Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить творческий потенциал различных возрастных групп.
Задачи:
- выявить теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности;
- определить возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика;
- ознакомиться с историей становления системы экологического образования;
- определить творческий потенциал группы школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала..5
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития……………………………………7
Экологическое образование и творческий потенциал……....14
История становления системы экологического образования..22
Современные системы экологического образования и воспитания из отечественного и зарубежного опытов………25
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования…………………………………..27
Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностик…31
Исследование развития творческого потенциала в экологическом образовании. …………………………………………………………..33
Диагностика творческого потенциала школьников.………..33
Изучение критериев творческого потенциала и развития интеллекта………………….…………………………………..35
Особенности проявления творческого потенциала школьников различных возрастных групп………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МПЭ.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Очень часто при знакомстве с учениками используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к учебным предметам, видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни. Например, путем анализа сочинений можно установить не только наличие познавательных интересов, но и до некоторой степени уровень их осознанности, степень эмоциональной увлеченности, характер познавательных интересов, а также составить представление о литературных способностях, словарном запасе, образном мышлении.

 

 

 

 

 

Наблюдение.

Наблюдение – один из основных методов, используемых в  педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и  целенаправленного описания психологических  особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулировании возможных выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять  следующим требованиям:

  1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
  2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные расчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
  3. Самостоятельность – наблюдение должно выявлять самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выявления качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение  организационных задач.
  4. Естественность – наблюдение должно проводится в естественных для ученика условиях.
  5. Систематичность – Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
  6. Объективность – учитель должен фиксировать не только, что он «хочет увидеть» в подтверждении своего предположения, а объективные факты.
  7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение  – метод трудоемкий.

    • Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.
    • Фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.
    • Наблюдению не поддаются интимные ситуации.
    • Метод пассивный: учитель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.
    • Наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Беседа.

Беседа – метод  установления в ходе непосредственного  общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседа можно проводить  не только с учениками, но  и с  учителями или родителями. Например, в беседе с учителями различных  предметов можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить особенности классов в целом.

Беседа может быть и более стандартизированной, и более свободной.

В первом случае беседа ведется  по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко сформулированных вопросов. Это дает возможность точно фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случаи содержание вопроса за ранее не планируются, общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработка результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателям.

Существуют также промежуточные  формы беседы, которые стараются  объединить положительные качества обоих указанных типов. При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

  1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четная постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.
  2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
  3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведение беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать общение  следует тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
  2. Вопросы, которые могут оказаться не приятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.
    1. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мыслей.
  1. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
  2. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие в не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить, скромное и корректное поведение вызывает  доверие.
  3. Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.
  4. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
  5. В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.
  6. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.
  7. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.
  8. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

  1. Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.
  2. На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
  3. Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
    1. Учащиеся более серьезно относиться к вопросам.

В тоже время следует  учитывать, что в беседе мы получаем не только объективный факт а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становиться еще более серьезной помехой, если интервьюера интересует  не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция потому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

 

 

 

Диагностические методы.

Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психологические особенности личности или группы людей, но и измерить их.

 

Шкалирование.

Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью  которого реальные качественные психологические  явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок.

Выделяют три вида шкал.

Оценочные шкалы.

Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа  результатов исследования. Суть этого  метода состоит в том, что какие либо реальные психологические явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.

Например, для оценки характера взаимоотношений учителя  с учащимся можно применить такую  шкалу оценок:

    1. Резко отрицательный, враждебный (-2);
    2. Слабо отрицательный (-1);
    3. Безразличный (0);
    4. Слабоположительный (+1);
    5. Ярко положительный (+2).

При этом необходимо подробная  расшифровка каждого из пунктов  этой шкалы.

Одним из видов оценочного шкалирования, которое получило широкое  распространение, является рейтинг. Он представляет собой диагностический метод измерения психологических явлений путем сбора суждений и разносторонних оценок компетентными судьями, экспертами. Рейтинг требует тщательного подбора экспертов, точной, удобной системы оценок. Его используют, например, для оценки перспективности методов обучения и эффективности диагностических средств.

 

Шкалы ранжирования.

Шкалы ранжирования образуются путем сравнения отдельных показателей  друг с другом. Показатели располагаются  в ряд по степени проявления (важности).

На основе ранжирования учащихся класса, по каким либо качествам  может быть произведена корреляция – установление зависимости между двумя явлениями. Для этого строят подобную таблицу

 

Фамилия учащихся

Ранг по первому признаку

Ранг по второму признаку

Разность рангов d

 

d2

1

Антонова

3

2

1

1

2

Буланова

7

3

4

16

3

Васильев

2

15

-13

169

4

Дятлов

9

12

-3

9

5

Иглов

11

7

4

16


 

После этого можно  вычислять коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:

где n – число учащихся класса.

Если вычисленный коэффициент  оказался положительным, то между исследуемыми двумя признаками существует положительная (прямая) связь; если отрицательным  – обратная связь: чем более выражен  один признак, тем менее выражен  второй. При этом если абсолютная величина коэффициента корреляции находится в пределах 0 ≤ |rs| < 0,3, то между коррелируемыми признаками имеется слабая связь:

0,3 ≤ |rs| < 0,5 – умеренная связь;

0,5 ≤ |rs| < 0,7 – значительная связь;

0,7 ≤ |rs| < 0,9 – сильная связь;

0,9 ≤ |rs| ≤ 1 – очень сильная связь;

Еще одной разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому из них проставляется по одному баллу. Если же исследуемые качества у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два балла, а второму – ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества.

Несмотря на длительность процедуры сравнение и сложность  обсчета большего количества учащихся, метод парного сравнения имеет  ряд достоинств:

    1. Объективность оценки, порожденную довольно большим числом сравнений  ( , где n – количество учащихся);
    2. Простота метода;
    3. Экономия времени при сборе материала;
    4. Несложная математическая обработка результатов.

 

Социометрические  шкалы.

Этот вид шкал наиболее важен для классного руководителя, так как с их помощью изучается  структура социальных взаимоотношений в группе.

Например, методика социометрии  позволяет выявить межличностные  отношения в классе. В зависимости  от характера выявляемых отношений  могут быть заданы различные вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной  партой?», «Кого бы ты рекомендовал для участия в дискуссии по теме…?»  Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, соблюдая последовательность предпочтения (в первую, во вторую очередь).

На основании этого  опроса составляется подобная матрица (в кружок обводится взаимный выбор):

 

 

 

 

Кто выбирает

Кого выбирают

       

1

         

2

         

3

         

4

         

Количество полученных выборов

       

Количество взаимных выборов

       

Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании