются субъект-субъектные отношения между людьми, человеком и природой. Происходит становление мировоззрения. Формируется субъективно-личностное отношение ко всему живому.

Получаемые юношами  и девушками многообразные знания из самых разных источников переносятся  на взаимоотношения с другими людьми. Мир воспринимается как целостность. В этом периоде самостоятельно делают выбор, сами ориентируются и

занимают самостоятельную  позицию; признают неабсолютность правды: она должна быть такой, чтобы приносить пользу большинству людей. Справедливость определяется личным вкладом каждого. Кто что заслуживает, тот то и получает. Нет абсолютного идеала. Возникает ответственность, характерная взрослым. Личностное самоопределение старшеклассников своеобразно преломляется в целостно-временной структуре «Я». Для старшеклассников характерно «наличие Я», в большей степени тяготеющего к будущему, чем к прошлому. «Я» прошлое представляется совершенно чужим, и отношение к нему неизменно критическое. Наличие «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопределении.

Снижается острота  межличностных конфликтов, негативизм. Повышается контактность и общительность. Снижается уровень тревожности, нормализуется самооценка. Повышен интерес к внутреннему миру человека. Характерна интеллектуальная зрелость. Основой во взаимоотношениях со сверстниками являются уважение и равноправие. В общении признаются близкие друзья. С остальными — товарищеские отношения. Особенно популярны те, кто сам по-доброму и внимательно относится к товарищам.

Такое представление  о возрастных психологических особенностях школьников и полученные нами эмпирические данные об изучении показателей экологической культуры позволили представить более четко процесс развития экологической культуры школьников.

Для поиска закономерностей  этого развития значимым является то положение, что детский опыт — фундаментальная основа формирования личности и индивидуального образца жизни. И начинать этот поиск следует с самого раннего возраста. В этом случае возможно выявить «перерождение» системы и все этапы «жизненных циклов», что позволяет проследить весь цикл развития системы.

Обеспечение анализа целостности развития дает возможность представить ее в виде последовательности этапов, каждый из которых — это жизненный цикл определенного структурного состояния системы.

Опираясь  на выявленные структурные компоненты строения экологической культуры и представив цепочку изменений, характеризующую различные возрастные группы, можно проследить последовательность изменений, учитывая структуру показателей: отношения к себе, отношения к другим людям и к природе.

При исследовании респондентов различных возрастных групп используются различные методики. Они были направлены на оп ределение отношения к объективному миру, другим людям и к само-му себе, определение объема и характера пространства, отводимого ими самими для себя в реальном мире, причем важно было изучить как внешнее, так и внутреннее пространство учащихся.

Для младших школьников целесообразен метод анализа  рисунка и цветовой гаммы, используемой ребятами для выполнения основной задачи, так называемые проективные методики. Проективные методики позволяют изучить человека посредством проекции, основанной на тенденции интерпретировать человеком действительность так, чтобы она соответствовала психическому состоянию и потребностям личности, ее свойствам. К проективным методикам относится рисуночный метод. Он построен на теории психомоторной связи. Моторика рисующей доминантной руки зафиксирована в виде графического следа движения. Основано это объяснение на теории И.М.Сеченова о том, что всякое представление, возникающее в психике, и любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.

При выполнении рисунка  лист представляет собой модель пространства, при сокращении мышц рисующего фиксируется на бумаге его отношение к пространству, т.е. возникает тенденция проекции. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания по временным периодам и идеально-мыслительным планам работы психики.

Важным является и использование цветовой гаммы  в рисунках. Лишь незначительно интерпретировав процедуру использования теста Лютера, можно, обращая внимание на преобладание цвета, количество цветов, естественное разукрашивание деталей, получить дополнительную информацию об эмоциональном состоянии человека, его потребностях, мотивах и т.п.

Особенность использования  метода анализа рисунков для младших школьников заключалась еще и в том, что ребята рисовали окружающий их мир, каким он видится им:

1) если у  них хорошее настроение,

2) когда им  грустно. 

Такой подход показал, что ребята изображают не просто окружающую их действительность, а те образы, которые эмоционально воздействуют на ребенка. Рисунки по своему содержанию у всех респондентов в хорошем и плохом настроениях были различными. Таким образом, предположение о том, что экологические связи у ребят воспринимаются по-разному на эмоциональном уровне, подтвердилось полностью. Речь идет о том, что каждый человек рассматривает окружающую действительность, соотнося ее с самим собой. И если мы говорим о том, что экологическая культура предполагает формирование человека, поведение которого экологически оправдано, нельзя не учитывать влияние на характер его поведения, на его поступки и оценки эмоционального состояния самого человека.

Если охарактеризовать рисунки в целом, то чаще природа на них присутствует как нечто целостное, не определяемое как сумма отдельных компонентов, а люди вокруг — как конкретные, реально с ними существующие учителя, родители, друзья. Отсюда можно заключить, что экологически значимым для ребят является комплекс «мира», их окружающего; он невелик, отвечает потребностям школьника, обеспечивает их удовлетворение.

Ребятам среднего школьного возраста было предложено написать сочинение на тему «Письмо моему другу». Каждому надо было описать, что происходит с ним самим, его неудачи и успехи, его возможности, его внутренний мир. Цель этой работы — чтобы ученик анализировал свое место в действительности, определяя реальную сегодняшнюю позицию и перспективы будущего, свои возможности. Ученикам предлагался план письма, где обозначались вопросы, связанные с самоощущением, отношением к другим людям, ко всей окружающей среде в целом.

Анализ сочинений  показал, что у школьников 10-14 лет  достаточно четко сформированы и диагностируемы все три показателя экологической культуры. Однако соотношение между этими показателями различно.

Первый критерий — отношение к природе; определяется через безразличие к глобальности проблемы экологического загрязнения окружающей среды. Состояние природной среды волнует ребят только на уровне того пространства, которое они освоили. Все интересы сосредоточены в небольшом личном пространстве. При этом собственно экологические знания сформированы у детей на достаточном уровне.

Отношение к другим людям  и отношение к самому себе у респондентов равнозначное. Это связывается с тем, что если другой человек заинтересован данной личностью, то и он интересен ребенку. В противном случае, они (люди) не интересны.

Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании