Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель работы: определить творческий потенциал различных возрастных групп.
Задачи:
- выявить теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности;
- определить возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика;
- ознакомиться с историей становления системы экологического образования;
- определить творческий потенциал группы школьников.
Введение………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала..5
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития……………………………………7
Экологическое образование и творческий потенциал……....14
История становления системы экологического образования..22
Современные системы экологического образования и воспитания из отечественного и зарубежного опытов………25
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования…………………………………..27
Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностик…31
Исследование развития творческого потенциала в экологическом образовании. …………………………………………………………..33
Диагностика творческого потенциала школьников.………..33
Изучение критериев творческого потенциала и развития интеллекта………………….…………………………………..35
Особенности проявления творческого потенциала школьников различных возрастных групп………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………..52
Очень часто при знакомстве с учениками используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к учебным предметам, видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни. Например, путем анализа сочинений можно установить не только наличие познавательных интересов, но и до некоторой степени уровень их осознанности, степень эмоциональной увлеченности, характер познавательных интересов, а также составить представление о литературных способностях, словарном запасе, образном мышлении.
Наблюдение.
Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психологических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулировании возможных выводов.
Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
Наблюдение – метод трудоемкий.
Беседа.
Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.
Беседа можно проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями различных предметов можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить особенности классов в целом.
Беседа может быть и более стандартизированной, и более свободной.
В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко сформулированных вопросов. Это дает возможность точно фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.
Во втором случаи содержание вопроса за ранее не планируются, общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработка результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателям.
Существуют также
При проведение беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:
К несомненным достоинствам беседы следует отнести:
В тоже время следует учитывать, что в беседе мы получаем не только объективный факт а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.
Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становиться еще более серьезной помехой, если интервьюера интересует не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция потому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.
Диагностические методы.
Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психологические особенности личности или группы людей, но и измерить их.
Шкалирование.
Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок.
Выделяют три вида шкал.
Оценочные шкалы.
Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов исследования. Суть этого метода состоит в том, что какие либо реальные психологические явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.
Например, для оценки
характера взаимоотношений
При этом необходимо подробная расшифровка каждого из пунктов этой шкалы.
Одним из видов оценочного шкалирования, которое получило широкое распространение, является рейтинг. Он представляет собой диагностический метод измерения психологических явлений путем сбора суждений и разносторонних оценок компетентными судьями, экспертами. Рейтинг требует тщательного подбора экспертов, точной, удобной системы оценок. Его используют, например, для оценки перспективности методов обучения и эффективности диагностических средств.
Шкалы ранжирования.
Шкалы ранжирования образуются
путем сравнения отдельных
На основе ранжирования учащихся класса, по каким либо качествам может быть произведена корреляция – установление зависимости между двумя явлениями. Для этого строят подобную таблицу
№ |
Фамилия учащихся |
Ранг по первому признаку |
Ранг по второму признаку |
Разность рангов d |
d2 |
1 |
Антонова |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Буланова |
7 |
3 |
4 |
16 |
3 |
Васильев |
2 |
15 |
-13 |
169 |
4 |
Дятлов |
9 |
12 |
-3 |
9 |
5 |
Иглов |
11 |
7 |
4 |
16 |
После этого можно вычислять коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:
где n – число учащихся класса.
Если вычисленный коэффициент оказался положительным, то между исследуемыми двумя признаками существует положительная (прямая) связь; если отрицательным – обратная связь: чем более выражен один признак, тем менее выражен второй. При этом если абсолютная величина коэффициента корреляции находится в пределах 0 ≤ |rs| < 0,3, то между коррелируемыми признаками имеется слабая связь:
0,3 ≤ |rs| < 0,5 – умеренная связь;
0,5 ≤ |rs| < 0,7 – значительная связь;
0,7 ≤ |rs| < 0,9 – сильная связь;
0,9 ≤ |rs| ≤ 1 – очень сильная связь;
Еще одной разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому из них проставляется по одному баллу. Если же исследуемые качества у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два балла, а второму – ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества.
Несмотря на длительность
процедуры сравнение и
Социометрические шкалы.
Этот вид шкал наиболее
важен для классного
Например, методика социометрии
позволяет выявить
На основании этого опроса составляется подобная матрица (в кружок обводится взаимный выбор):
№ |
Кто выбирает |
Кого выбирают | |||
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
Количество полученных выборов |
|||||
Количество взаимных выборов |
Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании